Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС НОО ОВЗ

1
0
Материал опубликован 4 June в группе

t1717498661aa.gif


















































Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС НОО ОВЗ



«Великая цель образования – это не знания, а действие»

Г. Спенсе

C 01.09.2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ОВЗ – это  ст.79   №   273­ФЗ    «Организация   получения   образования обучающимися с ОВЗ». 

Закон обязывает создать  специальные условия для обучения лиц с ОВЗ и 

контролирует эти условия:

использование специальных образовательных программ и методов обучения и 

воспитания;

специальных   учебников,   учебных   пособий   и   дидактических   материалов,

специальных   технических   средств   обучения   коллективного   и индивидуального пользования;

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего  обучающимся  необходимую техническую помощь;

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Статья  48  № 273­ФЗ «Обязанности и ответственность педагогических

работников»   обязывает   всех   педагогов   учитывать   особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные   условия,   необходимые   для   получения   образования   лицами   с ОВЗ, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. 

В настоящее время в связи с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта построенного на компетентностном подходе, меняется методика обучения в образовательных учреждениях. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
     Отличительной особенностью нового стандарта является системно-деятельностный подход, основным результатом применения которого является развитие личности ребенка на основе УУД.

     Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает

деятельностный подход в образовательном процессе.
  
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Предметные результаты - это знания, умения, навыки, опыт решения проблем, творческой деятельности, система ценностей, усвоенных в рамках изучения программы.

Метапредметные результаты- это освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (образовательных программ одной или нескольких направленностей) способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты – это ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно - значимых проблем.

Показать это можно на примере урока русского языка.

Тема: Орфограмма. Орфографическое правило.

Цели (201 г.)

Цели (ФГОС)

1.Познакомить с понятиями: «орфография», «орфограмма».

2.Формировать навык орфографического и каллиграфического грамотного письма навык фонетического и морфемного разбора.

3.Развивать речь: обогащать лексический запас слов; развивать память, мышление.

4.Формировать учебную мотивацию, навыки самоорганизации.

1.Создать условия для формирования функциональной грамотности учащихся.

2.Создать условия для формирования умения использовать полученные знания по теме «Орфография».

3.Фонетический и морфемный разборы слов» для решения познавательных; практических и коммуникативных задач.

4.Обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.

5.Помочь ребенку осознать себя носителем языка.

 


Какое новое понятие  вводят Стандарты?

Новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

возраста ребенка;

специфики учебного предмета;

меры сформированности УУД учащихся.

    Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

     При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными результатами ипознавательные и коммуникативные компетенции.

Требования к информационно-образовательной  среде.
     Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. Информационно-образовательная среда должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и обучающегося. Через информационно-образовательную среду обучающиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя- Дневник.ру

Воздействие ФАОП НОО на образование детей с ОВЗ.

Введение ФАОП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Этот учебно-методический документ определяет основной объём и содержание образования, а также описывает результаты обучения, которые необходимо достигнуть.

При разработке АООП НОО в обязательном порядке образовательные

организации используют федеральные рабочие программы по учебным предметам

«Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Обязательные к выполнению - федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ ФАОП НОО предусматривают возможность разработки индивидуальных учебных планов. Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе ФАОП НОО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации с сохранением всех требований ФГОС НОО ОВЗ к учебным планам. Формирование ФАОП для детей с ОВЗ играет фундаментальную роль в их образовательном процессе:

Индивидуальный подход. ФАОП позволяет создавать образовательную среду, адаптированную под уникальные потребности каждого ребенка с ОВЗ, что способствует более эффективному обучению, учитывая их уровень умственного и физического развития.

Улучшенная доступность. ФАОП включает различные методы обучения и оценки знаний, что помогает детям с ОВЗ лучше усваивать материал. Это также включает использование альтернативных коммуникационных методов и средств для тех, кто имеет ограниченные коммуникационные способности.

Специализированные ресурсы. В рамках ФАОП могут быть предоставлены дополнительные материалы, оборудование и технические средства, которые облегчают обучение детей с ОВЗ. Это включает использование технологий, специализированных пособий и помощь ассистентов.

Социальная интеграция: ФАОП способствует созданию условий для включения детей с ОВЗ в общественную среду, содействуя укреплению их социальной адаптации и развитию социальных навыков.

Развитие потенциала. ФАОП помогает выявлять таланты и способности детей с ОВЗ, которые могли бы остаться нераскрытыми в обычной образовательной среде.

Сотрудничество. ФАОП предполагает активное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей для достижения лучших результатов в образовании детей с ОВЗ.

Повышение самооценки. Подход, ориентированный на индивидуальные потребности, может помочь детям с ОВЗ развивать уверенность в себе и улучшать их самооценку.

Следовательно, ФАОП является необходимым элементом в образовании детей с ОВЗ, обеспечивая им равные возможности для получения качественного образования, развития и успешной интеграции в общество.  Что такое внеурочная деятельность, каковы её особенности?
  Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
     Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
     Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако в Стандарте определены результаты воспитания:

чувство гражданской идентичности, патриотизм,

учебная мотивация,

стремление к познанию,

умение общаться,

чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность.

В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, а также целевая программа здоровьесбережения - направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей.

Введение часов внеурочной деятельности вносит существенные изменения в учебный план образовательного учреждения.  

Главное отличие данного учебного плана от предыдущего  -  в наличии часов внеурочной деятельности. 

Таким образом, новые Стандарты вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего учебно-воспитательный процесс.



















t1717498661ab.png

t1717498661ac.png

t1717498661ad.png

t1717498661ae.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации