"Особенности работы с обучающимися с ОВЗ на уроках химии".
Химия, на мой взгляд, является одним из самых трудных школьных предметов, а для учащихся с ОВЗ тем более. И уже через некоторое время после начала изучения предмета активность и интерес учащихся, а затем и качество знаний начинает снижаться из-за большого объема материала. Как повысить познавательную активность учащихся на уроках химии? Ведь, известно, что качество знаний во многом определяется отношением к изучаемому предмету.
На своих уроках химии я стараюсь использовать различные приемы и методы обучения, которые пробуждают любознательность, познавательный интерес и могут быть востребованы на всех этапах урока, хотя лучше максимально их задействовать в самом начале урока: на этапе актуализации знаний или на этапе усвоения новых знаний. И наиболее успешными методами и приемами обучения в классах коррекции, на мой взгляд, являются: проблемно-поисковый метод, практические работы несложного типа, игровые методы, многократное повторение инструкции, химический диктант, разъяснение в виде беседы, методы с использованием ИКТ.
Я бы хотела рассмотреть некоторые из них.
Метод проблемного обучения.
Суть данного метода сводится к созданию проблемной ситуации, формулированию проблемы и подведение учащихся к проблеме. Чтобы решить проблему, учащимся предлагаю задания продуктивной деятельности, для решения которых они могут использовать также свой личный опыт. Особенностями таких заданий или вопросов являются:
Необычайная формулировка;
Изучая тему «Соли угольной кислоты» можно привести такой факт: на западе Франции улитки начали обгрызать краску с наружных стен домов, заползая на высоту до 4 метров. Попытайтесь объяснить этот факт и предложить варианты решения проблемы. В ходе изучения темы, учащиеся приходят к выводу. (Улиткам требуется кальций, идущий на построение раковины. Нужно заменить меловую краску краской на масляной основе.
Следующая особенность метода проблемного обучения
Связь с жизнью:
Постановка проблемного вопроса при изучении темы «Карбоновые кислоты»: муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если к месту укуса приложить ватку с нашатырным спиртом? Изучив химические свойства карбоновых кислот, учащиеся могут ответить на этот вопрос: протекает реакция нейтрализации, в ходе которой образуются соль и вода.
Следующая особенность метода
Историческое использование материала.
При изучении понятия «аллотропия» даю исторический факт: к известному русскому химику В.В.Марковникову обратились с просьбой объяснить, что происходит с лужеными чайниками, которыми снабжали русскую армию. Чайник, принесенный в лабораторию, был покрыт пятнами и наростами, которые осыпались даже при легком постукивании рукой. Почему происходило это явление?
В ходе объяснения темы выясняется: олово образует 2 модификации. Белое олово – всем известный мягкий и пластичный металл, а при t = -33∘С превращается в серое олово – порошок со свойствами неметаллов.
Сюда же можно отнести исторический факт гибели британской экспедиции «Терра Нова» под руководством Роберта Скотта, организованной к Южному полюсу. Здесь также идет речь об аллотропных модификациях олова и о явлении «оловянная» чума.
2. Метод игрового обучения, который безусловно активизирует познавательную деятельность учащихся.
Известно, что игра это наиболее доступный вид деятельности, повышает интерес учащихся к предмету, позволяет лучше запомнить формулировки, определения.
В своей работе я использую:
Игры-соревнования («Своя игра», викторины, химические загадки);
Игры-путешествия (в рамках предметной недели).
Игры-упражнения , которые занимают 5-10 минут. (анаграммы, «Крестики-нолики», филворды, загадки);
Хотела бы остановиться на играх-упражнениях:
«Крестики-нолики». Данное упражнение можно использовать на этапе актуализации знаний, закрепления нового материала, а также для проведения коррекционно-развивающего занятия (тема «Физические и химические явления»);
Игру можно представить на слайде или использовать готовый дидактический материал.
«Химические загадки» с использованием дидактического материала (тема «Качественные реакции», «Химические свойства солей, кислот, оснований». Игра также в виде слайда презентации или дидактических карточек.
Всем известная игра «Третий лишний». Лучше использовать в виде слайда презентации, в ходе актуализации знаний или закрепления нового материала.
3. Метод моделирования. Интерес к уроку также повышает работа с пластилиновыми моделями, которые учащиеся выполняют самостоятельно. Работу можно проводить как в 8 классе, изучая тему «Атомы и молекулы», так и в 9 классе, изготавливая модели молекул углеводородов. Такая работа с пластилиновыми моделями способствует развитию еще и пространственного мышления.
4. Метод уровневой дифференциации. Дифференцированный подход является одним из наиболее важным принципом педагогического процесса с детьми с ОВЗ. Для того, чтобы проверить знания на этапах актуализации знаний или закрепления нового материала, можно использовать такой метод: класс делится на группы с помощью определенных тематических символов, которые выдаются каждому ученику. В качестве символов я использую карточки с изображением химической посуды (2-3 варианта). В итоге учащиеся получают 2-3 варианта заданий, подобранных с учетом индивидуальных особенностей. Данный прием подойдет для любого предмета.
5. Химический эксперимент (метод). Что дети больше всего помнят с уроков химии? Конечно то, что проделали сами. Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, это позволяет привлечь внимание к предмету, к изучаемой теме с помощью демонстрационного эксперимента, проблемного эксперимента, занимательных опытов, домашнего эксперимента, практических работ. Все это является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами, формируют практические навыки и умения.
6.Для активизации познавательной деятельности учащихся применяю универсальный прием «Кубик Блума», который позволяет формулировать вопросы самого разного характера. На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Придумай», «Поделись», «Предложи», «Назови». Большой плюс такого приема заключается в том, что это позволяет рассмотреть конкретный вопрос, явление, факт с разных сторон. Кубик бросает ученик или учитель.
Пример. Тема урока «Общая характеристика металлов». В ходе закрепления нового материала можно формулировать следующие вопросы:
Назови особенности строения атомов металлов.
Почему металлы обладают сходными физическими свойствами?
Предложи пример использования металлов в быту.
Исходя из свойств алюминия, придумай, как можно использовать этот металл еще?
7. На этапе рефлексии часто на уроке стоит сложная задача: нужно получить обратную связь от учеников, учитывая, что они уже, практически, взрослые люди (8-9 класс). Приемы рефлексии в виде смайликов, лесенки или светофора больше подходят для начальной школы. Мерные цилиндры с градацией (анализом) собственной деятельности в виде заламинированных карточек станут многоразовыми. Маркером или фломастерами учащиеся отмечают уровень понимания материала на уроке. Данный вид рефлексии помогает понять с какими учащимися нужно продолжить работу по данной теме. Считаю, что такой вид рефлексии подойдет не только химикам, но и биологам, физикам и, возможно, математикам.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод : использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.