Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по логоритимике «Топотушки-говорушки»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Центр развития ребенка детский сад №127»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
по логоритимике «Топотушки-говорушки»
Составил
учитель-логопед
Осипова Е.С..
2018
Структура программы
Пояснительная записка с. 3
Календарно-тематическое планирование с.7
Содержание календарно-тематического планирования
с.8
Методическое обеспечение программы с.32
Список дидактических игр с.33
Пояснительная записка
Современное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении. В ДОУ поступают дети с врождённой патологией (сердечно – сосудистой системы, почек, ЖКТ), с нарушением речи. У детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: по развитию физических качеств (низкий уровень ловкости и быстроты), степени сформированости двигательных навыков (отсутствие автоматизации движений и слабая обучаемость), что сопряжено с низким уровнем развития когнитивных процессов. В этой связи физическими упражнениями с элементами логоритмики должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворный текст, которые приучают ребёнка выполнять упражнения в определённом ритме, координируя движение и речь. Рифмованная речь очень важна для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.
Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение). Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребёнка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей. Логоритмические занятия способствуют воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально-ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения. Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений - ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных). В педагогическом аспекте логоритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой и речью.
В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. При разработке программы были использованы практические пособия М.Ю. Картушиной. Логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Программа логоритмического кружка «Топотушки-говорушки» коррекционной ориентации, направлена на профилактику нарушений речи в более раннем возрасте.
Задачами логоритмического кружка «Топотушки-говорушки» является:
Развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
Формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
Развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.
Укрепление физической формы ребёнка, овладение двигательными навыками, формирование у детей ощущения границ своего тела, развитие умения контролировать свой мышечный тонус, развивать тактильную чувствительность, подвижность пальчиков, кистей.
На современном этапе развития науки логоритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности. Отличительные особенности программы в том что, что она написана на основе авторской программы «Логоритмические занятия в детском саду» Картушиной М.Ю., но направленная в большей степени на развитие всех компонентов речи. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Программа рассчитана на возраст детей от 3 до 5 лет.
Срок реализации программы 1 года.
Занятия проводятся - 1 раза в неделю по 30 минут во второй половине дня в музыкальном или физкультурном зале. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная.
Занятия включает в себя:
Логоритмические упражнения (игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, физминутки с музыкальным сопровождением и пением);
Разминка (разные виды ходьбы, бега, прыжков; корригирующие имитационно – подражательные движения.)
Артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
Чистоговорки для автоматизации звуков;
Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
Упражнения на развитие правильного речевого выдоха;
Общеразвивающие упражнения, которые могут сопровождаться стихотворным текстом и показом педагога;
Обучение и закрепление основных движений, развитие физических качеств;
Коммуникативные игры;
Речевые игры и упражнения;
Подвижные игры, хороводы;
Игровые упражнения на мышечное расслабление;
Игры малой подвижности;
Упражнения для релаксации
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
Ожидаемыми результатами может быть:
снижение заболеваемости;
коррекция физических процессов, развитие физических качеств (выносливости, гибкости, мышечной силы, ритмичности, быстроты);
коррекция психических процессов;
профилактика речевых нарушений, активизация речи;
развитие эмоциональной сферы, коммуникативной культуры.
Диагностику проводят в конце года по следующим показателям:
пространственная ориентация; память, внимание, мышление; мелкая моторика; слуховое внимание; согласованность речи и движения.
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема занятия |
Октябрь | 1 | «Здравствуй, Осень!» |
2 | «Собираем урожай» | |
3 | «Собираем урожай- 2» | |
4 | «Осенняя ярмарка» | |
Ноябрь | 1 | «Семья. Человек» |
2 | «Магазин игрушек» | |
3 | «Федорино горе» | |
4 | «Магазин одежды» | |
Декабрь | 1 | «Подарки друзьям» |
2 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | |
3 | «Наряжаем елку» | |
Январь | 2 | «Новогодний поезд» |
3 | «Мы едем, едем, едем …» | |
4 | «Мы – путешественники» | |
Февраль | 1 | «Кошкин дом» |
2 | «Птицы – наши друзья» | |
3 | «Птицы – наши друзья – 2» | |
4 | «Мы хотим строить дом» | |
Март | 1 | «Мы хотим строить дом – 2» |
2 | «У Зайки день рождения»» | |
3 | «Повеяло весною» | |
4 | «Из чего, что сделано» | |
апрель | 1 | «Веселые музыканты» |
2 | «Все профессии важны» | |
3 | «Чудесный мир насекомых» | |
4 | «Пироги пекла лиса» | |
Май | 1 | «Муха-Цокотуха» |
2 | «Цветик-семицветик» | |
3 | «По малину в сад пойдем» | |
4 | «Ах, лето!» |
Содержание календарно-тематического планирования
№ | Тема занятий | Цель | Задачи | Содержание | Источник | Оборудование |
1 | «Здравствуй, Осень!» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Знакомство с артикуляционным аппаратом, формирование правильного выдоха, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, расширять лексический запас слов, учить правильно образовывать имена прилагательные от имен существительных, развитие мелкой моторики. | Игра с мячом «Назови свое имя». Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке». Имитация «Движения сильного и слабого ветра». Дыхательное упражнение «Ветер». Фонопедическое упражнение «Осенние листья». Пальчиковая игра «Осенние листья». Д\и «С какого дерева листок?» Хороводная игра «Здравствуй, Осень». | 8, с.15 7, с.19-20 8, с.35 | Мяч, зеркала на каждого ребенка, султанчики на каждого ребенка, картинки с изображением листа березы, дуба, осины, тополя и клена. |
2 | «Собираем урожай» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие мелкой и общей моторики, формирование правильного выдоха, расширение лексического запаса слов, выработка координированных четких движений в взаимосвязи с речью. | Игра с мячом «Назови свое имя ласково». Разные виды ходьбы. Имитация «Прогоним тучку». Фонопедическое упражнение «Ветер и листья». ОРУ «На огороде». Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки». Динамическое упражнение «Овощи». Чистоговорка Отгадывание загадок про овощи. Игра «Собери овощи». Пальчиковая игра «Чистим овощи». Русская народная игра «Огуречик». Упражнение на релаксацию. | 8, с.37 7, с.28 7, с.28 8, с.38, 32 7, с.30 7, с.31 | Мяч, листья на каждого ребенка, Овощи (муляжи) или картинки с изображением овощей, 2 корзинки |
3 | «Собираем урожай- 2» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие речевого дыхания, развитие слухового и фонетического восприятия, закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», закреплять умение правильно согласовывать и.с. с и.п. в роде, числе и падеже, закреплять умение употреблять и.с. в уменьшительно-ласкательной форме, развитие мимики. | Вводное слово. Разные виды ходьбы. Имитация «Прогоним тучку». Фонопедическое упражнение «Ветер и листья». ОРУ «На огороде». Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки». Артикуляционная гимнастика «Обжорливая гусеничка» Чистоговорка. Пальчиковая игра «Компот». Д\и «Поможем повару Роме». Мимическое упражнение «Какой фрукт едят дети». Игра «Фрукты большие и маленькие». Упражнение «Лимон» | 7, с.7 8, с.37 7, с.28 8, с.26 4, с.42 | Листья на каждого, зеркала на каждого, муляжи или картинки с изображением фруктов |
4 | «Осенняя ярмарка» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие речевого дыхания, развитие слухового и фонетического восприятия, закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», закреплять умение правильно согласовывать и.с. с и.п. в роде, числе и падеже, закреплять умение употреблять и.с. в уменьшительно-ласкательной форме, развитие мимики. | Вводное слово. Разные виды ходьбы. Имитация «Прогоним тучку». Фонопедическое упражнение «Ветер и листья». ОРУ «На огороде». Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки». Артикуляционная гимнастика «Обжорливая гусеничка». Игра «Собери фрукты и овощи». Д/и «Назови ласково». Мимическое упражнение «Какой фрукт или овощ едят дети». Хороводная игра «Овощи». Пальчиковая игра «Капуста». Д/и «В огороде у козы Лизы». Упражнение на релаксацию | 7, с.7 8, с.37 7, с.28 4, с.15 7, с.30 7, с.31 | Листья на каждого, зеркала на каждого, муляжи или картинки с изображением овощей и фруктов |
5 | «Семья. Человек» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, закреплять умение употреблять и.с. в Р.п., формирование правильного выдоха, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью | Приветствие Ходьба по разным направлениям. ОРУ «Семья». Д/и «Чего не нарисовал художник?». Динамическое упражнение «У жирафа». Д/и «Кто что делает?». Динамическое упражнение «Называем мы слова». Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика «Вырастите большими». Игра «Доскажи словечко». Игра «Карусель» | 4, с.53 3 13, с.37 13, с.38 13, с.40 | Зеркала на каждого ребенка, кубик и кирпичик на каждого ребенка, обруч. |
6 | «Магазин игрушек» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, обогащение лексического запаса слов, развитие речевого дыхания, учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме, закреплять умение употреблять и.с. в уменьшительно-ласкательной форме, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью | Приветствие Ходьба по разным направлениям. ОРУ «Игрушки». Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Дыхательное упражнение «Надуй игрушку». Рассматривание картинок с изображением игрушек. Пальчиковая игра «Все, что только захотим». Д/и «Большая и маленькая игрушка». Д/и «Опиши игрушку». Игра «Часы». Динамическое упражнение «Едет, едет, паровоз». Упражнение на релаксацию «Воздушный шарик» | 7, с.49 7, с.50 7, с.47 4, с.26 7, с.52 16, с.41 | Зеркала на каждого ребенка, иллюстрации с игрушками, любые игрушки (5-6 шт.), игрушки разные по размеру – большие и маленькие, 2 коробки – маленькая и большая. |
7 | «Федорино горе» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, расширение лексического запаса слов, выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью, закреплять умение образования и.с. с суффиксом -ца | Приветствие. Ходьба по разным направлениям. ОРУ Рассматривание картины из сказки «Федорино горе». Динамичное упражнение «Автобус». Знакомство с различными видами посуды и как можно применить ее. Динамичное упражнение «Посуда». Пальчиковая игра «Точильщики». Д/и «Разложи посуду правильно». Игра «Перемыл я всю посуду». Артикуляционная гимнастика. Д/и «Волшебная посуда». | 3 4, с.33 13,с.27 4, с.33 13, с.27, 79 | Зеркала на каждого ребенка, иллюстрации к сказке «Федорино горе», иллюстрации посуды. |
8 | «Магазин одежды» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, расширение лексического запаса слов, закреплять умение употреблять и.с. во мн.ч., и.с. в В.п., умение образовывать и.п. от и.с. выработка четких координированных движений в взаимосвязью с речью | Приветствие. Ходьба по разным направлениям. ОРУ Артикуляционная гимнастика Называние картинок с изображением одежды, обуви, головных уборов. Д/и «Один-много». Д/и «Оденем куклу Машу на прогулку». Динамическое упражнение «Вышла Маша на прогулку». Д/и «Ателье». Пальчиковая игра «Я сошью рубашку». Игра с мячом «Назови ласково». Динамическое упражнение «Сапожки». Игра «Иголка и нитка» М.Чистяковой. | 13, с.31, 83 4, с.22 8, с.125 | Зеркала на каждого ребенка, иллюстрации с одеждой, обувью и головными уборами, мяч, |
9 | «Подарки друзьям» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие звукопроизношения, обогащение словарного запаса слов, закреплять умение употреблять и.с. в Д.п., выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью | Приветствие. Игра «Паровоз». Артикуляционная гимнастика. Чистоговорка. Д/и «Накроем стол». Д/и «Мой, моя, мое». Динамическое упражнение «Кукла танцует». Пальчиковая игра «Пирожок». Д/и «Варины подарки». Динамическое упражнение «Автобус» | 7, с.52 8, с.91 | Зеркала на каждого ребенка, кукольная посуда. |
10 | «Здравствуй, зимушка-зима!» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, учить составлять рассказ по сюжетной картине, развитие речевого дыхания, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью, развитие фонематического восприятия, учить детей отгадывать загадки | Приветствие. Динамическое упражнение «Мы идем, мы идем». Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы». Динамическое упражнение «Здравствуй, зимушка-зима!». Дыхательное упражнение «Снежинка». Гимнастика для глаз «Снежинка». Загадка про снеговика. Пальчиковая игра «Снеговик». Игра «Доскажи словечко». Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Зимние забавы» Массаж биологически активных зон «Наступили холода». | 4, с.23 7, с.57 7, с.57 8, с.71 13, с.46 8, с. 86 7, с.55 | Иллюстрация «Зимние забавы», снежинки на каждого, зеркала на каждого. |
11 | «Наряжаем елку» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие музыкального слуха, слухового восприятия, формирование целенаправленного выдоха, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью, развитие внимания | Приветствие. Динамическое упражнение «Мы идем, мы идем». Артикуляционная гимнастика. Массаж биологически активных зон «Наступили холода». Хоровод «Маленькой елочке». Пальчиковая игра «Наряжаем елку» Д/и «Наряжаем елочку». Пальчиковая игра «Елочка в лесу». Дутье на снежинку Гимнастика для глаз «Снежинка» Динамическое упражнение «Вот так холод, вот мороз». Игра на внимание «Снежная баба» | 8, с.83 7, с.76 3 7, с.60 | Зеркала на каждого, снежинки на каждого. |
12 | «Новогодний поезд» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие звукопроизношения, выработка правильного целенаправленного выдоха, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью | Приветствие Ритмическое упражнение «Едет поезд». ОРУ Игра «Как на горке снег, снег». Артикуляционная гимнастика Чистоговорка «Ежик» Дутье на снежинку Гимнастика для глаз «Снежинка» Динамическое упражнение «Звери на елке» Речевая игра «Едем на лошадке» Динамическое упражнение «Вот так холод, вот мороз» | 7, с.62 7, с.9 7, с.71 9, с.96 | Зеркала на каждого, снежинки на каждого. |
13 | «Мы едем, едем, едем …» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов, закреплять умение правильно употреблять предлоги, и.с. во мн.ч., выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью | Приветствие Разные виды ходьбы ОРУ Артикуляционная гимнастика Упражнение «Самолет» Рассматривание картинок с различным видом транспорта Динамическое упражнение «Летчик» Чистоговорка Д/и «Найди место транспорту» Пальчиковая игра «Капитан» Д/и «Путешествие Вани на море» Игра с мячом «Один-много» Динамическое упражнение «Автобус» Упражнение «Самолет летит, самолет отдыхает» | 13, с.35 9, с.81 9, с.118 4, с.50 3 | Зеркала на каждого, иллюстрации с транспортом, мяч. |
14 | «Мы – путешественники» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса слов | Приветствие Игровое упражнение «В лесу» Динамическое упражнение «Кто как ходит» Артикуляционная гимнастика Чистоговорка «Ежик» Пальчиковая игра «Рукавицы» Рассматривание картинок с изображением животных жарких стран Двигательное упражнение «В пустыне» Динамическое упражнение «У жирафа» Рассматривание картинок с изображением животных Севера Д/и «Где чей дом?» | 7, с.94 7, с.9 7, с.36 8, с.134 | Зеркала на каждого, иллюстрации с животными жарких стран и севера. |
15 | «Кошкин дом» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, выработка целенаправленного выдоха, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью, закреплять умение составлять пересказ по прочитанному произведению | Приветствие Приветствие №2 ОРУ Дыхательное упражнение «Мышки принюхиваются» Динамическое упражнение «Мышки в норочках сидят» Артикуляционная гимнастика Массаж лица «Умывалочка» Чистоговорка «Киска» Пересказ сказки «Кошкин дом» Динамическое упражнение «Автобус» Упражнение на релаксацию «Спящий котенок» | 7, с.78-79 7, с.17 7, с.87 7, с.78 7, с.82 7, с. 78 3 16, с.55 | Зеркала на каждого, сказка «Кошкин дом». |
16 | «Птицы – наши друзья» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью, обогащение словарного запаса слов, развитие правильного звукопроизношения, формировать умение образовывать притяжательные местоимения | Приветствие Разные виды ходьбы ОРУ Артикуляционная гимнастика Динамическое упражнение «Сова» Рассматривание картинок с домашними, зимующими птицами Пальчиковая игра «Подпевай-ка» Чистоговорка «Где живет сорока?» Игра «Совушка-сова» Д/и «Чьи следы? Динамическое упражнение «Снегири» | 7, с.163 13, с.19 7, с. 120 4, с.63 7, с.137 9, с.13 4, с.24 | Зеркала на каждого, иллюстрации с домашними и зимующими птицами. |
17 | «Птицы – наши друзья – 2» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью, закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картине, развитие правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса слов | Приветствие Ходьба по разным направлениям ОРУ Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика «Ветреный денек» Рассматривание картинок перелетных и водоплавающих птиц Пальчиковая игра «Подпевай-ка» Рассматривание сюжетной картины «Кормление птиц» Д/и «Покормим птиц» Игра «Совушка-сова» Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» Чистоговорка «Снегири» Динамическое упражнение «Птичка» | 7, с.163 13, с.21 13, с.23 4, с.63 9, с.13 7, с.76 13, с.73 | Зеркала на каждого ребенка, иллюстрации с перелетными и водоплавающими птицами, сюжетная картина «Кормление птиц». |
18 | «Мы хотим строить дом» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики рук, развитие правильного звукопроизношения, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью, закреплять умение употреблять и.с. в уменьшительно-ласкательной форме, закреплять умение правильно употреблять предлоги, обогащение словарного запаса слов | Приветствие Ходьба с препятствиями ОРУ Артикуляционная гимнастика Чистоговорка «Строим дом» Динамическое упражнение «Мы хотим строить дом» Д\и «Квартира» Д\и «Назови ласково» Пальчиковая игра «Строим дом» Ритмическая игра «Молоточки» Упражнение «Строим дом» | 7,с.93 3 8, с.59 7, с.94, с.13 | Зеркала на каждого |
19 | «Мы хотим строить дом – 2» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие правильного звукопроизношения, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью, закреплять умение употреблять и.с. во мн.ч. | Приветствие Ходьба с препятствиями ОРУ Артикуляционная гимнастика Чистоговорка «Строим дом» Динамическое упражнение «Молоток» Д\и «Распредели правильно инструменты» Динамическое упражнение «Мы хотим строить дом» Д\и «Один-много» Игра «Стройка», «Строители» | 7, с.93 7, с.95 3 4, с.50 | Зеркала на каждого |
20 | «У Зайки день рождения»» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, учить детей отгадывать загадки, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью, закреплять умение употреблять и.с. в Д.п., и.с. в уменьшительно-ласкательной форме, обогащение словарного запаса слов, выработка целенаправленной воздушной струи | Приветствие Имитация ходьбы разных животных и птиц ОРУ Артикуляционная гимнастика Отгадывание загадок Динамическое упражнение «Зайка танцует» Д\и «Накроем стол» Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять» Д\и «Назовем ласково» Д\и «Подарки для Зайки» Дыхательное упражнение «Задуем свечку» Динамическое упражнение «Зайка прыгал» | 7, с.138 4, с.66 8, с.97 3 | Зеркала на каждого ребенка, кукольная посуда |
21 | «Повеяло весною» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики рук, выработка целенаправленной воздушной струи, обогащение словарного запаса слов, закреплять умение употреблять и.с. в В.п., выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью | Приветствие Разные виды ходьбы ОРУ «Помогаем весне» Артикуляционная гимнастика Чистоговорка Дыхательное упражнение «Кораблик» Рассматривание картин с приметами весны Динамическое упражнение «В лес опять пришла весна» Д\и «Одеваем Машу на прогулку» Фонопедическое упражнение «Весна» Пальчиковая гимнастика «Весна» | 13, 57 8, с.109 4, с.36 8, с. 148 13, с.58 | Зеркала на каждого ребенка, бумажные кораблики на каждого, иллюстрации с приметами весны |
