Роль общей физической подготовки в построении учебного процесса в начальных классах

2
0
Материал опубликован 17 February 2017 в группе

Роль общей физической подготовки в построении учебного процесса в начальных классах.

Магистр педагогических наук по специальности ФКС,

двукратная чемпионка Международного турнира СНГ

по Шинкиокушинкай каратэ, КМС Шепелева Е.В.

Физическая культура так же является и частью культуры человека и общества в целом, позволяет достичь гармоничного развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Во время построения учебного процесса в начальной школе основную роль уделяют общей физической подготовки. Которая, в дальнейшем окажет положительный эффект на здоровье учеников.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным  действиям) и развитие физических качеств.

При построении учебного процесса для детей начальной школы нужно помнить об основном всестороннем развитии ребенка. Нужно помнить, что спортивная деятельность требует от человека широкого диапазона пространственно- двигательной ориентировки точности быстроты к разносторонней координации во времени и пространстве. Поскольку все двигательные качества довести до совершенства невозможно следует уделять большое внимание арсеналу двигательных умений и навыков.

При разработке учебного процесса для учеников начальной школы, имеет большое значение общая физическая подготовка, поскольку именно разнообразие двигательных умений совершенствование этой функции ускоряет процесс овладение сложными двигательными навыками.

Процесс обучения включает в себя деятельность учителя и деятельность учеников. Эти два вида тесно связаны и взаимосвязаны между собой. Обучение в процессе занятия физической культурой носит воспитывающий характер. Оно неразрывно связанно с формированием личности (мировоззрением, нравственным поведением выработкой определенных черт характера, воли, привычек и вкусов, развитием физических качеств).

В первую очередь ставятся цель учебного процесса в начальной школе это, вовлечение детей в полезную развивающую деятельность, формирование физической культуры личности, гармоничное развитие занимающихся.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания в начальных классах, можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его. Тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем. Совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение  функциональных  возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной  систем  и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом.

Воспитывая таким путем физические качества, достигают, при известных условиях, существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей в начальной школе (силовых,  скоростных  и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе занятий физической культуры в начальных классах через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта  использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное  физическое  развитие людей.

Общим результатом физического воспитания в начальной школе, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

 Виды физической подготовки.

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая  подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки в начальной школе состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки в начальной школе являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности.

ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей  организма учащихся  путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений учеников в начальной школе.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

К средствам физического воспитания в начальной школе относятся физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Основными средствами  физического  воспитания в начальной школе являются физические упражнения. 

Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания. Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые происходят в организме по ходу выполнения упражнения, определяя величину его воздействия.

В настоящее время существует несколько  классификаций физических упражнений. Наиболее приемлемой является классификация упражнений по их требованиям к физическим качествам.

Выделяются следующие виды упражнений:

·     скоростно-силовые, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (спринтерский бег, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

·     требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.);

·     требующие проявления координационных и других способностей в условиях строго регламентированной программы движений (акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду и т.п.);

·     требующие комплексного проявления физических качеств в условиях перемененных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (борьба, спортивные игры и т.п.).

В процессе физического воспитания в начальной школе применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

·     метод регламентированного упражнения;

·     игровой метод;

·     соревновательный метод;

·     словесный и сенсорный методы.

Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств.

Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо спортивными играми. Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности и позволяет развивать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность и инициативность. Данный метод отлично применяется в начальной школе.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях, так и в самостоятельном виде в качестве контрольных или официальных спортивных соревнований.

Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря словесному методу можно сообщать необходимые знания, активизировать и углублять восприятие, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

На конкретном занятии физической культуры в начальной школе, в подготовительной части занимаются организацией учащихся (построение, определение задач учебного занятия, упражнения на внимание) подготовкой организма к предстоящему изучения материала в основной части совершенствования навыков и развитие двигательных качеств. Применяются общеразвивающие упражнения, специальные упражнения (ОФП), подвижные игры и эстафеты. В основной части учебного занятия проводится обучение технике, тактике, развитие физических качеств и воспитание волевых качеств. На каждом занятии решаются 3-4 задачи, одна из которых главная. В зависимости от этого подбираются определенные средства, и распределяется время на отдельные упражнения. В задачу заключительной части входит организованное завершение занятия. Применяются упражнение на расслабление, используются дыхательные упражнения и упражнения на дыхание. В конце занятия подводятся итоги всего занятия и даются задания для самостоятельной работы дома. В 4 классе была проведена оценка уровня физической подготовленности по результатам, полученным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу и скорость.

В результате проведения начального и повторных тестирований мы можем проанализировать полученные данные. Качество скорости определялось в первом тесте по времени бега на 30 метров с разворотом. На основе результатов времени бега была разработана своя оценочная таблица по определению оценочных зон (таблице 1).

