12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тамара20

Педагогическая статья по теме:

Мои инновации в обучении и воспитании

Акопян Т.А., преподаватель

ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»



Хочу начать свое выступление с высказывания польского педагога, писателя и врача, Януша Корчака:

«Здоровье – это главное жизненное благо».

Сегодня, как никогда ранее, эти слова являются актуальными. Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и преподавателей. Каждому преподавателю следует знать основные факторы, влияющие на развивающийся организм, на формирование здорового образа жизни. Факторы, формирующие здоровье учащихся, многообразны: одни укрепляют здоровье, другие – ухудшают его (факторы риска). Их объединяют в четыре группы:

1. образ жизни – 50%

2. внешняя среда – 20%

3. наследственность – 20%

4. качество медицинского обслуживания – 10%

Выделяют несколько основных слагаемых гармонического здоровья человека: физический, нервно-психический, духовно-нравственный, соматический и социальный. Вспомним слова

«Здоровье – физическое, духовное и социальное благополучие!»

Всемирная Организация Здравоохранения

Моя цель, как преподавателя ОБЖ - научить учащихся жить в сложных условиях современного мира, беречь свою жизнь и жизнь окружающих людей, способствовать активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний.

В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни СПО могут участвовать через обучающую и воспитательную систему. Здесь актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, позволит сформировать не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у обучающихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения.

Современный подход к обучению ОБЖ, исходя также из требований ФГОС, подразумевает становление индивидуальной личности, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. Всем нам хорошо известно, что программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы научить и подготовить личность, способного избегать экстремальных ситуаций, а при их возникновении – грамотно и правильно действовать.

Сюда следует также отнести увеличение психоэмоциональных нагрузок и стрессовых ситуаций, нерациональное питание, экологическая и гигиеническая безграмотность, вредные привычки (пристрастие к алкоголю, курению, наркотикам).

Содержание работы по здоровье сберегающему обучению и воспитанию в условиях педколледжа является:

- Доведение до сознания учащихся понятия ЗОЖ (физическое, психическое, общебиологическое) и их значимость для каждого студента в отдельности и общества в целом.

- Выявление пагубного влияния на организм алкоголя, никотина, наркотических и токсических средств

- Профилактические мероприятия разного профиля и акт сотрудничества с другими органами

- Приоритет духовности в условиях здоровье сберегающего обучения и воспитания.

Цель:

Сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся (физического и психического) с учётом физиологических особенностей

Задачи:

1. Совершенствовать условия комфортной среды для всех участников учебно-воспитательного процесса, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

2. Поиск традиционных и инновационных подходов, форм, методов к реализации разделов программы.

3. Овладение студентами практическими правилами ЗОЖ.

4. Совершенствование системы работы с семьёй, как главного фактора сохранения и укрепления здоровья ребёнка, путём повышения педагогической состоятельности семьи.

Помимо здоровья, одним из разделов программы является безопасность жизнедеятельности учащихся. Большое внимание уделяю урокам безопасности, т.к. считаю данную проблему злободневной, актуальной. К сожаленью, сегодня мы живём в очень неспокойное время. Поэтому, уроки ОБЖ должны быть направлены на умение предвидеть потенциальные опасности и действовать решительно и чётко. Здесь вспоминаем формулу безопасности, пошаговые ступени:

1. Предвидеть опасность

2. При возможности – избежать

3. При необходимости – действовать

Изученная опасность – не опасна” – это моё педагогическое кредо.

В колледже имеется кабинет здоровья, оснащённый необходимым инвентарём (манекен Максим – «реанимация», индивидуальные средства защиты, дидактические материалы, справочная литература, таблицы, схемы, презентации, видеоуроки).

Особенностью уроков ОБЖ является то, что 80% уроков составляет практическая часть. Уроки ориентированы на продуктивную деятельность, несущие поисковый и творческий характер.

С целью повышения качества подготовки специалиста, создания интереса на уроках, активизации познавательной деятельности обучающихся в изучении дисциплины ОБЖ, предпочтение отдаю следующим инновационным формам и методам обучения: практический, игровой, соревновательный (ММО, презентации, художественное слово, проблемные ситуации, связь с жизнью, межпредметные связи, работу по карточкам, опыты, проектные работы). Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога); технологии дифференцированного обучения; игровой технологии; технологии интегрированного обучения; здоровьесберегающие технологии; проектная и поисково-исследовательская деятельность; информационно-коммуникационная технология.

Технология уровневой дифференциации

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на занятии, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления. В процессе изучения курса ОБЖ, активно используются тестовые задания, которые тоже могут быть разноуровневыми.

Технология интегрированного обучения

Студенты часто не видят взаимосвязи между отдельными дисциплинами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На занятиях ОБЖ рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Использование интеграции на занятии дает возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.

Уроки-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке можно проследить за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, умением использовать материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно, необходимо найти такую тему, где нет однозначной оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения. Удачными могут получиться уроки-дебаты при изучении темы «Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. За и против», «Вредные привычки и их социальные последствия. Меры профилактики алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании – задача государства или каждого?», «Военная служба — особый вид государственной федеральной службы. Почётный долг или повинность?»  

На уроках решаем ситуационные задачи, например по темам: «Экстремальные ситуации и выживание человека в природных условиях», «Правила поведения при пожаре в жилище» и другие.

Использование проектно-исследовательской технологии на занятиях ОБЖ, приучает студентов разыскивать необходимую информацию в разных источниках. Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, по охране окружающей среды, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени. Ребята участвуют в конкурсах по экологическим исследованиям (о вреде пластика и др.)

Использование информационных и коммуникационных технологий формирует готовность и способность студентов эффективно работать в новой информационной среде. Студенты готовят презентации по темам, вопросам и объяснительное сопровождение к ним. Изучение ряда тем происходит с использованием проектных технологий по моделированию реальной обстановки. Например: проведение занятий по пожарной безопасности; составление плана действий в экстремальной, ЧС, отработка практических навыков и действий в опасных и экстремальных ситуациях при автономном нахождении человека в природных условиях. На уроках часто используем методы сингапурского обучения: работы в парах, по группам, индивидуально.

Здоровье сберегающие технологии

Средства выбираю в соответствии с условиями работы: точечный массаж, самомассаж, гимнастика для глаз. Для создания психически комфортной, здоровье сберегающей среды часто использую на уроках «живую» музыку, (музыкотерапия). Как известно, музыка благотворно влияет на психологическое состояние человека, на нервную систему, используется как лечебное средство. Имея музыкальное образование, а также при наличии инструмента в кабинете, мы под музыку выполняем в качестве физ.мин упражнения по здоровью, гимнастику для глаз, для осанки, дыхательную гимнастику. Также вместе поем (способствует положительному настрою и сплоченности коллектива).

Ежемесячно проводятся дни здоровья, которые включают в себя спортивные мероприятия; КВН, Поле чудес, викторины; полоса препятствий, практикум по правилам поведения в экстремальных ситуациях: умение оказать ПМП (манекен Максим), надевание противогазов и т.д.; семинары о правильном питании и здоровой пищи, встречи со специалистами Республиканским центром по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями РТ, ГНД, КВД, пожарной частью, поликлиники № 4, семейная клиника Танар. С данными учреждениями заключены договора, и они выступают на родительских собраниях, кураторских часах.

Участвуем в городских и республиканских конкурсах, занимаем призовые места. Имеем стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ.

Я, как преподаватель ОБЖ, часто выступаю на педагогических советах, на методических объединениях. С целью пропаганды ЗОЖ и вовлечению родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья, провожу родительские собрания, где им предлагаю ответить на вопросы анкеты.

Будущий гражданин города Набережные Челны проводит в колледже значительный отрезок своего времени. И моя задача, как учителя ОБЖ, помочь подрастающему поколению определиться в собственной жизни, быть способным на сознательный выбор ЗОЖ.

Таким образом, все новые технологии и инновации, применяемые на уроках ОБЖ, направлены на реализацию практических навыков в повседневной жизни, воспитании конкурентоспособной личности, свободно ориентирующейся и социализирующейся в информационном пространстве и социуме.


Список использованных источников:

Плотникова, Е.Б.: Воспитывающее обучение. - М.: Академия, 2010

Полат Е.С.: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2010

http://w.school2100.ru/pedagogam/collect/

https://infourok.ru/?utm_source​​​​​​​




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.