12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Сергеевна32
Россия, Владимирская обл., г.Меленки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Особенности строения и функции корня


1

ФИО (полностью)

Бушуева Елена Сергеевна

2

Место работы

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П» г. Меленки Владимирская область.

3

Должность

Учитель биологии

4

Предмет

Биология

5

Класс

6 класс

6

Тема и номер урока в теме

Урок «Особенности строения и функции корня» является третьим в теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

7

Базовый учебник

Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.- М.: Дрофа, 2013.


8. Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения и функций корня растения.

Задачи:

Познавательные:

- формирование представления о корне как основном вегетативном органе растения, нарастающем в длину на протяжении всей жизни растения;

- установить причинно-следственные связи между особенностью строения зон корня и их функций.

Метапредметные:

- способствовать формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- понимать значение корня, как органа, для жизни растения.

9. Тип урока: Урок усвоения новых знаний (по типологии уроков Ю.А. Конаржевского.)

10. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

11. Необходимое техническое оборудование: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

12. Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин)


1

2

3

4

5

6

I

Организационный момент


Проверяет готовность учащихся к уроку. Активизирует внимание.

Организует рабочее место

1мин

II

Контроль и актуализация знаний

Индивидуальные задания для выполнения на интерактивной доске:

1)Установите соответствие между видом корня и местом его образования.

2)Укажите виды корней.

3)Укажите типы корневых систем.

Работа с гербарием в статичных группах.








Презентация




Виды корней N1


Типы корневых систем (задание

N2

Организация работы с интерактивной доской и электронным ресурсом.










Организация групповой работы.

Выполнение индивидуальных заданий на интерактивной доске.










Работа с гербарием по группам, фиксирование

результатов

на инт.доске.

6 мин















5 мин

III

Этап изучения новых знаний и способов деятельности Поисковая беседа:

1)Какие функции выполняет корень растения?

2)Как корень добывает из почвы минеральные соли и воду?

3)Какой частью (участком) растет корень?

4)Как корень выполняет другие свои функции?

Демонстрация живого объекта (корень проросшего семени фасоли).
























Зоны корня

N3

Рост корня

N4

Создает проблемную ситуацию с выходом на цель урока.






Уточняет цель урока





Формулирует задание




Отвечают на вопросы, поставленные учителем, попадают в проблемную ситуацию, формулируют тему урока и главную цель.







Выполняют задание в тетради №65.

(Работа с живыми объектами: корень проросших семян фасоли)










20мин















IV

Демонстрация опыта, проведенного учеником дома*











Этап первичной проверки понимания изученного

Сравнение строения корневого волоска и обычной клетки растения.


















Создание проблемной ситуации: Как опытным путем доказать, что корень растет зоной роста?




Формулирует задание.


Проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания.


Ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала.

*Индивидуальное задание. Формулирование вывода из проведенного опыта.




Сравнивают объекты. Нахождение сходств и различий в строении

корневого волоска и

любой другой клетки растения.

Выполняют задание в тетради №66.

Формулирование вывода.













V

Этап закрепления

Установите соответствие между понятием и его определением.

*Дополнительное задание:

Решение проблемной задачи: Предложите способы увеличения количества корней у растений, зная закономерность, что чем их больше, тем лучше питание растения.


-Организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях.


-Организация самостоятельной работы с последующей проверкой её выполнения.

Выполнение самостоятельной работы и взаимопроверка правильности её выполнения.


*Выполнение задания повышенной сложности.


5 мин

VI

Домашнее задание


Объяснение и запись домашнего задания на доске.

Запись домашнего задания в дневниках.

2 мин

VI

Этап рефлексии


Предлагает учащимся оценить их деятельность на уроке. (Методика Лутошкина «Цветопись»)

Оценивают свою деятельность на уроке.

1 мин


Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: Особенности строения и функции корня

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Виды корней (задание №3)

Дидактический материал информационно-практического типа.

Интерактивное задание

http://fcior.edu.ru/card/1199/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html


2

Типы корневых систем (задание №2)

Дидактический материал информационно-практического типа.

Интерактивное задание

http://fcior.edu.ru/card/392/kontrol-stroenie-i-funkcii-kornya-tipy-kornevyh-sistem-chast-2-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html


3

Зоны корня

Дидактический материал информационно-практического типа.

