Статья на тему «Осуществление эмоциональной поддержки дошкольников в рамках формирования здоровьесберегающей системы группы»
Сташкова Татьяна Николаевна, педагог-психолог, специалист высшей квалификационной категории
Ропова Алевтина Рудольфовна, воспитатель, специалист высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 34» г. Струнино Владимирской области
Осуществление эмоциональной поддержки дошкольников в рамках формирования здоровьесберегающей системы группы
Аннотация. В статье говорится о том, как при использовании технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в течение учебного года происходят положительные изменения в эмоциональной сфере дошкольника - формировании интегративного качества «Эмоционально отзывчивый».
Ключевые слова: здоровьесбережение, дошкольники, участники педагогического процесса, эмоциональное благополучие.
Здоровьесберегающая система образования – это единая совокупность разнонаправленных здоровьесберегающих технологий и основных ее составляющих (информационной, инструментальной, кадровой, нормативно-законодательной, финансовой, организационно-структурной, функциональной), обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательно - воспитательного процесса, их социальный, психический, физический и духовный комфорт.
Современные условия жизни, плохая экологическая обстановка, а также непонимание родителями важности формирования культуры здоровья в дошкольном возрасте зачастую препятствуют решения данной задачи. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих различные отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста уровня общей заболеваемости среди дошкольников. Именно поэтому актуальным направлением деятельности дошкольной образовательной организации является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирование у них сознательного отношения к состоянию своего организма, профилактике вредных привычек. [2-35].
В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (это - Ш. А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. [4-17].Эмоционального благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов (физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, особенностями образовательной среды др.)[3-42с.]. Проблемы здоровья обширно представлены в научной литературе: Н. М. Амосов, П. К. Анохин, Г. А. Апанасенко, Р. М. Баевский, И. И. Брехман и др. Свой вклад в решение данной важной государственной задачи вносит современная педагогика: П.И.Третьяков, М.М.Безруких, Г.А.Воронина и др.
В течение 2018-2019 учебного года в работе со всеми участниками образовательного процесса проводились следующие здоровьесберегающие методические мероприятия: тренинги с детьми и взрослыми; публикация статей в местной прессе и профессиональных журналах; открытые показы для педагогов и родительские собрания, занятия, развлечения и т.д. В начале и конце учебного года проведены исследования интегративного качества «Эмоционально отзывчивый», в результате чего была выявлена положительная динамика показателей по методике Ю.А. Афонькиной [1-21с.] (Диаграмма № 1)
Диаграмма № 1. Динамика интегративного качества «Эмоционально отзывчивый» в логопедической группе «Звездочка» (5-6 лет) за 2018-2019 учебный год (в %)
Обследовано 15 человек
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при использовании технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка в течение учебного года происходят положительные изменения в эмоциональном состоянии детей.
Список литературы
1. Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения образовательной программы дошкольного образования. Старшая группа. /Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 63с.
2. Бабенкова Е.А. «Здоров ли ваш ребенок?»/ Е.А. Бабенкова. - М., 2003г. -120с.
3. Коломенский Я.Л., Е.А. Панько "Психология"./ Коломенский Я.Л., Панько Е.А. - Минск. 1988 г.- 87с.
4. Искусство быть здоровым / Авт.-сост. А.М. Чайковский, С.Б.Шенкман. В 2 ч. – М.: АСТ-Пресс, 2007. Ч. 1. – 224 с.