Урок «Основы учета процесса продажи»
Пояснительная записка к презентации
Основы учета процесса продажи.
В современной, быстро меняющейся обстановке перехода к рынку, управлению предприятия необходимо проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима оперативная и достоверная информация о доходах и расходах организации.
Основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Отчет о финансовых результатах содержит информацию о доходах и расходах организации, которые формируют конечный финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или убыток).
В основном организация получает прибыль от продажи готовой продукции, но одновременно организация может получать доход от сдачи имущества в аренду, продажи излишков материалов, доходы от участия в уставных капиталах других организаций. Такие доходы относятся к прочим доходам организации, которые также принимают участие в формировании прибыли организации. Так же предприятие может нести такие расходы, как, штрафы, пени и другие санкции за нарушение договоров и возмещение убытков и т.д.
Все эти категории доходов и расходов требуют тщательного разделения в бухгалтерском учете.
Процесс продажи — это комплекс хозяйственных операций по реализации продукции, работ и услуг, а также доведению их до потребителя. Продажа — это завершающий этап кругооборота средств организации. В процессе продажи происходит превращение продуктов труда в денежные средства. В условиях рыночной экономики этот процесс является определяющим в деятельности организации. Именно при отражении в бухгалтерском учете процесса продажи осуществляется соотнесение доходов и расходов от обычных видов деятельности и выявляется важнейший оценочный показатель, характеризующий производственную деятельность организации — прибыль или убыток от обычных видов деятельности. В процессе реализации определяется полная фактическая себестоимость продукции (работ, услуг). Она включает производственную себестоимость и коммерческие расходы (расходы на продажу).
Для учета операций по реализации (продажи) продукции (работ, услуг) и выявлению финансовых результатов от их продажи используются такие счета, как:
Счет 44 «Расходы на продажу»;
Счет 45 «Товары отгруженные»;
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
Счет 99 «Прибыли и убытки»;
Счет 90 «Продажи»;
90-1 «Выручка»
90-2 «Себестоимость продаж»
90-3 «НДС» (Налог на добавленную стоимость)
90-4 «Акцизы»
90-9 «Прибыль или убыток от продаж»
В дебет счета 90 записываются все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Если от продажи получено денег больше, чем потрачено на производство и продажу продукции, то выявляется прибыль от продажи, Если расходов больше, чем доходов, то выявляется убыток.
В процессе реализации организация несет коммерческие (внепроизводственные) расходы, связанные с продажей – это затраты на рекламу, упаковку продукции, доставку ее покупателю. Для учета расходов на продажу предназначен активный счет 44. По дебету собираются все расходы, связанные с упаковкой, расфасовкой и доставкой продукции до покупателя (см. табл. 51). По кредиту отражается списание расходов на продажу. Дебетовое сальдо по счету 44 показывает сумму затрат на упаковку и транспортировку продукции, отгруженной. Но не реализованной в данном месяце (или оставшейся на складе предприятия). Дебетовое сальдо по счету 44 отражается во втором разделе актива баланса, по статье «Незавершенное производство».
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Списана тара и тарные материалы на упаковку готовой продукции |
44 |
10-4 |
2 |
Начислена заработная плата работникам, занятым упаковкой и расфасовкой продукции |
44 |
70 |
3 |
Произведены отчисления в ФСС, ПФ, ФОМС, ФСНС от ФОТ работников, занятых упаковкой продукции |
44 |
69-1,2,3,4 |
4 |
Списаны расходы на рекламу продукции |
44 |
76 |
5 |
Списаны расходы собственного автотранспорта по доставке продукции покупателям |
44 |
23 |
6 |
Начислена амортизация на основные средства отдела реализации |
44 |
02 |
7 |
Списана подотчетная сумма работника отдела реализации |
44 |
71 |
8 |
Списаны расходы на продажу |
90-2 |
44 |
На предприятии могут существовать различные методы продажи, то есть по отгрузке или оплате. Этот метод должен быть указан в учетной политике предприятия. НДС бюджету платится в зависимости от того, что является на предприятии моментом продажи.
Учет операций по реализации продукции
(продукция считается проданной по факту отгрузки)
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
||
1 |
Предъявлен счет покупателям за проданную им продукцию (работы, услуги) |
62 |
90-1 |
2 |
Начислен НДС по проданной продукции (работ, услуг) |
90-3 |
68 |
3 |
Списана производственная себестоимость проданной продукции |
90-2 |
43 |
4 |
Списана производственная себестоимость выполненных работ (оказанных услуг) |
90-2 |
20,23 |
5 |
Списаны управленческие расходы |
90-2 |
26 |
6 |
Списаны расходы, связанные с продажей продукции |
90-2 |
44 |
7 |
На расчетный счет зачислена выручка от покупателей |
51 |
62 |
8 |
Отражен финансовый результат от продажи (прибыль) |
90-9 |
99 |
9 |
Отражен финансовый результат от продажи (убыток) |
99 |
90-9 |
Учет операций по реализации продукции
(продукция считается проданной по факту поступления платежа)
Дт |
Кт |
Содержание хозяйственной операции |
40 |
20 |
Выпущена из производства готовая продукция |
43 |
40 |
Оприходована готовая продукция на склад по производственной себестоимости |
45 |
43 |
Отгружена готовая продукция со склада по производственной себестоимости, то есть увеличиваются товары отгруженные и уменьшается готовая продукция на складе |
45 |
10-4 |
Данная проводка составляется в том случае, если продукция отгружается в таре. Корреспонденция счетов означает списание тары и тарных материалов. Увеличиваются товары отгруженные и уменьшается тара на складе |
51 |
90-1 |
На расчетный счет зачислена выручка от продажи готовой продукции, товаров, работ, услуг по рыночным (продажным) ценам с учетом НДС, здесь же учитывается стоимость тары |
90-3 |
68 |
Начислен НДС 10% или 18% от рыночной стоимости на проданную продукцию |
90-2 |
45 |
Закрывается счет товаров отгруженных, так как их больше нет. Есть товары реализованные по производственной себестоимости, то есть увеличивается себестоимость продаж и уменьшаются товары отгруженные |
90-2 |
44 |
Списываются расходы по продаже (коммерческие, внепроизводственные расходы), то есть расходы, связанные с рекламой продаваемой продукции, с ее погрузкой, разгрузкой, упаковкой в мелкую тару, доставкой продукции до покупателя |
В конце отчетного периода все субсчета 90 счета закрываются и сальдо в балансе не показывается и составляются следующие проводки:
Дт |
Кт |
Содержание хозяйственной операции |
90-1 |
90-9 |
Закрывается счет прочих доходов |
90-9 |
90-2 |
Закрывается счет прочих расходов |
90-9 |
90-3 |
Закрывается счет НДС |
90-9 |
99 |
Получена прибыль от продажи товаров, работ, услуг и готовой продукции |
99 |
90-9 |
Получен убыток от продажи товаров, работ, услуг и готовой продукции |