22 | «Из чего, что сделано» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, выработка целенаправленной воздушной струи, закреплять умение образовывать и.п. от и.с., развитие правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса слов. | Приветствие Разные виды ходьбы ОРУ Артикуляционная гимнастика Дыхательное упражнение «Задуем свечку» Д\и «Из чего – что сделано» Динамическое упражнение Д\и «Ателье» Пальчиковая игра Чистоговорка | | Зеркала на каждого, |
23 | «Веселые музыканты» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов, развитие правильного звукопроизношения, выработка четких координированных движений в взаимосвязью с речью, развитие слухового внимания, развитие фонематического восприятия | Приветствие Имитация езды на лошади ОРУ Артикуляционная гимнастика Рассматривание картинок музыкальных инструментов Динамическое упражнение «Веселые музыканты» Звукоподражение «Игра на инструментах» Д\и «Угадай, что звучит» Д\и «Быстро-медленно» Чистоговорка Динамическое упражнение | 7, с.130 7, с.127 7, с.131 | Зеркала на каждого, иллюстрации с музыкальными инструментами, музыкальные инструменты, ширма |
24 | «Все профессии важны» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов, развитие правильного звукопроизношения, закреплять умение употреблять и.с. в уменьшительно-ласкательной форме, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью | Приветствие Имитация езды на машине ОРУ Артикуляционная гимнастика Д\и «Все профессии важны» Чистоговорка Динамическое упражнение «Мы хотим строить дом» Д\и «Назови ласково» Пальчиковая гимнастика «Новый дом» Д\и «Найди правильно» Динамическое упражнение | 7, с. 98 7, с.99 7, с.102 3 13, с.34 | Зеркала на каждого |
25 | «Чудесный мир насекомых» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие речевого дыхания, развитие правильного звукопроизношения, закреплять умения употреблять предлоги, и.с. во мн.ч., обогащение словарного запаса слов, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью | Приветствие Имитация звуков и движений насекомых ОРУ Артикуляционная гимнастика «Храбрый комар» Дыхательное упражнение «Звуковое дыхание» Чистоговорка «Пчела» Д\и «Пчелка на лугу» Двигательное упражнение «Муравей» Д\и «Я садовником родился» Д\и «Один-много» Пальчиковая игра «Гусеница» Упражнение на релаксацию «На лесной полянке» | 7, с.163 8, С.31 7, с.25 8, с.165 8, с.166 16, с.51 | Зеркала на каждого, иллюстрации с цветами, игрушка пчелы |
26 | «Пироги пекла лиса» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов | Приветствие Ходьба по разным направлением с чередованием с бегом ОРУ «Каравай» Артикуляционная гимнастика Чистоговорка Самомассаж «Считалка для мышки» Песня «Я пеку, пеку, пеку» Фонопедическое упражнение Рассматривание картинок с изображением продуктов Пальчиковая игра «Пирог» Упражнение «Колоски» Хороводная игра «Каравай» | 8, с.96 9, с. 29 8, с.97 9, с.44 9, с.43 9, с.58 | Зеркала на каждого, иллюстрации с продуктами и хлебом |
27 | «Муха-Цокотуха» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики рук, развитие мимики, развитие правильного звукопроизношения, выработка целенаправленной воздушной струи, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью | Приветствие Ходьба по разным направлениям ОРУ Артикуляционная гимнастика Мимическое упражнение «Облако» Чистоговорка «Пчела» Дыхательное упражнение «Бабочка» Фонетическая игра «Комарики большие и маленькие» Игра «Стрекоза» Пальчикова игра «Паучок» П\и «Спрячься от паучка» Коммуникационная игра «Фонарик» | 7, с.179 7, с.180 7, с.177 13, с.26 4,с.38 7, с.180 7, с.181 7, с.181 | Зеркала на каждого |
