Особенности преподавания литературы в системе личностного ориентированного подхода

3
2
Материал опубликован 27 May 2022 в группе
Особенности преподавания литературы в системе личностного ориентированного подхода

Личностно – ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Истоки развития личностно ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина – Библера, где обоснована идея общности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще всё, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог». (В.С.Библер).

В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Можно объяснить отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении – только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно – ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка.

Преподаватель может создать в группе нужную атмосферу для развития учащихся, если будет руководствоваться следующими положениями методики Е.Н.Ильина:

На всём протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать своё полное доверие к ним;

Учитель должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группой в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;

Учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратится за помощью;

Учитель должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;

Учитель должен быть активным участником группового взаимодействия;

Он должен открыто выражать в классе свои чувства;

Должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого учащегося.

В чём же основные достоинства методики Е.Н.Ильина? Разгадывая

тайну общения с ребятами, Е.Н.Ильин впускает на урок живую нашу

действительность. Эта действительность – прежде всего сам ученик с его запросами, тревогами, болями, радостями. Ученик Е.Н.Ильина – это герой урока, такой же равноправный, как и литературный. Но действительность – это не только ученик, сидящий в классе. Это и тот человек, который будет строить свою жизнь. Уроком литературы Е.Н.Ильин воспитывает будущего отца, друга, гражданина, патриота.

Сегодня представляется необходимым отчётливее выделить методы изучения литературы, проявляющей специфику предмета и определяющие характер общения учащихся с литературным произведением и жизнью, окружающей учащихся и отражённой в его самосознании. Эти методы могут быть определены как чтение литературного произведения, анализ художественного текста, комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и другие). А также претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, кино, живопись, театр), литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учащихся.

Интересно высказался о возможностях литературы Олег Павлов, писатель, удостоенный премии Букера: «Вот мир подлинный, достоверный, литература его для меня создала. Но я пока живу в мире очень маленьком, как в клетке, и непонятно, где выход в этот большой мир. А я хочу в него войти». В этот мир хочет войти и каждый мыслящий подросток, живущий в пространстве агрессивной, разрушительной культуры. Он ищет ответы на вечные вопросы: как быть счастливым, как найти своё место в мире, как отличить правду ото лжи, добро от зла, в чём смысл человеческой жизни?

Однако в большинстве случаев, лишённые направляющей руки взрослых, ищут ответы, где угодно, только не в литературе. И потому они часто оказываются в состоянии опустошения, душевного хаоса. Не случайно современная Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству правонарушений и самоубийств среди несовершеннолетних. Если сегодня мы не дадим им толчка для самопознания, не научим быть Человеком на опыте человечества, мы будем бояться завтрашнего дня.

Это становится сложным в связи с засильем массовой литературы, навязывающей ложные ценности, уводящие от реальности и социальных задач в мир монстров, мутантов, магов и другой нечисти. Этот мир размывает понятия добра и зла, заставляет верить не в свои силы, а в волшебство. Всё это усугубляется использованием языка вражды в СМИ, а также ломкой нравственных социальных ориентиров, происходящих в стране. Стоит ли удивляться жизненным девизам подростков: «Жить, ничего не делая, но иметь всё, что хочу», «Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех».

Прослеживая вместе с читателями судьбы героев, преподаватель показывает, что жизнь человека, даже самого благополучного, никогда не бывает беспроблемной. Каждому на своём пути приходится переживать горе и одиночество, обиды и потери.

Именно решая проблему ценностей, русская классическая литература приходит к гармонизации мира как к своей основной задаче. Человек живёт в мире, он его осмысливает, осваивает, и русский писатель, размышляя об этом человеке на земле, ищет гармонию мира и человека.

Вспомним, например, эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»- Аустерлицкое сражение. В памяти у нас осталось примерно следующее: бежит князь Андрей в бой, видит кричащих людей, насилие, смерть, потом - рана, потеря сознания, тишина. Открывает глаза – а над ним небо, всё спокойно, медленно плывут облака… Он вспомнил самые счастливые минуты жизни. Ему открылось нечто, ведущее к истине, ему дано было, пусть на миг, прикоснуться к тайне. Есть в душе человека частица вечности, есть вечные ценности.

