Педагогическое эссе на тему «Работа, ставшая судьбой»
Педагогическое эссе
« Работа, ставшая судьбой»
Новый день загорается над селом. Я шагаю в сторону школы, которая расположена перед окнами моего дома. По этому пути я безошибочно могу пройти с закрытыми глазами. 38 лет из 40 проработала здесь, в родной Маловаложикьинской средней школе.
Годы пролетели, как три дня. Когда начинаешь копаться в собственной памяти, совершаешь путешествие в детские, отроческие и юношеские годы, конечно же, вспоминаешь родную школу: здание, свой класс и прежде всего школьных друзей и учителей. Однако, далеко не всех.
В кладовых памяти крепко хранятся образы подлинных наставников. Добрую память о них мы проносим через всю свою жизнь. Скажу без преувеличения. Еще учась в школе, судьба одарила меня встречей с удивительными, солнечными, мудрыми учителями: учителями русского языка и литературы Юрием Николаевичем Мокрушиным и Марией Михайловной Кибардиной, классным руководителем Маргаритой Сергеевной Орловой, учителем математики Анной Александровной Мараткановой, учителем химии и директором школы Иваном Елизаровичем Красноперовым и другими. Сколько в них было доброты, внимания, любви, заботы и нежности! Их хотелось слушать, им хотелось подражать.
Мечта стать учителем родилась еще в 5 классе. Любила играть в школу, оценивать ответы своих подруг. В семье была старшим ребенком и нравилось наставлять и учить своих младших братьев.
Путь в профессию начался с работы старшей вожатой и учителем в Кватчинской школе своего района. Нелегко было вдали от дома, от родителей начинать самостоятельную жизнь и учить почти своих сверстников. И снова мне повезло на добрых людей. С какой теплотой вспоминаются кватчинские учителя! Особенно завуч школы, отличник народного просвещения, ветеран войны и труда Иван Степанович Степанов. Он имел среди молодых специалистов непререкаемый авторитет. Что бы ни случилось, Иван Степанович никогда не повышал голоса. Всегда тактичен, добр, много помогал советами, одобрял мои начинания, отмечал первые успехи, организаторские способности.
Тогда я убедилась, что работа в школе - мое призвание. Поступила в ГГПИ. Училась с удовольствием.
Прошли студенческие годы и, как молодой специалист, получила распределение в Кизнерский район.
Скоро и здесь освоилась. Коллектив был большой, дружный, сплоченный, творческий.
Так сложилось в жизни, что здесь я встретила свою судьбу - супруга, тоже учителя. Наш общий стаж педагогической работы - 85 лет. Хорошо, когда у супругов общие интересы. Мы всегда понимаем друг друга, делимся своими мыслями, идеями, находками, успехами, огорчениями. Часто обсуждаем проблемы и сомнения, подводим итоги дня вопросами: «Как прошел день? Чем обрадовали дети?»
Я люблю свою работу, детей. Будучи давно на заслуженном отдыхе продолжаю трудиться. От ребят я получаю энергию, оптимизм, мне хочется постигать тайны информационных технологий, познавать новое, современное.
Всегда много времени провожу с детьми в школе, скучаю по школе в каникулы. Вместе с супругом, если можно так сказать, «жили и живем школой». Свои собственные дети нас чаще видели в школе, чем дома. Но никогда не упрекали. Научились самостоятельности, ответственности, участвовали в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
Для меня работа всегда была на первом месте. Учитель – это не просто профессия, а образ жизни.
Мне нравятся инновации, люблю экспериментировать, участвовать на различных конференциях, выставках, семинарах (таких, как: «Инновационные информационные технологии в учебном процессе», «Имидж образовательного учреждения и его конкурентоспособность», «Проектная деятельность», «Образование без границ»), в конкурсах методических разработок, дипломант Всероссийского конкурса «Организация учебного процесса, научно – методической и экспериментальной работы в школе», люблю организовывать конкурсы педагогического мастерства, написала много статей о работе своих коллег в районную газету, юбилею школы выпустила книгу « Школа - островок жизни», люблю составлять сценарии к литературным датам, праздникам, различным конкурсам.