28 | «Цветик-семицветик» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие речевого дыхания, развитие правильного звукопроизношения, закреплять умения употреблять предлоги, и.с. во мн.ч., обогащение словарного запаса слов, выработка четких координированных движений в взаимосвязи с речью | Приветствие Разные виды ходьбы ОРУ «Цветы» Артикуляционная гимнастика Дыхательное упражнение «Аромат цветов» Чистоговорка «Пчела» Д\и «Я садовником родился» Динамическое упражнение Д\и «Пчелка на лугу» Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили» Коммуникативная игра «Дотронься до цвета» | 9, с.25 7, с.24 7, с.25 7, с.163 8, с.164 | Зеркала на каждого, игрушка пчелки, иллюстрации с цветами |
29 | «По малину в сад пойдем» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики рук, развитие мимики, развитие правильного звукопроизношения, выработка целенаправленной воздушной струи, обогащение словарного запаса слов, закреплять умение употреблять и.с. в Р.п., образовывать и.п. от и.с. | Приветствие Разные виды ходьбы ОРУ Артикуляционная гимнастика Пальчиковая игра «Здравствуй!» Д\и «Соберем ягоды в лукошко» Рассматривание картинок с разными ягодами Динамическое упражнение «Мы шли, шли, шли» Пальчиковая игра «Малина» Д\и «Из чего мама сварила варенье» Хоровод «По малину» | 7, с.167 13, с.9 4, с. 18 8, с.29 8, с.29 | Зеркала на каждого, иллюстрации с ягодами |
30 | «Ах, лето!» | Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей детей. | Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики рук, развитие мимики, развитие правильного звукопроизношения, выработка целенаправленной воздушной струи, обогащение словарного запаса слов | Приветствие Ходьба по разным направлениям ОРУ Артикуляционная гимнастика «Как язычок отдыхал на море?» Динамическое упражнение «Солнышко-ведрышко» Игра «Солнышко и дождь» Дыхательное упражнение «Бабочка» Дыхательная гимнастика «Теплый ветерок» Рассматривание картинок с приметами лета Пальчиковая игра «Гроза» Д\и «Времена года» Динамическое упражнение Упражнение на релаксацию «Отдых» | 7, с.167 13, с.59 13, с.60 13, с.60 16, с.21 | Зеркала на каждого ребенка, зонт, иллюстрации с приметами лета. |
Методическое обеспечение программы
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М., 2002. – 272 с.
Железнова Е. Логоритмика – диск
Железнова Е. Веселая логоритмика – диск
Зуева Т.Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками – М., 2008. – 112 с.
Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет – М.: Сфера, 2004. – 96 с.
Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 3-5 лет – М., 2010. – 104 с.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду – М., 2003. – 192 с.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет – М., 2007. – 208 с.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий 6-7 лет – М., 2007. – 192 с.
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997. – 192 с.
Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки – М., 1999
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2005. – 112 с.
Речевые пятиминутки для дошкольников. Опыт работы педагогов образовательных организаций – В., 2016. – 109 с.
Развивающие игры с малышами до трех лет /Сост. Т.В. Галанова – Я., 2001 – 240 с.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб., 1999 – 16 с.
Шаокбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников – СПб., 2013 – с.64
Список дидактических игр:
Игры Нищевой Н.В. «В огороде у козы Лизы», «Поможем повару Роме», «Катины подарки», «Наряжаем елку», «Что забыл нарисовать художник»
Мельникова С.В., Бикина Н.В. «Кого везут в зоопарк?», «Волшебная посуда», «Собери букет», На лесной поляне»
«Что из чего сделано»
«С какого дерева листок»
«Кто что делает»
«Ателье»
«Накроем стол»
«Мой, моё, моя, мои»
«Покормим птиц»
«Квартира»
«Все профессии важны»
«Времена года»
Лебедева И.Л. «Пчелка на лугу», «Я садовником родился»
Список наглядно-демонстрационного материала:
Предметные картинки: овощей, фруктов, игрушек, посуды, обуви, одежды, головных уборов, транспорта, животные жарких стран и Севера, диких животных, птиц перелетных и зимующих, домашних и водоплавающих, музыкальных инструментов, насекомых, ягод.
Иллюстрации из сказки «Федорино горе», «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха»
Сюжетная картина «Зимние забавы»
Демонстрационный материал «4 сезона»