Уникальны также страницы романа, описывающее Бородинское сражение. Лев Николаевич скажет философски наполненные слова о моральной победе, о духовной стойкости солдат. И мы найдём чувствительные строчки: ещё гремят пушки, ещё гибнут люди, а небо (опять появляется этот важный образ!) начинает проливать дождь на сражающихся. Небо льёт слёзы, небо плачет – не по русским, не по французам, павшим в битве. Небо оплакивает своих детей, которые всё никак не устанут убивать друг друга.

Соединяя жизнь, изображённую в книге, с реальной жизнью, окружающей детей, взрослый побуждает читателя высказывать свои соображения, почему произошла ситуация, почему герои вели себя так, а не иначе, какими мотивами они руководствовались. Читая художественную литературу, дети учатся разбираться в людях, отличать существенное от второстепенного, устанавливать связи между психологией и поведением персонажа и окружающей действительностью.

В своей работе с учащимися я использую следующие приёмы системы Е.Н.Ильина:

Например, при анализе романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» целесообразно использовать приём «Спроси себя . В ходе работы с текстом произведения учащимся задаётся вопрос: Почему Раскольников, ещё не вскрыв письма от матери, исступленно целует конверт? Группа притихает, и пусть продолжительной будет пауза. Это не промах, это искусство. Сложное искусство вопроса. Если эмоции – начало интеллекта, предчувствие мысли, то вот и сама мысль: письмо уж не последняя надежда остановиться в жутком замысле? Если уж мама не остановит, то кто же тогда?

Чтобы освободить юную душу от «зажатости» самолюбия, можно воспользоваться приёмом – «Пробудить отвагу высказаться». Оставляем за учащимися право необязательности ответа: не уверен – не отвечай, или ответ не на оценку, а просто, чтобы высказаться. Можно успокоить афоризмами: любую мысль, даже самую ошибочную – громко, полным голосом! Или: говорящий всегда мыслящий. Интересен тот, кто сомневается, ибо он – мыслит!

На уроках развития речи интересен прием – «Вторжение в жизнь». Сочинение – фактор социальный, а не просто учебная активность учащегося. Разрешено писать в разном жанре. Жизненность – главный нерв сочинения. Вот как звучат некоторые темы. «Распостылая жизнь» (Размышления над сказкой М.Е.Салтыкова – Щедрина «Премудрый пескарь»). Какой смысл быть «хорошим»? Это – журнальная статья. Твой отец – человек «со связями». Воспользуешься ли ими? ( Страничка дневника.)

Задача урока литературы – открыть для учащегося всю глубину человека и сложность его жизни, помочь ему через книгу определить в окружающем мире собственное место.

Мы знаем, что одна из ведущих проблем нашего времени – воспитание чувства долга у каждого из нас перед близкими нам людьми и перед миром. Этот «долг» осознаётся растущим человеком в том случае, если он сможет в разговоре на уроке мысленно спросит себя: «А как бы поступил я? И смог бы сделать так, как сумел литературный герой?» И этим вопросом к себе определить собственную позицию в жизни, а может быть, даже и изменить её, «беседуя» с писателем, потому как от суждений об отдельных героях человек всегда приходит к пониманию себя. Содержание урока создает благоприятные условия в познании и себя, и окружающих.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребёнка. Ей свойственны гуманистическая направленность, гуманистические нормы и идеалы.

Ключ к познанию литературы не только в ней самой, но и в гибких связях художественного произведения с жизнью – и той, что внутри нас, и внешней, которая вокруг; и той, что была когда – то; и другой, которая будет. Только в соприкосновении книги и жизни рождается творческий интерес к литературе. Погружаясь в книгу, читатель получает возможность, какую не даёт

ему реальность: в одной жизни пережить много других жизней, попробовать себя в разных обстоятельствах, испытать ещё не испытанное состояние любви и ненависти, милосердия и искушения, победы и поражения и тем самым получить опосредованный жизненный опыт, чужую жизнь сделать своей.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Тоже часто читаю книги Ильина и использую в своей работе.

7 June 2022

Спасибо, Галина Геннадьевна

8 June 2022

Похожие публикации