12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Миронова Лариса Алексеевна128
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
4

«Организация исследовательской деятельности на уроках математики, как основа становления современного научного специалиста».

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью Теоретические и методологические проблемы современного образования»

Тема: «Организация исследовательской деятельности на уроках математики, как основа становления будущего современного научного специалиста».

Автор: Миронова Лариса Алексеевна, учитель математики,

МОУ «Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда». Волгоград, Российская Федерация

Модернизация системы российского образования, внедрение в образовательные учреждения новых образовательных стандартов, потребовали решение одной из важнейших его задач – повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов на рынке труда. Современный специалист должен не только владеть профессией, но и иметь способность в минимальные сроки создать и реализовать определенный проект, продуктивно продвинуть организацию, дать толчок к ее дальнейшему развитию или вывести ее из кризиса. В данном случае речь идет о способности специалиста к научно-исследовательской деятельности.

В связи с вышесказанным, предметом настоящего рассмотрения является проблема организации исследовательских методов обучения, в частности, на уроках математики. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Одной из самых положительных сторон работы в сфере науки является возможность самореализации. Для сотрудников, причастных к исследованиям, открывается возможность не только узнать что-то новое для себя и повысить свой интеллектуальный уровень, но и внести собственный вклад в науку.

Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу исследования, самостоятельному получению знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

В настоящее время все больше молодых людей занимается научными исследованиями. И как следствие этого, кардинально меняется отношение к образованию в современном мире. В связи с этим исследовательские методы обучения в школе становятся более востребованными.

Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками и продолжателями этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В. П. Вахтеров и Л. С. Выгодский. В. П. Вахтеров подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы, важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.

Исследовательские задания на уроке математики можно включать в различные этапы урока. На этапе актуализации опорных знаний целесообразно выполнить задачи на выявление свойств изучаемых математических объектов или отношений между ними, классификация математических объектов.

На этапе открытия новых знаний часто создается проблемная ситуация. Учитель предлагает ученикам задачу, схожую с решаемыми ранее, но содержащую новые знания. Или задачу, содержащую противоречие с ранее полученными знаниями. У учащихся возникает ощущение проблемы, осознание ситуации затруднения.

На этапе применения новых знаний в нестандартной ситуации активно используются задачи прикладного характера, задания с параметрами, решение одной и той же задачи разными способами.

Одной из проблем исследовательской деятельности в школе является недостаточное количество исследовательских задач в школьных учебниках. В отличие от подбора учителем тренировочных упражнений к уроку, создание новой учебной задачи поискового характера – процесс творческий. Традиция математического образования хранит много прекрасных классических задач, однако доступных для школьников исследовательских задач пока накоплено явно недостаточно. Для решения проблемы целесообразно накапливать банк посильных для учащихся исследовательских задач по математике. В замечательной книге А. И. Сгибнева «Исследовательские задачи для начинающих», дается следующая характеристика хорошей исследовательской задачи: «хорошая задача для начинающих – та, в которой есть естественный параметр, по которому можно двигаться в исследовании, т. е. легко выделяемая последовательность частных случаев, так что в каждый момент ученик сам понимает, что можно делать дальше».

Следующая проблема, на которую хотелось бы обратить внимание, является невосприятие отдельными учениками материала исследований. Некоторые учащиеся не умеют работать с информацией, а именно систематизировать и представлять ее. Перед учителем встает вопрос: Какие формы организации исследовательской деятельности, какие методы необходимо использовать, чтобы стимулировать поисковую деятельность учащихся. Стимулирующим моментом к проявлению исследовательских качеств являются групповые формы организации учебного процесса. Умение работать в коллективе – одна из ключевых компетенций, которую хотят видеть в резюме соискателей современные работодатели.  Собственные наблюдения в этом плане показали, что учащиеся в группе активнее выражают свои мысли, смелее предлагают способы решения задач, учатся обсуждать подходы к решению задач в команде, делить решение задачи на этапы и распределять роли при коллективной работе.

Качество представленных исследований зависит также от того, как обработаны и представлены результаты. Сущность проблемы сводится к тому, что учащиеся не готовы представить полученные результаты в соответствии с научной тематикой. Необходимо научить учащихся использовать методы математической статистики. К основным статистическим показателям можно отнести следующее: ряд, среднее арифметическое, мода, среднее квадратичное отклонение, вероятность, достоверность и способы их определения. Если учащийся владеет этими методами, то из полученных данных он извлекает больше информации для анализа и обсуждения, обнаруживает закономерности, взаимосвязи, которые не видны в первичных результатах. Одним из путей решения проблемы является создание учебно-методического пособия с систематизацией информации и методическими схемами выполнения мини научных исследований в рамках урока.

В заключение следует подчеркнуть, что целенаправленная работа учителя по системной организации и управлению познавательной деятельностью учащихся, поможет преодолеть проблемы неуверенности школьников в получении положительных результатов собственных исследований. Для осуществления такой деятельности можно создать пакеты материалов по каждому разделу предмета математика, которые содержат:

проблемную задачу, которую необходимо решить в рамках урока или серии уроков по данной теме;

методический материал – рекомендации к выполнению работ;

дидактические материалы, где предлагаются к рассмотрению ключевые задачи, приводящие к исследованию проблемной задачи;

диагностический материал- таблица отчетности о проделанной работе и выводы, дневник новых идей, технологические карты учета баллов для проведения мониторинга качества деятельности группы.

Литература:

Сгибнев А. И. Исследовательские задачи для начинающих. 2-е изд., испр. и доп. – М.: МЦНМО, 2015.- 136 с.

Петрова Е. С. Исследовательские задачи в системе углубленного изучения математики. Издательство Саратовского государственного педагогического института. Саратов. 1993.

Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. / А.И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.