Статья на тему «Особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

2
0
Материал опубликован 4 December 2020 в группе

Особенности здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов. Составляющими здоровья и взаимодействующими друг с другом являются физическое, душевное и социальное благополучие.

На здоровье детей влияет много неблагоприятных факторов. Это программы и технологии обучения, объем учебной нагрузки, санитарно-гигиенические условия обучения, личностные характеристики учителя, организацию учебного процесса. И поскольку здесь приоритетными являются факторы, связанные с учебно-воспитательным процессом, сохранение и укрепление здоровья учащихся – функция педагогической деятельности. Одной из основных задач образовательной организации является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

Забота о сохранении здоровья учащихся, привития им навыков здорового образа жизни – важнейшая обязанность школы и каждого учителя. Именно школа должна и может стать «средой здоровья», где все режимные моменты и любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая способствуют формированию у детей привычек и потребностей к укреплению своего здоровья. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно - оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью. У школьников необходимо формировать потребность к здоровому образу жизни. Учитель, соответственно, должен внедрять специальные принципы, методы и приёмы здоровьесберегающих технологий.

Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействие на здоровье. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

2. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

4. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

5. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

6. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

7. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Формирование здоровья воспитанников школы осуществляется не только путём передачи знаний, становления мотивации и ценностного отношения к здоровью, но и организации здорового образа жизни учащихся в системе их досуга и жизни в семье, физического развития во внеклассной деятельности. В учебно-воспитательном процессе важным является применение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; оптимальную организацию учебного процесса и физической активности школьников, а также разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения в коррекционной школе - задача особой важности для преподавателей. На уроках швейного дела создаются условия здорового развития детей, предусмотрены мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, введена система разминок для глаз (для этого использую схемы зрительных траекторий – по кругу, квадрату, прямоугольнику, «маятник»). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. В зависимости от степени напряжённости работы на уроке провожу пальчиковую гимнастику. Большое внимание уделяется нормированию заданий, не допускаю перегрузок. Обращаю внимание на объём и сложность материала.

На уроках швейного дела соблюдаются основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса;

динамические паузы, способствующие повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала;

 создание эмоционально положительного фона в обучении

оказание поддержки ребёнку в учёбе

учёт психического и физического здоровья ребёнка

длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами, прописанными в Санитарных правилах и нормах; 

использование специальных упражнений для снятия зрительного утомления;

психологический климат на уроке;

использование чередования интенсивности в обучении и психологической разгрузки;

смена видов деятельности, так как однообразность урока вызывает утомление;

беседы, связанные со здоровьем непосредственно в ходе урока;

формирование потребностей в здоровом образе жизни;

Для здоровья детей очень важно соблюдать не только санитарно-гигиенические нормы, но ещё учитывать психологические особенности. Снятию психомоторного напряжения способствуют физминутки. Каждый комплекс физкультминуток состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы, сидения во время урока.

На уроках швейного дела можно использовать минутки релаксации, музыкальные паузы, создавать эмоционально положительный фон в обучении, использовать чередование интенсивности в обучении и психологической разгрузки. Благотворное влияние на психическое состояние детей оказывают эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка и, конечно же, благоприятный психологический климат на уроке. Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

Большое внимание уделяется принципам здоровьесбережения во время подготовки к итоговой аттестации. В это время важно не допускать стрессовых ситуаций (спокойная педагогическая тактика, недопущение интенсификации учебного материала, методика обучения соответствует возрастным и функциональным возможностям учащихся, их диагнозу).

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности - вот что способствует раскрытию способностей каждого ребенка. Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс позволяет успешно усваивать программный материал, что способствует повышению работоспособности, а также позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Для отслеживания результатов деятельности по применению здоровьесберегающих технологий проводится мониторинг здоровья учащихся.

Мониторинг здоровья учащихся

Мониторинг организуется на принципах учета возрастных особенностей и закономерностей взаимодействия биологических и средовых факторов при формировании здоровья учащихся.

Мониторинг здоровья включает следующие параметры:

Общее физическое развитие ребенка;

Двигательная активность;

Количество пропущенных учебных дней по болезни;

Травматизм;

Качество знаний правил ЗОЖ и способности их реализации;

Качество заботы ребенка о своем здоровье.

Ведется профилактическая, просветительская работа по формированию здорового образа жизни учащихся, а также работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

Проводится работа по созданию здоровьесберегающего пространства; профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата.

Профилактика нарушений нервно-психического здоровья учащихся осуществляется через контроль организации учебного процесса, в соответствии с возрастными функциональными познавательными и психосоматическими возможностями учащихся, работает психологическая служба.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации