Особенности педагогического общения между субъектами образовательного процесса
Особенности педагогического общения между субъектами образовательного процесса
Юрьева Юлия Михайловна, учитель английского языка МКОУ СОШ с. Преображенка.
Коммуникативная компетенция педагога является одной из основополагающих его компетенций. В диаде «обучающий-обучающийся» необходимо установить доброжелательные отношения, разрушить барьеры в коммуникации, что позволит повысить уровень учебной мотивации, активизировать учебный процесс, проявить личностно-значимые качества и творчество в решении той или иной учебной проблемы.
Само понятие «коммуникация» произошло от латинского «communication» - «сообщение, передача» и понимается как «знаковое общение социальных субъектов» [1, с. 9], а известный американский философ Дэвид Келлог Льюис характеризует общение как «…процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга» [2, с. 15].
Безусловно, обмен информацией происходит с помощью слов. А слово заключает в себе невероятную силу! Правильно подобранное слово способно зацепить частичку души собеседника и даже поменять его мысли, поведение, жизнь. Со слова начинается урок, слово сопровождает течение урока и словом урок оканчивается. Вот почему так важно сопровождать каждый этап урока умелыми репликами, настраивающими ученика на позитивный лад, дающими мотивацию для деятельности и её рефлексии, ободряющими, выстраивающими отношения сотрудничества. М. Ю. Олешков подчёркивает, что «… управление образовательным процессом на уроке происходит именно благодаря способности педагога как "держателя речи" использовать нужные стратегии и тактики для реализации планируемых дидактических целей» [3, с. 26]. В соответствии с обратной связью от обучающихся педагог планирует и корректирует свою речь, от верного тона педагога зависит простота восприятия информации, желание детей задавать уточняющие вопросы, общий психологический климат урока.
В соответствии с ФГОС коммуникативная компетенция стоит в одном ряду с профессиональной, информационной, компетенциями самоорганизации и самообразования. Каждый педагог должен уметь найти подходящий путь взаимодействия с конкретным обучающимся, соблюдать принцип меры в различных сферах деятельности, иметь педагогический такт. В основе педагогического такта лежит выдержка педагога, умение сочетать высокую требовательность с искренней любовью и уважением к личности обучающегося.
Коммуникативный контакт между субъектами образовательного процесса должен быть продуктивным: его целевым компонентом является не только передача и восприятие информации, но и взаимное воспитание и духовное обогащение как учителя, так и ученика. Для этого необходимо использовать как вербальные, так и невербальные средства: кинетические, изобразительные, символические и др.
С точки зрения А. А. Максимовой, для того чтобы правильно провести урок в школе или занятие в университете, необходимо тщательно продумать и организовать четыре этапа педагогического общения [4, с. 36-40]:
1. Прогностический – планирование урока, предположение о возможном возникновении тех или иных трудностей. Стоит вспомнить о проведении прошлого урока, оптимизировать свою деятельность, проранжировать задания от наименее сложного к наиболее трудновыполнимым, продумать задания по степени сложности для каждого обучающегося в зависимости от способностей.
2. Начальный – организационные действия педагога: вступительное приветствие, сопровождающееся улыбкой, формирование познавательного интереса, формулирование темы через решение проблемы. Чувство свободы и раскованности, уверенности педагога в себе способствует возникновению доверительных отношений, уверенности обучающихся в профессиональных знаниях педагога. Важно, чтобы настроение педагога не оставалось инертным. Можно использовать мимику и движения, а при обращении различные интонации, ограничить произношение фраз-штампов: «Кто пойдет к доске? Лес рук», «С кого начнём опрос? Если нет желающих, то по алфавиту»; вопросы, выражающие негодование по поводу невыполненных действий, стоит заменить на вежливые просьбы или договоры. Вместо вопросов: «Кто сегодня дежурный? Почему не протёрли доску?» стоит спокойно сказать, что у дежурного есть пара минут, чтобы выполнить свои обязанности, указав, что уважительные отношения строятся на своевременном выполнении условных договорённостей. Некоторые чувства, такие как недовольство и разочарование из-за невыполнения домашнего задания стоит скрывать, оказывая сдержанное и уважительное отношение к личности ребёнка; другие же, такие как радость от успеха в решении вопросов и проблемных ситуаций, показывать ярко. В успешной деятельности педагога требуется координация соответствующих реплик с речевой интонацией и мимическими приёмами, как в деятельности артиста на сцене.
3. Управление общением – важно ставить чёткую и понятную обучающемуся цель, на протяжении урока решать конкретные, связанные с целью задачи, давать время на осмысление, поддерживать познавательный интерес, координировать словесные, наглядные и практические дидактические методы. На данном этапе важно не сохранять позицию лидера коммуникации на протяжении всего этапа, а дать возможность обучающемуся быть субъектом образовательного процесса: направлять его интерес, выступать в роли наставника, стимулировать речь обучающихся одобрительными кивками, движениями глаз, встраивать приёмы рефлексии и самооценивания по итогам выполнения промежуточных задач урока.
4. Анализ урока и подведение итогов - осмысление форм и содержания общения, анализ результатов общения, подведение итогов и обсуждение возможных вариантов дальнейшей коммуникации в будущем.
Ораторские способности, уровень культуры и профессионализма формируют уникальный стиль общения субъекта образовательного процесса, «…в стиле педагогического общения многое определяется прирожденными особенностями человека: темпераментом и нейродинамическими особенностями» [5, с. 23]. Психологическая открытость и гибкость учителя помогают выстраивать «живую» и продуктивную коммуникацию. Создание благоприятной комфортной психологической атмосферы во время урока, признание возможностей и способностей обучающегося повышают результативность обучения. Эмоциональный контакт между субъектами «обучающий-обучающийся» способствует успешной социализации, обучению, развитию и воспитанию обоих субъектов. Для достижения цели образования развивать коммуникативные умения и навыки необходимо не только педагогу, но и ребёнку.
Список литературы
1. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002. 224 с.
2. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации: учебное пособие. М., 2015. 165 с.
3. Олешков М. Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Нижний Тагил, 2007. 42 с.
4. Максимова А. А. Основы педагогической коммуникации: учебное пособие. М., 2015. 165 с.
5. Шелихова Н. И. Техника педагогического общения / под ред. М. Р. Гинзбурга. М., 2017. 128 с.