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000020f-1000-4ddd-17a8-1c0046b326a0/079.swf



4

Рост корня

Дидактический материал информационно-практического типа.

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d3fa00a-ca8b-40e3-9d80-d76535b52d1c/%5BBI6RA_5-02%5D_%5BAN_01%5D.swf



ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 6

Предмет: Биология

Учебник: Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс.- М.: Дрофа, 2013.

Тема урока: «Особенности строения и функции корня»

Цель урока: Раскрыть взаимосвязь строения и функций корня через организацию учебной деятельности с ЭОР и личностно-ориентированный подход.

Задачи:

-формирование представления о корне как основном вегетативном органе растения, нарастающем в длину на протяжении всей жизни растения, о зонах корня и их функциях;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-развитие коммуникативных умений;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний (по типологии уроков Ю.А. Конаржевского.)

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, использование ЭОР.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование и основные источники информации: 1) Гербарии растений с разными типами корневых систем. 2) Проростки фасоли и ручные лупы. 3) Учебник и рабочая тетрадь В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс». 4) Компьютер с выходом в Интернет. 5) Мультимедийный проектор. 6) Иинтерактивная доска. 7) Презентация урока «Особенности строения и функции корня»/ автор Бушуева Е.С.


Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку

II. Контроль знаний.

Организация работы с интерактивной доской и электронным ресурсом.

Фронтальный опрос:

Какой орган зародыша семени первым трогается в рост при прорастании?

Задание 1:

Установите соответствие между видом корня и местом его образования.

t1600616239aa.gif

Задание 2:

Укажите виды корней.

t1600616239ab.png

Задание3:

Укажите типы корневых систем.

t1600616239ac.png


Организация работы с гербарием в статичных группах.












Выполнение индивидуального задания на интерактивной доске. (слайд из презентации)








Выполнение индивидуального задания на интерактивной доске.








Выполнение индивидуального задания на интерактивной доске.









Работа с гербарием по группам, фиксирование результатов на интерактивной доске в виде таблицы:

Тип корневой системы

Клевер луговой

Овес посевной

Стержневая

+


Мочковатая


+


III. Изучение нового материала.

Ученикам предлагается ответить на вопрос:

Какие функции выполняет корень растения?

С ответами учеников учитель заполняет схему на интерактивной доске:

t1600616239ad.gift1600616239ad.gif

t1600616239ad.gifФункции корня



Ученикам предлагается подумать, а

Как корень добывает из почвы минеральные соли и воду?

Какой частью (участком) растет корень?

Как корень выполняет другие свои функции?

Благодаря вопросам учитель создает проблемную ситуацию, подводит учеников к самостоятельному формулированию цели урока.

Сообщение темы урока «Особенности строения и функции корня».

Демонстрация живого объекта (корень проросшего семени фасоли).

Предлагается рассмотреть имеющиеся на партах проросшие семена фасоли, их корень, с помощью ручной лупы.

Рассмотрите невооруженным глазом, а потом с помощью лупы корень фасоли. Сколько участков на корне можно выделить? Каков их внешний вид?

Новодящие вопросы:

-Обратите внимание на кончик корня. Какого он цвета и формы? Пристает ли к этой части корня почва?

-Рассмотрите участок, лежащий выше кончика корня. Какой он? Пристает ли к этой части корня почва?

-Далее какой участок, в чем его особенность? Пристает ли к этой части корня почва?

-Какой следующий участок?



t1600616239ae.png

Возвращение к вопросам, поставленным вначале урока:

Какой частью (участком) растет корень?

t1600616239af.png

А как это доказать? Послушаем опыт ученика_________, который он выполнил дома.*






Как корень добывает из почвы минеральные соли и воду?








Объяснение учителем, что «пушок» создают корневые волоски, что эти клетки имеют особое строение, а какое, предстоит выяснить сравнив строение корневого волоска и обычной клетки растения, рассмотрев рисунок в рабочей тетради №66.



Оболочка клеток зоны всасывания тонкая и гибкая. Это дает возможность корневому волоску тесно соприкасаться с частицами почвы. Благодаря своей гибкости корневые волоски приобретают неправильную форму, крепко сцепляются с частицами почвы, всасывая из них воду и минеральные соли. Ядро расположено вблизи кончика, что обеспечивает быстрый рост корневого волоска.

