Организация работы с детьми, требующими особого внимания
МБОУ «ВОК» СП Зюкайская школа
УТВЕРЖДАЮ.
Начальник СП Зюкайская школа
________________ Н.В.Захарова
Педсовет
«Организация работы с детьми, требующими
особого внимания»
Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/MY6x/UM3tbQ8PK
Автор:
Методист СП Зюкайская школа
Дементьева Елена Геннадьевна
План педсовета.
Система инклюзивного образования, проблемы его организации.
Функционирование психолого-педагогического консилиума в образовательной организации.
Примеры педагогических характеристик на ребёнка.
«Тренинг эффективного взаимодействия»
Решение методического совета.
1 часть.
Добрый день! Рада приветствовать всех участников методического совета в нашем зале . А начнём мы с небольшого теста. На столах у каждого лежат листочки жёлтой бумаги. Как вы думаете, что я вам хочу предложить нарисовать на них? (Солнышко, геометрические фигуры и др.) На следующий вопрос попрошу ответить тех, кто выбрал ответ «солнце, солнышко». Почему вы решили, что солнышко? (Потому что листики желтого цвета, потому что за окном солнечный день,……) В целом, правильно, я предлагаю вам нарисовать на этих листочках солнце, чтобы в нашем зале стало еще уютнее и комфортнее.( Все участники методического совета рисуют солнышки.)
Покажите коллегам свои рисунки. Есть ли среди них одинаковые? (Ответы участников.) Как нет? Задание для всех было одинаковое, листочки у всех одинаковой формы, размера, цвета? (Ответы участников.)
Знакомая ситуация для нас, педагогов, не правда ли? Когда на занятии или просто в беседе поставленная задача для детей выполняется порою по-разному, а иногда и вообще никак. Все дети разные, у каждого свой тип мышления, свои индивидуальные способности, возможности. Для педагога важно увидеть их и раскрыть, помочь понять каждому поставленную задачу и успешно с ней справиться.
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности. ( Л.И.Швецова) |
Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Проблема образования детей с особыми образовательными потребностями сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм, наркомания, и прочее.
Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. То есть приоритетом становится развитие инклюзивного образования.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности, и подразумевает доступность образования для всех. Отсюда следует, что школа или детский сад, в которых реализуется инклюзивное образование, – это учреждения образования, в которых принимают каждого ребенка, в котором все педагоги готовы к организации образовательного процесса с соблюдением специальных условий, необходимых для каждого ребенка с особенностями развития. Это учреждение, где создана соответствующая особым образовательным потребностям среда, где все дети по возможности все время (учебное и внеучебное) проводят вместе, обучаются по единым программам и учебникам, однако при этом обеспечивается доступный и необходимый для каждого из них уровень учебного материала.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития:
нарушение слуха,
зрения,
опорно-двигательного аппарата,
интеллекта,
с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм,
с задержкой и комплексными нарушениями развития.
По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.
Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников в школьном и дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.
Давайте представим, что завтра к нам приходит ребёнок, имеющий статус ОВЗ. Нам необходимо организовать работу с ним. С какими трудностями мы столкнёмся.
Внедрение инклюзивного образования в ОУ выявляет ряд проблем.
Во-первых, отсутствие необходимой методической литературы. В ОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.
В-вторых, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.
В-третьих, отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычном классе ОУ. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.
В-четвёртых, также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов. Не важно, какое учреждение выберет родитель для своего ребёнка: обычное учреждение или коррекционное, где есть свои плюсы и минусы. Главное, чтобы ребёнок как можно раньше получил сопровождение специалистов.
В-пятых, немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ОУ. Со стороны родителей « особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, педагогов и специалистов ОУ.
Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.
Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем детском саду детей, имеющих статус ОВЗ нет. Но в каждой группе в последние годы есть «особенные» дети.
