Отчёто реализации инновационного проекта «Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка»
Проект программы оздоровления детей МБДОУ ЦРР – «Детский сад №28» совместно с кафедрой стоматологии детского возраста, ЛОР болезней и физиотерапии ЧГМА
«Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка»
Научный руководитель к.м.н. Попова Елена Святославовна
Цель работы в проекте заключалось в проведении профилактической работы в течении 3-х лет в ДОУ силами кафедр ЧГМА, цель которой состояло в раннем выявлении, лечении и предупреждении стоматологической, ЛОР-патологии, а также подготовка ребенка к школе. Созданием рабочих программ и учебно-методического комплекса.
Высокая частота простудных заболеваний и патологии ЛОР - органов у детского населения в нашем регионе связано, прежде всего с проживанием в условиях резкоконтинентального климата. Исследования последних лет свидетельствуют, что в возрасте 2-3 лет у 78% детей Забайкальского края отмечаются аденоиды, аденоидиты, риниты, синуситы, а так же распространён рецидивирующий острый средний отит в возрастной группе детей от 2-5 лет (45-50%). В связи с вышеуказанными патологическими изменениями в ЛОР-органах развиваются функциональные нарушения дыхания, дыхание становится ротовым или смешанным, что в свою очередь вызывает грубую деформацию челюстных, лицевых костей, готическое твердое небо, у ребенка изменяются лицевые признаки, страдает речь. Ротовое дыхание вызывает гипоксию головного мозга, сказывается на психофизическое развитии ребенка, приводит к быстрой утомляемости, снижает усвояемость какой-либо информации.
Цель исследования:
Выявить взаимосвязь функциональных нарушений ЛОР-органов и патологии в челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка.
Повысить уровень качества жизни детей путем проведения оздоровительных мероприятий.
В рамках экспериментальной площадки было разработано и реализовано 8 образовательных проектов и 2 рабочих программ, а так же практический материал к каждой работе. Разработаны методические рекомендации для педагогов и для родителей по вопросам ЛОР - патологий детей дошкольного возраста.
III этап - «Итоговый» (2013 - 2014 учебный год).
(эффективный контроль за динамикой физического развития воспитанников; систему физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье; проведение сравнительного анализа состояния здоровья за период реализации проекта).
В течение 2012-2013 учебного года воспитателями и специалистами ДОУ регулярно проводились занятия лечебной физкультурой с акцентом на правильном дыхании. В результате сравнительного анализа шкал заболеваемости детей на конец года отметилось снижение показателей болезней органов дыхания (с 95 до 51), ОРВИ ( с 50 до 31) и бронхо-легочной системы (с 15 до 3). На карантин в зимний период была закрыта только одна адаптационная группа.
Увеличился процент детей с высоким уровнем физического развития в группе воспитанников, посещающих занятия лечебной физкультурой с 33% до 37%. Результаты представлены на сравнительной диаграмме обследования детей в мае 2012 и мае 2013 гг.
Во время реализации проекта большая просветительская работа проводилась с родителями детей, посещающих занятия, с целью приобщения родителей к процессу оздоровления детей. Подготовлены наглядные консультации и папки-передвижки для родителей на темы: «Я живу так, как я дышу», «Как сохранить осанку ребенка», «Здоровые ножки» и т.д.
Проведен мастер-класс для педагогов и родителей, на котором проводилось обучение дыхательным упражнениям по методике А.Н.Стрельниковой.
Современная действительность ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Рабочая программа «Лечебная физкультура» способствует решению данных задач, что проверено на практике в работе нашего ДОУ.
В рамках реализации коррекционно-развивающей психолого-педагогической рабочей программы по обогащению эмоционального опыта дошкольников «Самоцветы» психолога Пляскиной Е.П. в группах ДОУ получены следующие результаты:
показатели агрессивности снизились до 7,4 % (с 9,3%)
тревожности – до 19 % (с 23,1%)
наличие страхов отмечается у 18,6% (с 21%) детей.
Используемые методики: Тест «Рука» Э. Вагнера адаптация Н. Я. Семаго.
Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Тест «Страхи в домиках» модификация М.А.Панфиловой
Проективный тест «Несуществующее животное»
Методика «ДОМ - ДЕРЕВО - ЧЕЛОВЕК» Дж. Бука.