Таблица 1- Оценочная таблица времени бега на 30 метром с разворотом для учащихся 4 класса

Зоны оценки

Время бега, с

Количество спортсменов, входящих в зоны, %

1серия

2 серия

3 серия

4 серия

плохая X+3S

8,6

       

средняя X+2S

7,9

22,2

22,2

11,1

 

хорошая X+S

7,2

77,7

77,7

88,9

100

отличная X-S

5,8

       

Примечание-1 серия является исходным показателем, 2 серия показывает результат после одного микроцикла тренировочных занятий, 3 серия представляет результат после второго микроцикла, 4 серия является, конечным результатом исследования и измерялся после одного мезоцикла. Х- среднее значение по результатам времени бега. S- стандартное отклонения от среднего результата.


 

По результатам измерения на первом этапе исследования выявлено, что в средней оценочной зоне 22,2 % детей их среднее время составило от 7,9 до 8,6 с, в хорошей зоне 77,7 % детей их среднее время составило от 7,2 до 7,9 с , в плохой зоне 0 % детей.

Рассмотрев скоростные качества учеников 4 класса видно, что методика по их развитию была успешна и положительно повлияла на результат.

В процессе систематического применения общей физической подготовки на занятиях в 4 классе особое значение уделялось качеству сила. Проявление этого качества фиксировалось вторым тестом на проявление силы верхних конечностей и плечевого пояса. Мальчики 4 класса выполняли максимальное количество отжимания от пола, руки находились на ширине плеч на ладонях. Фиксировалось время и количество отжиманий. Все данные были занесены в таблицу 2.

Таблица 2 - Показатель силовой выносливости за единицу времени

n

Фамилия Имя

Количество отжиманий за секунду

серия 1

серия 2

серия 3

серия 4

1

Кавунов Арис

1

1

0,9

0,8

2

Шабанов Алексей

0,94

0,9

1,07

1,2

3

Афанасьев Эмиль

0,72

1

1,07

0,9

4

Ким Александр

0,9

0,9

0,9

1,02

5

Пономарев Максим

0,5

0,6

0,8

0,8

6

Иванов Илья

0,6

0,9

0,8

1,1

7

Шерзай Мирвайс

0,7

0,7

0,9

0,8

8

Пасхалиди Янис

1,1

1

0,9

0,9

9

Костырин Кирил

0,8

0,9

0,9

0,9

 

Х

0,81

0,88

0,92

0,94

 

S

0,20

0,14

0,10

0,14

 

%

 

8,6

13,5

16,4

 

Р 1-2

 

<0,4

   
 

Р1-3

   

<0,2

 
 

Р1-4

     

<0,13

Примечание-1 серия является исходным показателем, 2 серия показывает результат после одного микроцикла тренировочных занятий, 3 серия представляет результат после второго микроцикла, 4 серия является, конечным результатом исследования и измерялся после одного мезоцикла. Х- среднее значение по результатам времени бега. S- Стандартное отклонения от среднего результата. Р- значение достоверности. Р1-2 это разница между сериями исследования 1 и 2, Р1-3 разница достоверности между серией 1 и серией 3 которая измерялось после двух микроциклов. Р1-4 разница достоверности между начальным показателем исследовании серии 1 и конечным результатом исследования серии 4.


 

По результатам измерения на первом этапе исследования получены такие средние результаты. Средний показатель в серии 1 составил 0,81. Во 2 серии 0,88. В 3 серии исследования он составил 0,92. Конечным результатом в серии 4 средний показатель равен 0,94. Стандартное отклонение в серии 1 составило 0,20, в серии 2 оно сократилось до 0,14, в серии 3 стандартное отклонение составило 0,10, конечным результатом в серии 4 оно составило 0,14. По критерии Стьюдента получилось, что Р1-2 соответствует результату 0,4 можно сказать, что существующая разница недостоверна. Р1-3 получилось 0,2 и эта разница существует, но она не значимая возможно, что в тренировочном процессе были допущены ошибки. Р1-4 коэффициент достоверности 0,13 является не достоверным. Для этого теста разработали специальную таблицу. По данным которой видно, что тренировочный эффект оказал хорошее и быстрое действие на развитие качество силы.

Таким образом, учитель при составлении учебного занятия должен учесть не только уровень подготовленности учащихся в начальных классах, но и их индивидуальные особенности.

При построении учебного процесса в начальной школе основную роль занимает общая физическая подготовка. Так как она является основой жизненно важных двигательных качеств, для укрепления здоровья и гармоничного развития учащегося в начальной школе.

Комментарии
Комментариев пока нет.