Особенности формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Особенности формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста с ЗПР
«ЗПР – особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка, который проявляется в нарушении нормального темпа формирования личности ребенка.
У детей с ЗПР отмечается значительное снижение работоспособности (вследствие психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости и других особенностей психического развития), затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; присутствуют сложности в запоминании какой-либо информации и неустойчивое внимание; имеются легкие нарушения речевых функций.
В. В. Лебединский утверждает, что «при задержке психического развития речь идет лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности».
Также у детей с ЗПР часто возникают проблемы с мотивацией к общению. Они могут не хотеть общаться с другими людьми или не видеть в этом смысла. Это может привести к тому, что они будут избегать общения или использовать его только для получения оценок или наград.
Такое поведение связано с тем, что у детей с ЗПР сниженная познавательная активность и умственная деятельность, которые влияют на их социализацию и становление личности. Особенность их мышления в том, что у них отсутствует осознание себя в системе взаимоотношений с другими людьми, это приводит к формированию ряда негативных качеств (неконтролируемая агрессия, капризность, игнорирование собеседника), значительно осложняющих вхождение ребенка в нормальную социальную жизнь.
Согласно исследованиям, большинство детей с ЗПР имеют низкий уровень коммуникативных умений и навыков, например, таких как умение передавать и принимать информацию, выражать свои мысли, взаимодействовать с партнером, которые являются компонентами КУУД.
Для формирования КУУД у детей с ЗПР необходимы занятия по развитию речи (упражнения на произношение, чтение, письмо), обучению социальным нормам (так как дети с ЗПР могут испытывать трудности в понимании социальных правил), проводить работу с родителями и специалистами (логопед, психолог, дефектолог).
С. Г. Шевченко пишет, что «отклонения в развитии эмоциональной сферы у детей с ЗПР проявляются в таких явлениях психической неустойчивости, как эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, повышенная непосредственность, свойственная детям более младшего возраста, преобладание игровых мотивов над другими, частая смена настроения, преобладание одного из фонов настроения. Отмечаются либо импульсивность, аффективная возбудимость, либо повышенная чувствительность к замечаниям, склонность к робости».
В исследованиях В. В. Лебединского и Г. Е. Сухаревой выделены такие формы нарушений интеллектуальной деятельности у детей с ЗПР:
Интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания.
Интеллектуальные нарушения, которые обусловлены соматическими заболеваниями.
Нарушения при различных формах инфантилизма.
Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма.
Функциональные динамические интеллектуальные нарушения у детей в отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы. Таким образом, дети с ОВЗ имеют недостаточную любознательность и пониженный уровень познавательной активности из-за чего обучение чему-либо становится сложнее.
Исследования П. О. Омаровой позволили выявить особенности социализации, которые свойственны младшим школьникам с ЗПР. Для учеников с ЗПР более комфортным является общение в малых группах с детьми более старшего или, наоборот, младшего возраста, что свойственно, как правило, нормально развивающимся учащимся лишь в начале школьного обучения.
Потребность в доминировании у детей с ЗПР оказалась более выраженной, чем у их нормально развивающихся сверстников, у которых пик этого стремления проявляется гораздо раньше. При общей сниженности познавательной активности этих учащихся характеризует появление элементов познавательной активности в ситуации эмоционально удовлетворяющего общения.
Н. В. Рябова описывает следующие, выявленные в исследовании, коммуникативные трудности младших школьников с ЗПР: низкий уровень сформированности умений вести диалог, учитывать позицию собеседника, осуществлять совместные со сверстником действия.
Исследования доказывают, что для закрепления коммуникативных навыков важно, чтобы ребенок с ЗПР имел возможность рассказать о своих мыслях, переживаниях и т.п. Для этого можно использовать различные методы, такие как рисование, лепка, танцы и т.д. – они помогают ребенку выражать свои эмоции и чувства, понимать себя и окружающих людей, а также снять стресс.
Список источников:
Лебединский, В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте: учеб. пособие / В. В. Лебединский, К. С. Лебединская. – Москва: – Академия, 2003. – 144 с.
Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении): пособие для студентов / Г. Е. Сухарева. – Москва: Медицина, 1965. – 337 с.
Рябова, Н. В. Опыт формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Электронный ресурс] / Н. В. Рябова, О. В. Терлецкая // Вестник Мининского университета: электрон. науч. журн. – 2018. – № 6. – С. 1 – 19. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-formirovaniya-kommunikativnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov
Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / О. С. Степина // Специальное образование. – 2007. – №8. – С. 52 – 59. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко, Н. Н. Малафеев, А. О. Дробинская [и др.]. – Москва: АРКТИ, 2001. – 224 с.