Особенности и этапы подготовки одаренных детей и подростков к участию в творческих конкурсах
педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Концертная сценическая площадка – место, где проявляют себя музыкально и артистично талантливые дети. Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако, такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.
На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
На реализацию творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке, существенное влияние оказывает среда, которая его окружает. Одной из основных окружающих составляющих является образовательное учреждение, которое должно оказывать влияние на формирование и развитие творчески одаренных детей. В данной статье освещается опыт организации и реализации работы отделения Современной гитары с обучающимися НСП «Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи» МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» города Калуги.
В своей педагогической деятельности опираемся на мнение исследователей, которые считают, что все дети талантливы, необходимо разглядеть их способности, в диалоге с родителями помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, внушить уверенность в своих силах, раскрыть потенциал.
Одним из признанных способов отслеживания достижений обучающихся является экспертное оценивание в ходе конкурсного движения. Результативность участия в конкурсах различных уровней – один из показателей качественного обучения дополнительным программам.
Многолетняя практика подготовки талантливых детей к конкурсам и фестивалям, количество успешных выступлений дают право на обобщение опыта и выработку рекомендаций по успешной подготовке детей, проявляющих способности и таланты, к соревновательным мероприятиям.
В своей деятельности акцентируемся на развитии детей и подростков в области вокального, исполнительского и, шире, артистического искусства. Выступление на сцене играет очень важную роль в образовательном процессе. Стойкость, стрессоустойчивость, критическое мышление, ответственность перед собой и другими, умение сконцентрироваться в нужную минуту формируются в процессе конкурсного выступления и подготовки к нему. Определение эстетических и нравственных ориентиров, самоопределение ребенка и подростка в социально и культурно значимых формах деятельности, проживание ими ситуаций успеха, личностное развитие, старательность, связанное с этим упорство, воспитание воли и способности претворять свои планы в жизнь, начальная стадия профориентации – вот далеко неполный список функций и целей образовательного процесса, который находит свое воплощение на различных этапах подготовки к творческим конкурсам. Участие в конкурсе – это огромная работа над собой и мотивация для дальнейшего развития.
Чтобы юный артист смог максимально раскрыться на сцене, нами разработана комплексная методика. Все обучающиеся занимаются вокалом, хореографией, сценической речью, сценическим движением, проходят психологические тренинги, а старшие также получают теоретические, исторические и даже философские знания, связанные с артистической этикой и эстетикой.
В конкурсах нет мелочей. Одна непродуманная деталь может испортить всё. Поэтому важно не расслабляться на каждом этапе подготовки и принимать во внимание все особенности процесса. В процессе подготовки выделяются три этапа.
Этап первый. Выбор репертуара.
Здесь присутствуют две крайности – выбор широко известной или совсем неизвестной песни. В первом случае мы рискуем попасть в ситуацию, в которой несколько исполнителей будут исполнять одно и то же произведение, и убедить члена жюри проголосовать за пятую подряд «Калинку-малинку» будет проблематично, несмотря на уровень и качество исполнения. Во втором случае вырисовывается другая проблема: сложно в огромном песенном потоке найти что-то «выстреливающее» с первого раза, ещё сложнее потрясти жюри, прослушивающее огромное количество песенного материала, неизвестной песней с первого раза, разве что она сможет привлечь внимание своей глубиной или яркой индивидуальностью исполнения.
Какой должна быть конкурсная песня? Взвесив крайности, приходим к выводу: песня должна быть достаточно известной, но подзабытой, чтобы эксперты обрадовалось ей, как старому приятелю, и, возможно, даже тихонько её подпели.
Кстати, в отношении подростков подмечена одна характерная особенность. Трудно требовать от человека в переходном возрасте эмпатии к психологически неблизкому ему творческому материалу. Поэтому в работе с подростками опробован метод, когда репертуар предлагается «снизу», т.е. самими конкурсантами. Естественно, в данном случае педагог является своеобразным фильтром, в том числе и нравственным, через который проходят предложения артистов. Необходимо иметь большой опыт наслушанности разнообразной музыкой, широкий культурный кругозор, чтобы почувствовать удачное совмещение актуальности для подростка и эстетической безупречности предлагаемого материала, в процессе работы над которым, возможно, потребуются дополнительные усилия наставника в аранжировке и редактировании как музыкального, так и литературного текста произведения.
Этап второй. Репетиционный.
На этом этапе важны два аспекта – творческий и психологический.
Первый аспект включает в себя разучивание материала, присвоение его себе, работа над исполнительскими нюансами, тренировка сопутствующих движений, мизансценирование, наконец, создание цельного художественного образа. Здесь главное – добросовестность, опыт и талант.
Второй фокусируется на исполнительской психологии. И, к сожалению, этой проблеме уделяется гораздо меньше внимания. Остановимся немного на этом вопросе.
