Особенности педагогического общения между субъектами образовательного процесса

1
0
Материал опубликован 23 December 2021 в группе

Особенности педагогического общения между субъектами образовательного процесса

Юрьева Юлия Михайловна, учитель английского языка МКОУ СОШ с. Преображенка.

Коммуникативная компетенция педагога является одной из основополагающих его компетенций. В диаде «обучающий-обучающийся» необходимо установить доброжелательные отношения, разрушить барьеры в коммуникации, что позволит повысить уровень учебной мотивации, активизировать учебный процесс, проявить личностно-значимые качества и творчество в решении той или иной учебной проблемы.

Само понятие «коммуникация» произошло от латинского «communication» - «сообщение, передача» и понимается как «знаковое общение социальных субъектов» [1, с. 9], а известный американский философ Дэвид Келлог Льюис характеризует общение как «…процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга» [2, с. 15].

Безусловно, обмен информацией происходит с помощью слов. А слово заключает в себе невероятную силу! Правильно подобранное слово способно зацепить частичку души собеседника и даже поменять его мысли, поведение, жизнь. Со слова начинается урок, слово сопровождает течение урока и словом урок оканчивается. Вот почему так важно сопровождать каждый этап урока умелыми репликами, настраивающими ученика на позитивный лад, дающими мотивацию для деятельности и её рефлексии, ободряющими, выстраивающими отношения сотрудничества. М. Ю. Олешков подчёркивает, что «… управление образовательным процессом на уроке происходит именно благодаря способности педагога как "держателя речи" использовать нужные стратегии и тактики для реализации планируемых дидактических целей» [3, с. 26]. В соответствии с обратной связью от обучающихся педагог планирует и корректирует свою речь, от верного тона педагога зависит простота восприятия информации, желание детей задавать уточняющие вопросы, общий психологический климат урока.

В соответствии с ФГОС коммуникативная компетенция стоит в одном ряду с профессиональной, информационной, компетенциями самоорганизации и самообразования. Каждый педагог должен уметь найти подходящий путь взаимодействия с конкретным обучающимся, соблюдать принцип меры в различных сферах деятельности, иметь педагогический такт. В основе педагогического такта лежит выдержка педагога, умение сочетать высокую требовательность с искренней любовью и уважением к личности обучающегося.

Коммуникативный контакт между субъектами образовательного процесса должен быть продуктивным: его целевым компонентом является не только передача и восприятие информации, но и взаимное воспитание и духовное обогащение как учителя, так и ученика. Для этого необходимо использовать как вербальные, так и невербальные средства: кинетические, изобразительные, символические и др.

С точки зрения А. А. Максимовой, для того чтобы правильно провести урок в школе или занятие в университете, необходимо тщательно продумать и организовать четыре этапа педагогического общения [4, с. 36-40]:

1. Прогностический – планирование урока, предположение о возможном возникновении тех или иных трудностей. Стоит вспомнить о проведении прошлого урока, оптимизировать свою деятельность, проранжировать задания от наименее сложного к наиболее трудновыполнимым, продумать задания по степени сложности для каждого обучающегося в зависимости от способностей.

2. Начальный – организационные действия педагога: вступительное приветствие, сопровождающееся улыбкой, формирование познавательного интереса, формулирование темы через решение проблемы. Чувство свободы и раскованности, уверенности педагога в себе способствует возникновению доверительных отношений, уверенности обучающихся в профессиональных знаниях педагога. Важно, чтобы настроение педагога не оставалось инертным. Можно использовать мимику и движения, а при обращении различные интонации, ограничить произношение фраз-штампов: «Кто пойдет к доске? Лес рук», «С кого начнём опрос? Если нет желающих, то по алфавиту»; вопросы, выражающие негодование по поводу невыполненных действий, стоит заменить на вежливые просьбы или договоры. Вместо вопросов: «Кто сегодня дежурный? Почему не протёрли доску?» стоит спокойно сказать, что у дежурного есть пара минут, чтобы выполнить свои обязанности, указав, что уважительные отношения строятся на своевременном выполнении условных договорённостей. Некоторые чувства, такие как недовольство и разочарование из-за невыполнения домашнего задания стоит скрывать, оказывая сдержанное и уважительное отношение к личности ребёнка; другие же, такие как радость от успеха в решении вопросов и проблемных ситуаций, показывать ярко. В успешной деятельности педагога требуется координация соответствующих реплик с речевой интонацией и мимическими приёмами, как в деятельности артиста на сцене.

3. Управление общением – важно ставить чёткую и понятную обучающемуся цель, на протяжении урока решать конкретные, связанные с целью задачи, давать время на осмысление, поддерживать познавательный интерес, координировать словесные, наглядные и практические дидактические методы. На данном этапе важно не сохранять позицию лидера коммуникации на протяжении всего этапа, а дать возможность обучающемуся быть субъектом образовательного процесса: направлять его интерес, выступать в роли наставника, стимулировать речь обучающихся одобрительными кивками, движениями глаз, встраивать приёмы рефлексии и самооценивания по итогам выполнения промежуточных задач урока.

4. Анализ урока и подведение итогов - осмысление форм и содержания общения, анализ результатов общения, подведение итогов и обсуждение возможных вариантов дальнейшей коммуникации в будущем.

Ораторские способности, уровень культуры и профессионализма формируют уникальный стиль общения субъекта образовательного процесса, «…в стиле педагогического общения многое определяется прирожденными особенностями человека: темпераментом и нейродинамическими особенностями» [5, с. 23]. Психологическая открытость и гибкость учителя помогают выстраивать «живую» и продуктивную коммуникацию. Создание благоприятной комфортной психологической атмосферы во время урока, признание возможностей и способностей обучающегося повышают результативность обучения. Эмоциональный контакт между субъектами «обучающий-обучающийся» способствует успешной социализации, обучению, развитию и воспитанию обоих субъектов. Для достижения цели образования развивать коммуникативные умения и навыки необходимо не только педагогу, но и ребёнку.

Список литературы

1. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002. 224 с.

2. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации: учебное пособие. М., 2015. 165 с.

3. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Нижний Тагил, 2007. 42 с.

4. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации: учебное пособие. М., 2015. 165 с.

5. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения / под ред. М. Р. Гинзбурга. М., 2017. 128 с.​​​​​​​



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации