Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»

Основы профессиональной компетентности педагога
Основная цель современного образования – подготовка разносторонне развитой личности, способной к социальной адаптации, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Ключевой фигурой определяющей формирование и развитие ребенка является педагог. Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Слова Я.А. Коменского «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» определяют деятельность современного учителя. Самообразование прочно вошло в жизнь педагога, предъявляя высокие требования к уровню информационной грамотности.
Следующей составляющей можно считать участие в профессиональных конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях, что создает возможность для получения практического опыта, самореализации и повышения самооценки.
Третья составляющая – вовлечение обучающихся в проектную, исследовательскую, конкурсную работу. В данной деятельности педагог получает бесценный опыт сотрудничества и создает мотивацию для изучения предмета, развития личностных качеств ребенка.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность.