Открытый урок музыки в 3 классе на тему «Острый ритм — джаза звуки»
Пояснительная записка к презентации
Сценарий урока
ФИО педагога: Микушина Татьяна Алексеевна
Должность и место работы: учитель музыки МАОУ СОШ №44.г.Томска.
Направление конкурса: Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок музыки, рисования или МХК по ФГОС»
Тема урока: Острый ритм - джаза звуки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Класс: 3 А
Цель: познакомить учащихся с музыкальным жанром «джаз».
Задачи:
познакомить с жанром “джаз” и с его историей; с основными особенностями стиля; с исполнителями джазовой музыки;
закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности, характерные для джаза: ритм, джазовые музыкальные инструменты и др.;
способствовать развитию умений слушать и исполнять инструментальные и вокальные композиции.
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся могут рассказать историю возникновения джаза, назвать его характерные особенности, знаменитых исполнителей джазовой музыки.
2. Учащиеся определяют характерные для джаза средства музыкальной выразительности.
3. Учащиеся исполняют разученную на уроке вокальную композицию.
Оборудование: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран), компьютерная презентация «Острый ритм – джаза звуки», музыкальный инструмент (фортепиано).
Ход урока:
Организационный момент. (2 минуты) Слайд №2
Учитель: (Проверяет готовность детей к уроку, организует внимание обучающихся): Давайте поприветствуем друг друга по музыкальному:
Д: (под аккомпанемент) Приветствуют учителя: Здравствуйте учитель «3 А» у вас!
У: (под аккомпанемент) Приветствует детей: Здравствуйте ребята, рада видеть вас!
Сегодня у нас с вами необычный урок: на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Присаживайтесь ребята. Начинаем урок.
Обучающиеся: Контролируют и оценивают свою готовность к уроку.
Актуализация знаний. (4 минуты) Слайд № 3
Наш мир очень трудно представить без музыки, ведь она окружает человека с самого детства и до глубокой старости. Мы знаем, что музыка разнообразна и таит в себе множество музыкальных жанров. Так вот наш сегодняшний урок познакомит вас с ещё одним жанром в музыке.
На слайде вы видите три жанра в музыке попробуйте догадаться как они называются. Время подумать 1 минута. Работаем в парах.
Музыкальный спектакль где все герои поют?
Музыкальный спектакль где все герои танцуют?
Форма вокальной музыки где есть слова и мелодия?
Обучающиеся: в парах обсуждают ответы на вопросы, затем одна пара даёт ответ (3 минуты)
III. Целеполагание и мотивация. (3 минуты) Слайд № 4
Учитель: (Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и задач урока). Ребята, предлагаю вам отгадать загадки, которые подскажут вам тему урока.
Загадки:
1. Ростом мал и пузат,
А заговорит —
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит…(Барабан)
2. Клавиатуры черно-белый ряд,
Педали желтым золотом горят…
Меня с собой не унесешь в футляре.
С могучим форте, ласковым пиано,
И тот чрезвычайно прав,
Кто называет нас… (Фортепиано)
3.Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый… (саксофон)
Сайты:
Учитель: -Ребята, вы уже определили тему урока? Слайд 5
-Да, вы правы, тема нашего урока «Острый ритм – джаза звуки».
-Есть ли у вас желание узнать что-то новое по этой теме? Слайд 6
Мы с вами познакомимся с таким жанром как «Джаз» и отправимся в то время, когда джаз приобрёл свою популярность.
Обучающиеся: отгадывают загадки. Определяют тему урока. Формулируют задачи урока. В тетради записывают тему урока.
IV Изучение нового материала. (8 минут)
Учитель: Включает музыкальную запись. Организует беседу, используя информацию презентации, текст учебника. Контролирует «открытие» новых знаний. Корректирует их. (3 минуты)
Аудиозапись Louis Armstrong – «Hello Dolly» Слайд№7.
У: Ребята, ответьте на вопросы:
-Какой жанр прозвучал?
-как мы определим, что это джаз?
-Кто исполнитель данной композиции? Слайд №9
У: Джаз появился в крупном городе Новый орлеан, США. В Америке проживало большое количество негров, которые когда-то были рабами. Они напевали свою музыку – африканскую. А через некоторое время их музыка соединилась с музыкой белых людей, которые исполняли христианскую музыку. Внеся свой стиль в музыку белых людей, негры стали её исполнять, и из этого возникла песня «Спиричуэл».
Аудиозапись спиричуэл Louis Armstrong – «Let my people go». Слайд №10
У: Африканский народ очень ритмичны и музыкальны. Когда удавалось отдохнуть от работы они пели, а инструментами им служило всё что попадёт под руку. Именно музыка помогала им найти утешение от разлуки с родными и от тяжкой работы.
У: ребята я предлагаю ещё раз прослушать это произведение чтобы лучше прочувствовать ритм.
Задание следующее:
1 ряд будет показывать ритм щелчками пальцев.
2 ряд показывает ритм хлопками в ладоши.
3 ряд слегка притопывать одной ногой.
При этом мы с вами в нужный момент будем напевать слова, которые изображены на слайде «Let my people go», что в переводе с английского языка означает - Отпусти моих людей.
Обучающиеся: Запоминают информацию. Отвечают на вопросы. Выполняют ритмические движения под музыку.
У: Когда джаз впервые услышали в Новом Орлеане, он стал набирать свою популярность и коллективы музыкантов, выступавшие в ресторанах, стали разъезжаться с концертами по городам. Ещё одним джазовым городом считается Чикаго. Позднее к спиричуэлам добавляются песни Блюз и Регтайм.
Аудиозапись Ray Charles – «Georgia On My Mind» Слайд №11
Аудиозапись. Исполняет Jazz-band. Слайд №12
У: Ребята, давайте разберёмся, что же взял джаз от всех трёх источников:
- Спиричуэл – религиозность. Слайд №13
-Блюз – романтика, задумчивость, печаль.
- Регтайм – Веселие и жизнерадостность.
Физминутка (2 минуты)
У: Предлагаю немного отдохнуть. Прошу всех встать на Физминутку. Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх и встаёте на носочки, а если неверное, то присядете на корточки.
-Страна Япония стала родиной джаза? (Нет, США)
-Негритянский народ не имеет никакого отношения к джазу? (Нет, от негров пошли необычные ритмы, которые есть в джазе)
-Тема нашего урока «Острый ритм – джаза звуки»? (Да)
- Именно Майкл Джексон известен многим как исполнитель джазовой музыки? (Нет, Луи Армстронг)
-В джазе присутствуют Спиричуэл, Блюз и Регтайм? (Да)
Обучающиеся: в зависимости от правильности утверждения тянут руки вверх либо приседают.
У: Молодцы ребята! Ответьте на вопрос:
-Как назвать группу людей, играющих на музыкальных инструментах джаз?
Д: Оркестр, ансамбль (предполагаемые ответы).
У: Поначалу инструменты Африканскому народу достать было крайне сложно в связи с финансовым положением. Им приходилось их делать самим. Лишь после того, как окончилась война в США, инструменты передавались из воинских частей в различные лавки и продавались почти даром. Это дало возможность им наконец то их приобрести. После этого Африканские оркестры можно было увидеть везде: на любой свадьбе, на пикниках и праздниках и даже на похоронах. Как только необыкновенный ритм Африканского народа вошел в инструментальный мир, появился этот чудный жанр – джаз.
У: Ответьте пожалуйста на вопросы:
-инструменты, исполняющие джаз? Слайд №14
-характерные черты джаза? Слайд №15
Д: Отвечают на вопросы.
У: Молодцы! Да, действительно главное качество джаза – импровизация. Обладателями качеством блестяще импровизировать стали Певица Элла Фицджеральд. Пианист – Дюк Элингтон.
Видеозапись
Просмотр видеозаписи. (3 минуты) Слайд №16
У: а вы знали, что в России тоже есть джазовые исполнители.
Д: Дают ответы.
Это Леонид Утесов (Слайд №17), Ирина Отиева, Лариса Долина (Слайд 18).
У: Я предлагаю прослушать русский джаз в исполнении Ирины Отиевой. Слайд №19
Видеозапись песни Ирины Отиевой «Мама, Папа, я и джаз». (3 минуты)
Обучающиеся: смотрят на слайд.
У: Ребята, сейчас мы с вами разучим новую песню Дж. Гершвина «Острый ритм».
Песня Дж. Гершвина «Острый ритм – джаза звуки»
(Прослушивание и разучивание песни с детьми). (9 минут)
Д: слушают, проговаривают текст с учителем. Пропевают мелодию на слоги. Исполняют сначала 1 куплет со словами, затем 2 куплет и полностью песню
V Комментированное выставление отметок. (1 минута)
VI Домашнее задание (1 минута) Слайд № 20
Учитель: комментирует предложенное домашнее задание.
Подготовить рассказ о джазовом произведении и его исполнителе (обязательное для всех).
Составить ребус или кроссворд об инструментах джазового оркестра (по желанию).
Обучающиеся: Предполагают возможные варианты предоставления информации (найти в книгах, узнать у родственников и т.д.), записывают домашнее задание в дневник.
VII Рефлексия (4 минуты) Слайд № 21
Учитель: Мы узнали сегодня много нового и предлагаю вам составить синквейн. На доске для вас подсказка-напоминание о том, как правильно его составить.
Обучающиеся: Составляют синквейны, озвучивают их.
Вариант cинквейна:
Джаз
Ритмичный, религиозный
Веселит, подбадривает, утешает
В джазе переплетаются африканские ритмы
Импровизация
Источники:
https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/djaz--muzyka-hh-veka
http://musiczar.by/zagadki-pro-muzykalnye-instrumenty/;
https://mirchild.com/zagadki/muzyka-i-muzykalnye-instrumenty.
http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-baraban
https://po-ymy.ru/zagadki-pro-pianino-royal-i-fortepiano.html
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Микушина Татьяна Алексеевна