Конспект урока «Печатная графика. Виды печатной графики» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 31 March 2023 в группе

Предмет узкой специализации: «ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ»

Преподаватель Шкавро Светлана Анатольевна

t1680255117aa.png


30 января 2023 года

3 класс (живописи)

Тема: «ПЕЧАТНАЯ графика. Виды печатной графики», 2 часа (90 минут). Тип урока: комбинированный Цель: Образовательные - продолжить знакомство с графикой. Ее видами. Выполнить эскиз и клеше для графической работы высокой печати, учиться анализировать изображение; Воспитательные - формировать познавательный интерес к новым видам работы. Материалы для урока: Преподавателя-конспект к уроку, собственные примеры последовательного ведения и анализа графической работы;

Обучающихся- формат А5, лист альбома, графический карандаш, пластилин.

План урока

Организационный момент (1 минута);

Активизация внимания обучающихся на работу по теме урока (1минута);

Объяснение нового материала (25 минут);

Инструктаж к выполнению практического задания теоретического и практического (2 минуты);

Выполнение практического упражнения (13 минут)

Анализ выполненных работ и оценивание (2 минуты)

Ход занятия

АКТИВИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ НА РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ГРАФИКА»

Внимание, ребята! В самом начале нашей темы мы говорили, что есть рисовальная и печатная графика. Примеры рисовальной графики мы с ВАМИ немного проделали на наших предыдущих занятиях. И, конечно ВАШ предмет рисунок дает ВАМ много времени и представления о ней!

А сегодня мы с ВАМИ начнем разбирать ПЕЧАТНУЮ ГРАФИКУ!!!!

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Печатная графика – это самое актуальное из изобразительных искусств и вместе с тем наиболее доступное широким слоям общества искусством, которое теснейшим образом связано, с одной стороны с идеологической пропагандой, с прессой и книгой с другой стороны, с хозяйственной деятельностью, с промышленностью, с рекламной. Кроме того, в печатной графике заметная прямая связь между техникой и стилистикой.

Если подойти к графике с точки зрения технических приемов, то она состоит из четырех основных технических элементов:

Доска - поверхность, на которую наносится рисунок.

Инструменты.

Печатная краска.

Печатанье.

Соответственно материалу печатной доски и способам ее разработки различают три основных вида печатной графики.

Выпуклая графика. С поверхности доски удаляются при помощи вырезывания или выдалбливания все места, которые на бумаге должны выйти белыми и наоборот, остаются не тронутыми линии и плоскости соответствующими рисунку – на доске они образуют выпуклый рельеф. В эту группу входят гравюра на дереве (ксилография) и на линолеуме (высокая печать).

Углубленная гравюра (глубокая печать). Изображение наносится на поверхность в форме углубленных желобков, царапин или борозд. В эти углубления попадает краска, которая под сильным давлением печатного станка оставляет по краям доски углубления на бумаге которые отделяют рисунок от полей. К этой группе относятся все виды гравирования на металле офорты и т. п. (глубокая печать).

плоская гравюра на камне (плоская печать). Здесь рисунок и фон оказываются на одном уровне. Поверхность камня обрабатывается химическим составом, таким образом, что жирная краска при накате воспринимается только определенными местами, передающие изображение, а на остальную часть поверхности краска не ложится, отставляя фон бумаги не тронутым, - такая техника литографии. Кроме камня в плоской печати используется и алюминиевые дощечки так называемая – альграфия.

Гравюра на дереве или ксилография, наиболее характерный вид выпуклой гравюры. Но доку продольного распила (это груша или бук, вишневое дерево) с гладко выструганой поверхностью, а иногда покрытую слоем мела, художник наносит свой рисунок карандашом или пером. Затем художник вырезывает особыми ножами и выдалбливает промежутки между линиями рисунка. То, что в оттиске превратится в черные линии, образуют на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. На отпечатке изображение получается образным (как бы в зеркальном отражении) по отношению к изображению на рисунке находилось справа, в отпечатке будет слева, и наоборот.

В досках продольного сечения, которые применяли к графике на разных этапах развития, волокна идут сверху вниз. В этом направлении легко резать доску: напротив трудно в поперечном направлении, так как тогда надо остерегаться, что бы волокна не отклонялись и что бы линию вообще « не зарезать ». Вследствие этих трудностей в старой ксилографии встречается больше прямых и острых линий, чем округленных, диагональных. Чем больше в рисунке для ксилографии мелочей, переходов, скрещивания линий, тем труднее для резца и тем менее выразительная ксилография. Печатали гравюры на дереве чаще всего на бумаге обычной типографской краской, печатали от руки или простым типографическим прессом. Печатанья гравюры на дереве полностью соответствует процессу печатанья книжного набора, поэтому можно утверждать, что ксилография наиболее естественная, органическая техника для украшения книги, для книжной иллюстрации.

Одно из важных преимуществ гравюры на дереве заключается в очень большом количестве хороших отпечатков с одной и той же доски. Поэтому справедливо будет сказать, что гравюра на дереве является самой простой, самой дешевой, демократической техникой печатной графики, предназначенной для широкого потребителя.

Ксилография является древней формой печатной графики. Раньше всего возникла в Китае. Ранние образцы китайской гравюры – это оттиски печатей на бумаге, относящиеся к первым векам нашей эры и представляющие собой размножение образцов буддистской иконографии.

Очень близкой к ксилографии является и гравюра на линолеуме, вошедшая в употребление в Новейшее время. Гравюра на линолеуме тоже относится к высокой печати, пользуется теми же инструментами. Линолеум как материал обладает художественными возможностями, чем дерево, он дешевле, годится для больших форматов и особенно пригоден для увеличенной гравюры.

Если говорить о специфических особенностях линогравюры, то ей свойствен в общем суровый, несколько угловатый и узловатый стиль, склонный к преувеличению и особенно тяготеющий к острому, экспрессивному образу. Стиль гравюры на металле легкий, гибкий, утонченный, стремящийся к сочной полноте. Ксилографам почти не доступны тонкие, нежирные черные линии густая сеть перекрестных штрихов, создающая в гравюре на металле постепенные переходы света и тени. Следует подчеркнуть, что дерево-металл более упрямый естественной логикой, чем металл: он требует от художника большего соблюдения своей естественной логики, тогда как работа в гибком, податливом металле поощряет известное насилие над материалом.

t1680255117ab.jpgt1680255117ac.jpg


t1680255117ad.jpgt1680255117ae.jpg


ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА


https://youtu.be/MYxvmUywb5U


https://youtu.be/MY4bD7Zg5p0

t1680255117af.jpg

ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ


https://youtu.be/eVHukfvHLIA


Работы можно прикреплять в комментарии к уроку!

Благодарю за работу!










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации