Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС НОО ОВЗ
Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС НОО ОВЗ
«Великая цель образования – это не знания, а действие»
Г. Спенсе
C 01.09.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.
Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ОВЗ – это ст.79 № 273ФЗ «Организация получения образования обучающимися с ОВЗ».
Закон обязывает создать специальные условия для обучения лиц с ОВЗ и
контролирует эти условия:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания;
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Статья 48 № 273ФЗ «Обязанности и ответственность педагогических
работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
В настоящее время в связи с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта построенного на компетентностном подходе, меняется методика обучения в образовательных учреждениях. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает
деятельностный подход в образовательном процессе.
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Предметные результаты - это знания, умения, навыки, опыт решения проблем, творческой деятельности, система ценностей, усвоенных в рамках изучения программы.
Метапредметные результаты- это освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (образовательных программ одной или нескольких направленностей) способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные результаты – это ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно - значимых проблем.
Показать это можно на примере урока русского языка.
Тема: Орфограмма. Орфографическое правило.
Цели (201 г.) | Цели (ФГОС) |
1.Познакомить с понятиями: «орфография», «орфограмма». 2.Формировать навык орфографического и каллиграфического грамотного письма навык фонетического и морфемного разбора. 3.Развивать речь: обогащать лексический запас слов; развивать память, мышление. 4.Формировать учебную мотивацию, навыки самоорганизации. | 1.Создать условия для формирования функциональной грамотности учащихся. 2.Создать условия для формирования умения использовать полученные знания по теме «Орфография». 3.Фонетический и морфемный разборы слов» для решения познавательных; практических и коммуникативных задач. 4.Обеспечить языковое и речевое развитие ребенка. 5.Помочь ребенку осознать себя носителем языка.
|
Какое новое понятие вводят Стандарты?
Новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированности УУД учащихся.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными результатами ипознавательные и коммуникативные компетенции.
Требования к информационно-образовательной среде.
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. Информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и обучающегося. Через информационно-образовательную среду обучающиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя- Дневник.ру
Воздействие ФАОП НОО на образование детей с ОВЗ.
Введение ФАОП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Этот учебно-методический документ определяет основной объём и содержание образования, а также описывает результаты обучения, которые необходимо достигнуть.
При разработке АООП НОО в обязательном порядке образовательные
организации используют федеральные рабочие программы по учебным предметам
«Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Обязательные к выполнению - федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ ФАОП НОО предусматривают возможность разработки индивидуальных учебных планов. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе ФАОП НОО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации с сохранением всех требований ФГОС НОО ОВЗ к учебным планам. Формирование ФАОП для детей с ОВЗ играет фундаментальную роль в их образовательном процессе:
Индивидуальный подход. ФАОП позволяет создавать образовательную среду, адаптированную под уникальные потребности каждого ребенка с ОВЗ, что способствует более эффективному обучению, учитывая их уровень умственного и физического развития.
Улучшенная доступность. ФАОП включает различные методы обучения и оценки знаний, что помогает детям с ОВЗ лучше усваивать материал. Это также включает использование альтернативных коммуникационных методов и средств для тех, кто имеет ограниченные коммуникационные способности.
Специализированные ресурсы. В рамках ФАОП могут быть предоставлены дополнительные материалы, оборудование и технические средства, которые облегчают обучение детей с ОВЗ. Это включает использование технологий, специализированных пособий и помощь ассистентов.
Социальная интеграция: ФАОП способствует созданию условий для включения детей с ОВЗ в общественную среду, содействуя укреплению их социальной адаптации и развитию социальных навыков.
Развитие потенциала. ФАОП помогает выявлять таланты и способности детей с ОВЗ, которые могли бы остаться нераскрытыми в обычной образовательной среде.
Сотрудничество. ФАОП предполагает активное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей для достижения лучших результатов в образовании детей с ОВЗ.
Повышение самооценки. Подход, ориентированный на индивидуальные потребности, может помочь детям с ОВЗ развивать уверенность в себе и улучшать их самооценку.
Следовательно, ФАОП является необходимым элементом в образовании детей с ОВЗ, обеспечивая им равные возможности для получения качественного образования, развития и успешной интеграции в общество. Что такое внеурочная деятельность, каковы её особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако в Стандарте определены результаты воспитания:
чувство гражданской идентичности, патриотизм,
учебная мотивация,
стремление к познанию,
умение общаться,
чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность.
В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, а также целевая программа здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей.
Введение часов внеурочной деятельности вносит существенные изменения в учебный план образовательного учреждения.
Главное отличие данного учебного плана от предыдущего - в наличии часов внеурочной деятельности.
Таким образом, новые Стандарты вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего учебно-воспитательный процесс.