Прошла все ступеньки профессиональной лестницы: начинала пионервожатой, была организатором и заместителем по воспитательной работе, учителем, директором школы, 21 год проработала заместителем директора по учебно - воспитательной работе. Об одном лишь жалею, что не занялась серьезно изучением английского языка, хотя очень любила.
Люди мне нравятся энергичные, инициативные, творческие. Эти же качества ценю в своих учениках.
За 40 лет работы много учеников прошло и через мои уроки, почти к каждой семье тянется ниточка сердца. Помню всех, узнаю при встрече, знаю, чем занимаются и как живут. Радуюсь их успехам, горжусь, если в чем – то отличились. Среди выпускников много прекрасных, уважаемых работников. Работают учителями, стали известными людьми, специалистами сельского хозяйства, руководителями, занимаются бизнесом, продолжают учиться в ВУЗ-х.
Годы работы в школе я вспоминаю с искренней теплотой. Именно здесь я научилась жить и работать. Хочу признаться, что больше люблю работать со старшеклассниками. Они являются единомышленниками, их интересуют жизненные вопросы, современные проблемы, они умеют высказывать свое мнение, принимают самостоятельные решения, делают какие – то выводы.
Конечно, и ответственность большая. Учитель перед ними, как артист, всегда на сцене. Поэтому миссия учителя - соответствовать их вкусу и внешне, и внутренне. Он должен притягивать своим личным примером подтянутости, аккуратности, ответственности, эрудиции, доброты и сердечности. Учитель излучает душевное тепло, ведет за собой.
Как писал В.А.Сухомлинский: « Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника».
Мой принцип - быть честной, искренней, тактичной, внимательной, гибкой, компетентной во многих вопросах, чтобы дети доверяли учителю, делились проблемами, неудачами.
Стремление к знаниям проявляется в человеке с раннего детства. Но одно дело стремиться к ним, другое - получить желаемое. Поэтому считаю, что учитель должен увидеть проблемы, помочь, спуститься с высоты своих знаний до незнания учеников. Не упрекать, не унижать, чтобы у детей не было страха ошибиться. Я никогда не повышаю голоса. Считаю: не понял ученик - значит, учитель не сумел донести материал, не хочет - значит, неинтересно.
Урок - основная форма жизнедеятельности ребят в школе. Он должен нести основную обучающую нагрузку. Поэтому каждый урок должен быть особенным, несущим максимально нужную информацию. И самое главное во всем обучении - это открытие каждым ребенком самого себя. Такое открытие - процесс творческий, личностный, эмоциональный. Он труден для каждого школьника. И только очень близкий человек (а таким человеком в школе для него является учитель) может помочь ему открыть себя и стать личностью. Не так уж важно учить ребят, важнее создать ситуацию, в которой ученик просто не мог бы не учиться сам и делал бы это с удовольствием. Один из путей - подбор богатого развивающего материала к уроку и плюс интересные формы работы с этим материалом. Задача учителя - вызвать интерес к предмету, оживить урок, сделать привлекательным и по – настоящему современным.
В подготовке таких уроков большую роль играют ИКТ. Долгое время я скептически относилась к применению ИКТ на уроках, считая, что они принижают роль учителя на уроке. Но постепенно, делая первые шаги в освоении компьютера, поняла, как я заблуждалась.
Работаю на компьютере эпизодически. В основном все на бумаге - была какая – то боязнь проводить занятия Онлайн. Вначале страшновато. Но часто приходится обращаться к компьютеру с разными вопросами, особенно при дистанционном обучении используешь богатый материал и сторонние ресурсы для показа видео, презентаций. Все это дисциплинирует. Самое интересное то, что появляется возможность найти любую информацию. Интернет - большое подспорье. Видишь, что ученик не понял, можно легко найти нужную страницу в сети.
Каждый раз, готовясь к уроку, я думаю, как же урок провести интересно, содержательно и эффективно. В голове часто возникают мысли: что я сделаю на уроке? на что обращу внимание? как увлеку? какие вопросы могут возникнуть у детей? как доступнее преподнести материал?