В процессе решения задач творческого аспекта остро обозначается проблема привыкания. Готовясь к конкурсу зачастую на одной знакомой, репетиционной площадке, конкурсант привыкает к интерьеру, особенностям звучания себя и аккомпанемента (фонограммы) в помещении, звуковым эффектам стационарного оборудования, микрофонов. Смена же привычной ему среды неминуемо вызовет стрессовую ситуацию. Комплекс следующих мер поможет юному артисту справиться с ней, подготовит его к новой, непривычной обстановке, научит ориентироваться даже в новом сценическом пространстве и сформирует уверенность в своих силах.
Во-первых, меняйте положение артиста в пространстве. Во-вторых, предлагайте ему петь в зал, в задник сцены, в кулисы, из кулис, из зала на сцену и т.п. В-третьих, меняйте ему микрофон, громкость мониторов и порталов, звуковые эффекты. Необходимо проявить выдумку, чтобы развить у конкурсанта иммунитет и запас прочности к всевозможным форс-мажорным обстоятельствам. В-четвертых, привлекайте в качестве зрителей каждого, кто окажется рядом: коллег, родителей, других учеников. В-пятых, не пойте на заключительном этапе подготовки конкурсный номер несколько раз подряд, иначе пропадет момент «включения», новизны восприятия. Вставляйте его как номер в концерте на сводных репетициях. Это поможет артисту с первого раза войти в ситуацию конкурса, когда нужно отдать все силы, умения и навыки, здесь и сейчас.
Не последнюю роль в уверенности артиста на сцене играет его физическая подготовка. Не лишним будет начинать репетиции с небольшой разминки, а также включать элементы тренировки в творческий процесс. Гибкость, плавность, уверенность в движениях вносят свой, подчас незаметный, вклад в дело создания цельного художественного образа. Многие знаменитые артисты начинают свой день с пробежки. А, например, Мик Джаггер, непременным условием концертного контракта ставит двухчасовую аренду стадиона с утра в день выступления.
Посыл – слово, пришедшее к нам из театральной практики. Любой артист должен понимать, что он выходит на сцену, чтобы выразить что-то важное, передать свои эмоции, чувства и переживания зрителю. В современной западной культуре есть такое понятие, как message (англ. – сообщение, послание, проповедь, миссия, поручение), которое наиболее точно передает цель и смысл творческого акта не только англоговорящих коллег по творческому цеху. В первую очередь, артист должен понимать, что именно он хочет донести до зрителя. Беседа по поводу выбранного материала призвана прояснить (и воспитать) нравственную, гражданскую и эстетическую позиции выступающего. Дальше наша задача – помочь конкурсанту с его основной миссией: вступить в коммуникацию с воспринимающей стороной. Тренировка посыла – одно из важных сопутствующих упражнений на репетиционном этапе. Когда не хватает энергии в исполнении вашего ученика, усложняйте ему задачу. Вы – адресат посыла – уходите всё дальше от сцены и просите конкурсанта петь или играть, целясь в ваше солнечное сплетение. Потом вы выходите за дверь – найдет ли вас его посыл? В нашей практике была репетиция, когда один из педагогов выходил из здания (репетиционный зал был на первом этаже), становился за открытыми на проветривание окнами, затем выходил за территорию учебного заведения, переходил через дорогу, находясь в поле видимости конкурсантов, и требовал жестами направленности звука достаточной громкости на себя.
Актуален вопрос по поводу того, кому петь на конкурсах, кому адресовать посыл, исходящий от артиста. Наверное, самым главным стрессовым фактором на подобных мероприятиях является наличие в зрительном зале жюри. Нужно отучать конкурсанта работать на экспертный совет. Посыл должен распространяться на весь зал, независимо от того, присутствуют ли в нем ещё зрители. Чтобы заполнить собой всё пространство концертной площадки, следует концентрироваться на самой дальней, противоположной сцене точке зрительного зала (обычно там располагается звукорежиссерский пульт). Любой реципиент почувствует, что номер адресован ему, если выступающий смотрит чуть поверх зрительских голов вдаль строго по центру.
С адресацией посыла тесно связана концентрация внимания. Только если посыл направлен вовне, то сосредоточение внимания на материале – это внутренний процесс, это удержание непрерывной трансляции создаваемого здесь и сейчас художественного образа. Особенно это актуально применительно к ансамблям. Ансамбль – единый организм, в котором выход из строя одного элемента грозит разрушением всего целого. Поэтому в каждом участнике необходимо воспитать ответственность перед самим собой за исполняемую партию и перед другими, дабы не послужить нарушителем целостности творческого акта. Так же, как и в работе с сольным исполнителем, ансамбль уместно ставить в различные непривычные ситуации. Для лучшей проработки своих партий отдельные микрогруппы инструменталистов полезно оставлять один на один с вокалистами, чтобы уяснить, не мешает ли их игра мелодии – основной музыкальной мысли произведения. Также можно варьировать положение участников ансамбля в пространстве сцены, поворачивая их друг к другу или, наоборот, разворачивая в противоположные стороны. Если ансамблей несколько, интересным для них испытанием станет одновременное исполнение своего репертуара друг другу, причем выбирать нужно разнохарактерные, разнотемповые номера, устраивать своеобразный «баттл».
