12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Черенкова138
Россия

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере предмета биология в основной школе


Черенкова С.В.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №75/42, Нижний Тагил, Россия, cherenkov1986@mail.ru


Среди ключевых положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выделяется требование осваивать проектную и учебно-исследовательскую деятельность (ФГОС, 2011).

Под исследовательской деятельностью школьников мы понимаем деятельность учащихся, по своей структуре сходную с научной деятельностью; под учебно-исследовательской деятельностью учащихся подростковой школы предлагается понимать не совокупность исследовательских работ школьников, а систему учебных ситуаций, направленных на открытие и поэтапное освоение исследовательской деятельности в соответствии с возрастными возможностями подростков.

Основными задачами учебно-исследовательской деятельности являются:

овладеть основами исследовательского метода познания на базе освоения составляющей его системы учебных действий;

развивать способности к самостоятельному добыванию новых знаний исследовательским методом.

Новизна проблемы введения исследовательской деятельности в учебный процесс заключается в том, что исследовательский метод познания становится методом обучения.

Принципиально важно начать организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся основной школы с учетом их возможностей, не навязывая учащимся избыточных норм научной исследовательской деятельности, не подменяя их познавательный интерес квазинаучной проблематикой.

Открытие и освоение норм исследовательской деятельности учащимися осуществляются:

- в ситуациях, специально спроектированных педагогом в рамках урочной и внеурочной деятельности;

-  самостоятельно самими учащимися.

В ходе урочной деятельности, на мой взгляд, принципиально одновременное решение двух задач – освоение норм исследовательской деятельности и освоение предметного материала. Предметный материал осваивается средствами исследовательской деятельности (Ксензова, 2000).

В отношении учебно-исследовательской деятельности базовой образовательной задачей в 5-7 классов является рефлексивное открытие норм исследовательской деятельности через формат исследовательских заданий. 

Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.

В рамках предмета биология учащимся необходимо воспроизвести по описанию ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления. Примером может служить проведение домашних лабораторных исследований, таких как выявление наличия органических и неорганических веществ в составе продуктов питания, самостоятельное выращивания гриба мукор, составление гербария и т.д.

Если обнаружение нового свойства известного объекта или «открытие» нового явления будет проделано самими учащимися, то оно с большой вероятностью будет сопровождается удивлением познавательного характера. Вопросы-удивления «Как это возможно?», «Почему это происходит?», «За счет чего это возможно?» могут быть переформатированы в вопросы проблемного характера. 

Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом (в том числе и с текстом учебника) как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей. Например, в 5 классе при изучении темы «Увеличительные приборы» обучающиеся получают письмо от Незнайки, в котором он пишет, что недавно прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов. Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать? Учащиеся высказывают свои предположения, что это за прибор, а в конце урока пишут ответное письмо.

Обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов и выделение норм исследовательской деятельности.

 Для учащихся 8-9 классов базовой образовательной задачей является освоение норм исследовательской деятельности через формат исследовательских задач, предполагающих групповые формы работы.

При конструировании исследовательской задачи используется изучаемый программный материал.  Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки. Учебно-исследовательская работа, организованная в виде выполнения исследовательских заданий на материале программного курса остается доминирующей в этом возрасте (Сластенин, 2000). Например, такие исследования как: измерение школьниками пульса и артериального давления друг у друга до выполнения физических упражнений и после с заполнением табличных данных и оформлением выводов; исследование эмоциональных стояний во время написания контрольной работы и т.д. В данном случае более важно предоставить школьникам возможность сыграть в исследование, провести измерения, сопоставить их, возможно – проанализировать и сделать локальные эмпирические выводы. При этом, важно, чтобы в ходе их проведения обсуждались этапы работы и их предназначение.

Большую роль играет и внеурочная деятельность. В нашей школе она заключается в написании исследовательских проектов, выездов на природу с научной цельной, участие в летней научно-исследовательской экспедиции.

Важно отметить тесное сотрудничество с городской станцией натуралистов, городской станцией туристов, с филиалом РГППУ.


ЛИТЕРАТУРА

1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

2.Сластенин В.А. Личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования. – М.: Издательский Дом МАГИСТР–ПРЕСС, 2000.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12 2010 г. № 1897). – М.: Просвещение, 2011.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.