Далее расположена зона проведения. Её клетки проводят питательные вещества к стеблю и листьям и наоборот.

Ученики предлагают возможные варианты ответов:

- корень закрепляет растение в почве;

- корень добывает воду и минеральные вещества для растения;

-в корне запасаются вещества (?)










Ученики пытаются ответить на вопросы, поставленные учителем, попадают в проблемную ситуацию из-за недостаточности имеющихся знаний, формулируют тему урока и главную цель.

Цель урока: познакомиться со строением корня, раскрыть особенности строения в связи с выполняемыми функциями.










Работа с живыми объектами: корень проросших семян фасоли.


Скорее всего ученики ответят, что видя три участка: гладкий, «волосатый», «темненький кончик».




Учащиеся приходят к выводу, что на корне можно выделить пять участков (зон): корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения.









Рассматривают иллюстрацию на интерактивной доске. Заполняют таблицу в рабочей тетраде, задание №65.












Отвечают на вопросы, поставленные в начале урока:

- корень растет благодаря клеткам зоны роста, которые в свою очередь образует зона деления.

* ОПЫТ: Взять банку, налить в нее немного воды и к крышке осторожно прикрепить проросшее семя фасоли, у которого корешок уже развился до 2 см. На корешок нанести маркером метки на ровном растоянии от кончика корня, примерно на 1 мм. Через день измерить длину корешка и отметить, что происходит с метками: остаются они на том же расстоянии или же расстояние между ними увеличивается. В какой части оно увеличивается больше,а в какой меньше? Сделать фотографии на начало и конец опыта. Сформулировать вывод.



-корень добывает из почвы минеральные соли и воду благодаря клеткам зоны всасывания. Этот участок корня выглядит как «пушок». К этой части корня прилипают частички почвы.


Нахождение сходств и различий в строении корневого волоска и любой другой клетки растения. Выполнение задания №66 в рабочей тетраде.

Сходство: оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль.

Различие: у оболочки клетки корневого волоска есть вырост.


IV. Закрепление.

Учащимся зачитываются определения, а на слайде презентации дан ряд понятий (1-8). Им необходимо установить соответствие между понятием и его определением.

Определения:

Участок корня, прикрытый чехликом, где происходит деление клеток.

Длинный вырост наружной клетки корня на его всасывающей части.

Совокупность всех корней растения.

Многослойное образование, покрывающее самый кончик корня, защищающий его.

Участок корня, который находится выше зоны всасывания, проводящий воду и минеральные вещества.

Часть корня, клетки которой растут в длину уже не делясь, в результате чего сам корень растет в длину в течение всей жизни.

Участок корня с корневыми волосками.

Верхний плодородный слой земли.

Понятия:

Корневая система

Корневой чехлик

Корневой волосок

Зона роста

Зона деления

Зона всасывания

Зона проведения

Почва

Ключ ответов:

5 3 1 2 7 4 6 8

*Дополнительное задание:

Решение проблемной задачи: Предложите способы увеличения количества корней у растений, зная закономерность, что чем их больше, тем лучше питание растения.

Выполнение самостоятельной работы и взаимопроверка правильности её выполнения.


































*Выполнение задания повышенной сложности.


V. Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, ответив на вопросы:

Выполнили ли мы цель урока?

Что показалось Вам на уроке более интересным?

Какую бы ты поставил себе оценку за урок? Почему?

Ребята, с каким настроением Вы уйдете с урока? Поднимите карточку выбранного вами цвета.

(Красный- я был активным на уроке, у меня все получалось.

Оранжевый-радостный. Я старался, у меня многое получалось.

Зеленый-спокойное состояние. У меня были недочеты в работе, но я буду стремиться их исправить)

(Методика Лутошкина «Цветопись»)

Оценивают свою деятельность на уроке. Отвечают на вопросы. Поднимают карточки соответствующего цвета.

VI. Домашнее задание.

Объяснение и запись домашнего задания на доске.

§20, вопросы, №68.

Запись домашнего задания в дневниках.



§20, вопросы, №68.


















Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 21.09.20 в 01:29 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за ценный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.