Кроме того, отношения между детьми в группах стабилизировались, о чем говорят результаты социометрии: выросло число взаимных выборов детей, отвергаемые дети были приняты в группу сверстников.
Во время реализации проекта большая просветительская работа проводилась с родителями детей, посещающих занятия, с целью улучшения взаимопонимания между родителями детьми. Подготовлены наглядные консультации и папки-передвижки для родителей на темы: «Стили родительского воспитания», «Мой ребенок самый лучший», «Счастливая семья», «О чем говорят детские слезы», «Я тебя понимаю» и т.д. Разработано и проведено родительское собрание в виде деловой игры с активным участием родителей «Гармония общения», а котором родители смогли примерить на себя роль ребенка, обратить внимание на проблемные точки в отношениях с детьми.
Большое внимание уделено разделу «Валеологическое воспитание». В результате мониторинга детей по валеологическому воспитанию мы видим значительные улучшение знаний детей в областях «Понятие о здоровом образе жизни», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым».
Валеологическое воспитание
Представление результатов опыта: |
Всероссийский заочный конкурс «Призвание – воспитатель», г. Новосибирск – 2012г; Диплом лауреата за разработку занятия по эстетическому воспитанию дошкольников через исследовательскую деятельность; сертификат в номинации «Оригинальность замысла, перспективных инициатив, инновационной практики обучения, воспитания, развития и социализации детей в современном ДОУ»; Всероссийский конкурс «Росточек: Мир спасут дети», г.Новосибирск – 2012г; диплом лауреата за программу комплект материалов по лечебной физкультуре для дошкольников в условиях ДОУ; серебряная медаль за разработку, раскрывшую содержание, особенности и эффекты лечебной физкультуры для дошкольников в условия ДОУ; краевой форум инновационных проектов; краевой форум инновационных проектов «Образование - 2012», п. Агинское – 2012г грамота за проведение мастер – класса Муниципальный конкурс «Педагог года 2012» г. Чита, номинация «Дошкольное образование» II место Всероссийский конкурс, фестиваль педагогических идей «Открытый урок» г. Москва, май 2013 г. Краевой конкурс «Учитель года Забайкалья – 2013» Номинация «Психолого-педагогическое сопровождение»I место Всероссийский Педагогический конкурс «Сценарии медиаурока с компьютером» Сертификата участника конкурса международного интернет - кокурса «Любуюсь красотой природой» |
Появление авторского продукта (методические рекомендации, пособия, дидактические материалы, статьи и т.п.): рабочая программа физического развития, коррекции и оздоровления воспитанников «Лечебная физкультура»; коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа по обогащению эмоционального опыта дошкольников «Самоцветы». |
Участие в конференциях, публикации Участие Всероссийская видеоконференция «Основы эффективного общения». Первое сентября Фестиваль педагогических идеи «Психоэстетическое и психоэмоциональное развитие детей средствами светотерапии» Международная заочная конференция «Психологическое практическое применение» - психолог Пляскина Е.П. Электронная публикация статьи «Психологическое состояние ребенка находящего под патронажем ДОУ» - создание электронного портфолио. Третий Международный фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна» (ИКТ в образовании) г. Омск Социальная сеть – презентация Компьютерной технологии в логопедической работе, статья взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений детей МАУ «Городской научно-методический центр» Статьи: «Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД» логопед Попкова Н.А.; «Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Насекамые» - логопед Якимова Л.Б. Информационно-методический журнал Статьи: «Психоэмоциональное и физическое развитие ребенка с нарушений ЛОР-органов и патологий челюстно-лицевой области» - Мицкевич Е.И.; «Детский туризм» и «Заметки профессионала» – Власевская Л.К. – муз.рук. «Педагогическая философия» - психолог Пляскина Е.П. Научно-методический журнал «Педагогическое обозрение» Статьи: Взаимосвязь в работе стоматолога, ортодонта и логопеда – логопед Попкова Н.А. Обучение связной речи дошкольников с ОНР на основе использовании наглядного моделировании – логопед Якимова Л.Б. |
Работа в рамках эксперимента позволила нам повысить качество жизни детей дошкольного возраста и оздоровить их организм к школе. Опыт и методические материалы, полученные в ходе эксперимента, внедрены в работу ДОУ. По итогам завершения эксперимента будет издан сборник материалов по формированию у детей привычки к правильному дыханию.