Организация инклюзивного образования в ОУ

1
0
Материал опубликован 29 September 2021

Организация инклюзивного образования в ОУ

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому инклюзивное образование – актуальный аспект развития современного общества. Опыт инклюзии в общеобразовательных учреждениях показывает, что образование доступно любому ребенку с ограниченными возможностями развития. При адаптированном подходе к обучению даже дети, которые имеют трудности при формировании навыка чтения или письма, могут обучаться в системе общего образования вместе со своими сверстниками.

В нашей стране реализация модели инклюзивного образования поддерживается современной государственной образовательной политикой РФ, закреплена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)». Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 02.07.2013), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) и в Конвенции ООН «О правах инвалидов».

Всё это ориентирует нас, педагогов, на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов.

Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Цель данного решения – адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.

Преподаватели и мастера производственного обучения ГБПОУ РО Константиновского технологического техникума, где я работаю, стараются не отставать от инновационных методов реализации инклюзивного образования в преподавании общеобразовательных предметов, специальных дисциплин и занятий производственного обучения. Понятно, что необходимо выпустить специалиста не только с хорошими знаниями, но умеющего на практике их использовать. Чтобы научить студентов с ОВЗ самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, преподавателям и мастерам приходится изучать и использовать новые методики, чтобы в результате обучающиеся стали полноценными частями общества.

В Константиновском технологическом техникуме существуют следующие условия реализации инклюзивного образования:

- доступ – студенты имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту;

- участие – обучающиеся осмысленно включены в повседневную жизнь;

- поддержка – инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, преподавателей и персонала.

Я, как преподаватель русского языка и литературы, принимаю на равных обучающихся с ОВЗ с остальными членами студенческого коллектива. Для этого прохожу курсы повышения квалификации по соответствующим темам, провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, экскурсии, посещаю «надомников».

Одним из недавних достижений в области реализации инклюзивного образования считаю освоенный мной курс повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Практические основы русского жестового языка». Язык жестов – это язык, в котором для передачи информации используются жесты и мимика. Моя задача, как преподавателя, рассказать и показать на своем примере остальным членам студенческой группы, что обучающиеся с ОВЗ по данной проблеме такие же полноценные члены общества, только общаются они по-иному. Ведь язык жестов и разговорный язык – это языки для передачи информации. Разница между ними заключается в том, как они передают эту информацию. Разговорный язык можно рассматривать как устный язык. Это потому, что это использует различные звуковые шаблоны, чтобы передать сообщение другому. Тон говорящего очень важен, потому что в большинстве случаев значение передается через изменение тона говорящего. Можно даже сказать, что в разговорной речи контекст говорящего имеет большое значение для понимания смысла. Мы можем выразить один и тот же набор слов и передать другое значение, изменив свой тон.

Язык жестов сильно отличается от разговорного. Это язык, где жесты и выражение лица используются для передачи информации вместо речевых трактов. Это одно из ключевых различий между языком жестов и разговорным языком. Как и разговорные языки, в мире существует несколько жестовых языков. Их используют глухие и слепые.

Таким образом, я считаю, что в ГБПОУ РО Константиновском технологическом техникуме созданы все необходимые условия для успешной реализации инклюзивного образования: это и нормативно-правовая база, и необходимая методической литературы, и должное финансирование, а главное – готовность педагогов изменить свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы, ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех служб и сотрудников техникума.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.