На заключительном этапе репетиционного процесса необходимо дать конкурсантам основные знания по технической части: как подключать инструменты, как включать микрофоны, как их ставить на стойки, как собираются, разбираются и крепятся микрофонные и инструментальные стойки, от чего в большинстве случаев заводятся микрофоны, как работают и для чего нужны мониторы, чем они отличаются от порталов и т.д. Усвоив эти знания, конкурсанты переходят к техническому прогону: кто и в какой необходимой для подключения последовательности появляется на сцене. Затем техническая часть органично включается, по возможности, в художественную.
Ну, и, наконец, внешний вид. Он должен быть безупречен. Тем более что внешний вид артиста – органическая составляющая создаваемого им на сцене образа.
Этап третий. День конкурса.
Шаг первый. Накануне выступления нужно как можно точнее рассчитать время прибытия на площадку. Опоздание сбивает не только настрой на выступление (из-за нехватки времени), но и дыхание артиста, вынужденного в прямом смысле бежать на сцену. Слишком раннее прибытие на концертную площадку грозит перегоранием и усталостью от ничегонеделания. Если всё-таки до выступления довольно много времени, нужно продумать, чем его занять. Здесь нет универсальных рецептов: всё зависит от интересов и характера исполнителя. Не лишним будет отметить факт «пассивного» пения. Заключается он в том, что при прослушивании вокальной музыки голосовые связки работают приблизительно на 40%. Поэтому, чтобы не сбить настрой конкурсанта, лучше не слушать соперников на творческом поле битвы. Вопрос питания тоже лучше продумать заранее. Следует учесть, что прием пищи перед выступлением должен осуществляться не позднее, чем за два часа. Лучше выйти на сцену слегка голодным, чем тяжелым от недавнего обеда.
Шаг второй. По возможности ознакомиться со сценой и концертной площадкой заранее. Не всегда и не в полной мере может представиться такая возможность. В любом случае этому шагу – «вживлению» в новое пространство – нужно уделить пристальное внимание, так как он призван снять психологический зажим и в известной мере расслабить артистов. Просто постоять на сцене или походить по ней, мысленно вписать себя в её масштабы, находясь в зале или за кулисами, – хороший и действенный аутотренинг.
Шаг третий. Работа со звукооператором. Если используется фонограмма в качестве аккомпанемента, то она должна быть четко оформлена и не вызывать дополнительных вопросов: порядковый номер в программе конкурса, фамилия и имя исполнителя, название произведения. Любая задержка при поиске нужной фонограммы повышает степень волнения конкурсанта. Человеческий фактор тоже никто не отменял: раздражение со стороны звукооператора может добавить ложку дегтя в банку меда выступления вашего подопечного. Если предполагается аккомпанемент, то подготовленный артист должен знать, что, куда, где и чем подключать, особенно на смешанных выступлениях, где используются как фонограммы, так и живые инструменты. Тем самым он облегчит работу звукооператора и минимизирует время технической паузы для выведения звука инструментов в зал, чем вызовет уважение (и повысит тем самым оценку) членов жюри.
Ещё несколько замечаний, имеющих отношение к теме статьи. Работа с родителями, их мотивация особенно важны, когда мы имеем дело с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Успех детей, их психологическое равновесие во многом зависит от позиции, занимаемой взрослым по отношению к детскому творчеству. Искренняя заинтересованность на всех стадиях творческого процесса – неоценимый вклад в успех маленького артиста. В отношении подростков всё несколько сложнее. Порой родителям лучше занять пассивную позицию, ограничившись материальной поддержкой конкурсанта, иначе их замечания выбьют и так нестабильного в силу возрастного периода музыканта из колеи.
Часто оценки жюри достаточно субъективны. При любой оценке вашего совместного труда стоит объяснить юному артисту заранее, что любое достижение стоит рассматривать как вызов, стимул не останавливаться и продолжать ставить перед собой новые творческие задачи. Участие в любом конкурсе – стресс, к которому нужно быть готовым. Стрессоустойчивость – одно из главных качеств, которое нужно формировать у детей и подростков, чтобы они не боялись принимать вызовы современного мира, сыплющиеся с разных сторон. И участие в творческом конкурсе – неплохой полигон для претворения данной задачи.
Таким образом, педагогическое сопровождение детей и подростков, проявляющих способности и таланты – процесс многоаспектный. Очень важно, чтобы каждый ребенок поверил в себя, не боялся оценки творчества внешними экспертами, понимал необходимость своего роста, развития, мог наметить необходимые усилия для достижения результата. Конкурсное движение – площадка для самовыражения юных талантов, поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы этот процесс был успешным для каждого ребенка.
Грант А. Брать или отдавать / Адам Грант. – М.: МИФ, 2014.
Дольто, Ф. На стороне подростка / Франсуаза Дольто. – М.: Рама Паблишинг, 2020.
Методика выразительного чтения / Под ред. Завадской Т.Ф. – М.: Просвещение, 1977.
Сарабьян Э. Научитесь говорить так, чтобы вас услышали Эльвира Сарабьян. – М.: АСТ Астрель, 2015.
Таф, П. Как дети добиваются успеха / Пол Таф. – М.: Эксмо, 2013.
Куликова Ирина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Елена Алексеевна