«Особенные» дети- это дети, которых по самым разным причинам называют именно так. Не важно одарённый он или, наоборот, с ограниченным развитием, деструктивным поведением- это ребёнок с особыми возможностями развития.
Это дети, чьё развитие и поведение выходит за рамки «норма». И мы , если такой ребёнок попал в коллектив, порой не знаем как найти подход к нему, как с ним заниматься. Один не даёт провести занятие , праздник с детьми. Воспитателю приходится много внимания уделять ему одному. Другой не способен усваивать материал. Я бы назвала этих детей «недообследованными».
2 часть.
Сегодня я познакомлю вас с системой психолого-педагогического сопровождения таких детей.
ППк в нашей школе работает с 2021 года. В 2021 году детский сад направил детей на ППк.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Организационно-содержательные аспекты функционирования психолого-педагогического консилиума в образовательной организации» , авторы:
Перетягина Арина Геннадьевна, старший научный сотрудник отдела воспитания и социализации ГАУ ДПО «ИРО ПК», старший преподаватель кафедры специальной психологии и педагогики ФГБОУ ВО ПГГПУ.
Каткова Ирина Геннадьевна, магистрант ПГГПУ, профиль «Образование и сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья» заведующий сектором образования детей с ОВЗ Министерства образования и науки Пермского края .
3 часть.
Примеры педагогических характеристик на ребёнка.(воспитатели)
4 часть.
Как я уже говорила, в каждой группе есть дети «особенные»:
- с ярко выраженными страхами,
- агрессивные, гиперактивные,
- заторможенные,
- с расстройствами аутистического спектра и т.д.
Безусловно таким детям нужна помощь специалистов. А если их нет в учреждении, то этим специалистом должны стать вы.
Я хотела бы порекомендовать вам для работы с такими детьми игры из комплексной программы Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Тренинг эффективного взаимодействия». А также вы можете узнать из этого источника причины такого поведения детей и пути выхода из ситуации. Данный материал можно использовать для рекомендаций с родителями. А если данное пособие использовать адресно для какого то ребёнка, в системе и привлечь к этому родителей ребёнка, я думаю, что успеха вы добьётесь.
№1 6. Игра «Обзывалки»( для коррекции поведения агрессивных, гиперактивных детей, для снятия напряжения)
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»
Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Обсуждение: В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.
Эта игра будет полезна не только агрессивным, но и обидчивым детям.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
№2. . «Кто меня слышит».
Эффективно использовать, когда в группе поднимается сильный шум.
«Кт-о ме-ня слы-шит, хлопнет 2 раза в ладоши».
№3. Упражнение «Эффективное взаимодействие»
1 этап. Вербальный вариант
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью в группе (в кругу) можно обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Можно разыграть ситуацию по ролям в кругу или в парах. Такие упражнения помогут ребенку расширить поведенческий репертуар.
Содержание. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.
Затем участники меняются ролями.
2 этап. Невербальный вариант.
Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.
Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы «Когда было легче просить предмет?» «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»... Так, многие участники начинают говорить о своих проблемах, о том, что стиль взаимодействия с детьми, оказывается, не предусматривает такого эффективного способа влияния, как просьба. Некоторые ученики осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятные ситуации.
Далее все участники обсуждают возможности использования данного упражнения в повседневной практике. Тренер рекомендует проводить упражнение в группе детского сада или в классе неоднократно, с обязательным последующим обсуждением.
Литература:
Закон «Об образовании».
ФГОС ДО.
Петрова Вера Георгиевна, доктор психологических наук, профессор
Белякова Ирина Викторовна, кандидат психологических наук
«Кто они, дети с отклонениями в развитии?» — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104с.
Лютова К.К., Монина Г.Б. «тренинг эффективного взаимодействия»-СПб: Издательство «Речь», 2005 год.
Проект решения педсовета:
Соблюдать алгоритм работы с детьми, имеющими ярко выраженные особенности в развитии.
Выполнять рекомендации ППк по сопровождению детей.