Урок прошел, ребята работали, а вопросы остаются с учителем. Анализируешь каждый этап урока: что я хотела? что получилось? кто не понял? почему? на что обратить внимание на следующем уроке?
Сегодня, когда проблема воспитания и обучения человека стоит особенно остро, содержание учебно - воспитательного процесса заставляет искать новые формы работы с учащимися.
Моя задача учителя - побуждать активность учащихся, научить учиться и поддержать в приобретении знаний, развивать творческие способности учеников, исследовательские и информационные навыки. Разнообразные формы проведения уроков подчинены основной цели – активизации мыслительной деятельности учащихся.
Большой самостоятельности от учеников требует подготовка к урокам – семинарам, практикумам, общественному смотру знаний, проектам, презентациям, исследованиям. Ученик приобретает самостоятельность в добывании знаний, в актуализации имеющихся, осуществляется контроль над выученным. В практике своей работы стараюсь проводить видеоуроки, презентации, практикумы, исследования, мастер – классы. Чтобы детям было интересно учиться, вовсе необязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса – в успехах учащегося, в их ощущениях роста, движения, достижения.
Я сторонник дифференцированного подхода к обучению. На каждом уроке ученики получают задания разного уровня сложности. Ребята сами выбирают задания. В связи с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ многие предпочитают разные виды творческих заданий в форме презентаций, сочинений – рассуждений, составления тестов по изученной теме, подбора материала из изучаемых произведений.
При объяснении нового материала даю образец рассуждения, опору, пользуясь которым ученик может повторить; письменные инструкции - образцы рассуждений. По большим разделам и темам программы использую объяснение нового материала крупным блоком и обязательно в тетради составляем таблицу или схему по изученной теме.
При осуществлении дифференцированной работы нужно соблюдать следующие условия: создать доверительные отношения между учителем и учащимися; постоянное внимание уделять совместной работе каждого варианта; внимательно следить за ростом ученика (завожу специальную тетрадь наблюдений, где фиксирую все ошибки учащихся для индивидуальной работы с каждым по устранению пробелов в знаниях); стараться заметить любое продвижение в их интеллектуальном развитии (даже самое маленькое).
При дифференцированной работе учащиеся быстро привыкают к такому методу ведения урока, сосредотачиваются на полученном задании, у них быстрее развивается устойчивое внимание, формируются навыки самостоятельной работы. Такая работа дает возможность учителю и ученикам ощутить радость от результатов совместного труда. Помогает всем, даже слабым, испытать чувство удовлетворения от упорной работы, приучает каждого школьника работать на уроке в полную меру своих возможностей, формирует добросовестность, умение преодолевать трудности.
Наши учащиеся с желанием участвуют во внеклассной работе, способствующей их самоутверждению. Ежегодно в школе проходят предметные недели, литературные гостиные, вечера, конкурсы. Сами старшеклассники являются ведущими, с желанием участвуют в инсценировках.
Но наряду со всем положительным встречаются и свои трудности. Меня волнует, что дети перестали читать, наблюдается незнание содержаний художественных произведений¸ за всеми ответами обращаются в Интернет, нет стремления самостоятельно разобраться в вопросах. В заданиях ЕГЭ не умеют применять свои знания на практике, затрудняются находить главную информацию, не могут объяснить лексическое значение слова. Все это связано с тем, что мало читают.
Какие же пути решения данной проблемы я вижу? Я считаю, что нужно пересмотреть учебную программу. Литература устарела. Мало современных книг, посвященных жизни нового поколения. Современная литература должна рассказывать про сегодняшнее проявление добра, преподносить уроки нравственности. Нужно вводить в литературу жизненный материал, который волнует подростка. Литература – это часть жизни, она должна воспитывать личность, развивать его нравственные качества.
Мой девиз учителя – шагать в ногу со временем, как бы ни менялись образовательные технологии, стандарты, программы и методики; закладывать знания, учить жить в обществе и быть ему полезным.