12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андреева Валентина Ивановна16

Андреева Валентина Ивановна,

учитель биологии

МАОУ «Гимназия «Новоскул», Великий Новгород



Организация проектной деятельности в школе

Согласно ФГОС ООО и СОО основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования [5]. В стандартах нового поколения прописаны следующие требования к индивидуальному проекту (далее - ИП):

ИП рассматривается как особая форма организации деятельности учащегося, которая выполняется в течение одного или двух лет согласно учебному плану;

работа должна быть выполнена в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);

работа выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) [4,5].

Таким образом, основная функция учителя при руководстве ИП учащегося координационная и консультативная. Учитель-тьютор создает образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно развивать метапредметные компетенции, совершенствовать уровень предметных результатов и личностных достижений, обучаясь в удобном для него режиме. Педагог продумывает способы мотивации,  анализируя познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления ребенка. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении цели и задач деятельности, планировании, реализации проекта/исследования, анализе результатов работы.

В соответствии с ФГОС на уровне основного и среднего общего образования индивидуальный проект должен быть представлен в форме завершенного учебного исследования или разработанного учебного проекта[4,5]. Существует значимое различие между понятиями «исследование» и «проект», соответственно между проектной и исследовательской деятельностью. Первая задача учителя-тьютора – помочь ребенку определиться с формой индивидуального проекта. От этого будет зависеть организация и планирование действий по реализации ИП.

Рассмотрим основные отличия между исследованием и проектом.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения [3]. Проведение учебного исследования предполагает: выделение в учебном материале проблемных точек, имеющих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; развитие навыков анализа и принятия решения на основе анализа одной версии в качестве истинной [2].

Проект направлен на со­здание конкретного продукта, создание нового (например, нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике. Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость [3]. В зависимости от формы ИП предъявляются различные требования [6]:

Таблица №1. Требования к оформлению исследовательской работы и практического природоохранного проекта

Исследовательская работа

Практический природоохранный проект

- титульный лист

- титульный лист

- оглавление, перечисляющее разделы

- оглавление, перечисляющее разделы

- введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность

- введение, где необходимо указать проблему, которую решает проект; обосновать ее актуальность, цели и задачи работы

провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать физико-географическую характеристику района исследования; методику исследования (описание

методов сбора, первичной и статистической обработки материала)

- этапы и механизмы его реализации

- результаты исследований и их обсуждение. Желательно использование в работе таблиц, графиков и т.п.;

- выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);

- заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации,

проистекающие из данного исследования

- практическая значимость










- список использованной литературы,

- список использованной литературы,

- оформленный в соответствии c правилами составления библиографического списка

- оформленный в соответствии c правилами составления библиографического списка

Индивидуальный проект или учебное исследование может выполняться по любому из следующих направлений: социальное; прикладное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерно-конструкторское; информационное; творческое; игровое [7].

Таким образом, учебное исследование как форма индивидуального проекта может быть:

- информационным (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения, наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений);

- исследовательским (изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем (прогноз на будущее);

- экспериментально-исследовательским (проверка предположения о подтверждении или опровержении результата).

Учебный проект как форма индивидуального проекта может быть:

- практико-ориентированным или прикладным (основная цель создание определенного продукта. Продукт может использоваться как самим учеником, так и иметь внешнего заказчика);

- инженерно-конструкторским (усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, приборов);

- бизнес-проектом;

- творческим проектом (предполагает свободный, нестандартный подход к работе, требует больших усилий от автора, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей);

- социальным (социально-ориентированным) – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.

Как и любая деятельность, проектная и исследовательская деятельность имеет свои этапы. На каждом этапе работы педагог должен четко представлять свои функциональные обязанности как руководителя проекта, обозначить для учащегося его основные виды деятельности. Кроме того, каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный результат [1].

Таблица 2. Характеристика этапов реализации ИП

Этап

Содержание работы

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Результат

1.Выдвижение

идеи проекта, определение формы и направления ИП

Предварительное

формулирование

темы и основных этапов

выполнения проекта

Обсуждают идею,

собирают информацию,

выдвигают свои

формулировки тем

Разъясняет смысл

проектирования, организует мотивацию и целеполагание,

участвует в

обсуждении идеи и темы

Оформленный титульный лист

Раздел «Введение»

2.Планирование проекта

Определение источников

информации, выбор

методов выполнения и

формы представления

отчета,

составление плана

действия

Определение источников и сбор информации.

Работают с информацией. Вырабатывают

конкретный план

действий,

формулируют задачи

Разъясняет смысл

планирования,

корректирует планы

работы, помогает

сформулировать

задачи. Организует составление списка используемых источников информации

Раздел «Содержание работы», «Список литературы», паспорт проекта

3.Реализация ИП

Осуществление действий

по сбору необходимой

информации. Выбор методики исследования, проведение эксперимента. Работа с текстовым материалом. Проведение исследования и оформление его результатов

Выполняют

исследовательскую, информационную, практико-

ориентированную

работу по проекту,

накапливают материал, оформляют разделы проекта

Наблюдает за работой и корректирует действия учащегося

Основные разделы проекта

4.Завершение проекта

Анализ достижения поставленной цели, оценка созданного

объекта

Анализирует

информацию, выясняют

ее недостатки,

оценивают созданный

собственным трудом

объект.Участвуют в самоанализе проекта и самооценке.

Помогает выполнить

анализ, участвует в оценке созданного

объекта, обучает рефлексии своей деятельности

Раздел «Заключение»,

лист самооценки ИП

5. Защита проекта

Работа по оформлению

отчета в соответствии с

выбранной формой

Подготовка презентации и выступления.

Оценка деятельности и результатов работы.


оформляют отчет,

готовят выступление

Отчитываются о

результатах своей

работы, обсуждают,

оценивают достоинства

и недостатки проекта

Помогает составлять

отчет, корректирует

окончательный

вариант отчета и

выступления. Слушает, задает

вопросы, оценивает

качество отчета,

выступления, проект в целом

Презентация, продукт.

Защита проекта

Итоговый индивидуальный проект (учебное исследование) целесообразно оценивать по следующим критериям:

Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы [5].

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Получив опыт планирования учебной деятельности, работы с различными источниками информации, публичного выступления в гимназии учащиеся успешно представляют свои работы на конференциях и конкурсах различного уровня.

Список литературы.

Баженова И. И. Индивидуальный проект как актуальное требование к результатам образования учащихся // Молодой ученый. -2016. -№18.-с. 425-428.

Букреева И. А., Евченко Н. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций // Молодой ученый. — 2012. — №8. — с. 309-312.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://минобрнауки.рф/документы/543

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».URL: http://минобрнауки.рф/документы/543

Приказ Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода от 13.09.2017 №459 О проведении городского юниорского лесного конкурса «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам «Подрост»

Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Основная школа/ авт.-сост. С.В. Третьякова. – М.: Просвещение, 2013. – с.3-32.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.