Педагогика сотрудничества.
Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Елецкий колледж инновационных технологий»
Лекция на тему:
Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективности использования образовательной технологий – педагогика сотрудничества.
Преподаватель ОБЖ
Потанин Александр Геннадиевич
Елец, 2024
Педагогика сотрудничества рассматривается в мировой практике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам обучения. Она приобрела широкую известность в 80-х гг. ХХ в., но её идеи лежат в основе и современного обучения.
Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления преподавателем познавательных интересов обучающихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.
В настоящее время в отечественной педагогической психологии все чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие преподавателя с группой. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется:
– пространственным и временным соприсутствием;
– единством цели;
– организацией и управлением деятельностью;
– разделением функций, действий, операций;
– наличием позитивных межличностных отношений.
В современных условиях педагогика сотрудничества рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и их педагогов, построенная на осознании педагогом и обучающимися общности целей в педагогическом процессе. Преподаватель и студент в образовательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а обучающиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.
Значение педагогики сотрудничества выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия образовательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:
создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии;
постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса;
обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха;
исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению;
демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой;
создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»;
организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;
создание на каждом занятии комфортных условий образовательного процесса: обстановка радости успеха;
снятие боязни провала и отрицательной оценки;
широкая практика оценочного общения педагога с учащимися;
эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;
широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, пробуждение и поддержание интереса обучающихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации обучающихся в обучении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности обучающихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;
объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.
К особенностям организации учебной деятельности, можно отнести направления, в которых функционирует данная образовательная технология. В настоящий момент, в педагогике сотрудничества, выделяют четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к студенту.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
3. Концепция воспитания.
4. Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход.
Гуманно-личностный подход к обучающемуся в образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность образовательного процесса;
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
новую трактовку индивидуального подхода;
формирование положительной Я-концепции.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» обучать сегодня студентов:
содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель образовательной организации;
обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
идет объединение, интеграция дисциплин;
вариативность и дифференциация обучения;
используется положительная стимуляция ученья.
Концепция воспитания.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной образовательной организации:
превращение учреждения «знания» в учреждение «воспитания»;
постановка личности студента в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей студента, его индивидуальности;
возрождение русских национальных и культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды.
Педагогика сотрудничества ставит образовательную организацию в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются образовательная организация, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.
Результативностью применения данной технологии может являться то, что педагогика сотрудничества предполагает ориентацию на приоритет совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям.
Сотрудничество создает условия и для большей заинтересованности в знаниях. Студенты группы, обучающиеся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга:
оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии;
обмениваются информацией и «материальными ресурсами», т. е. всем, что необходимо для выполнения задания;
учат друг друга, формируют навыки вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения, конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему;
поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше - ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи;
оказывают влияние друг на друга: студенты группы, обучающиеся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию, если кто-то из них знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются;
имеют четко выраженную мотивацию, стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели;
создают обстановку взаимного доверия, а взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого;
успешно справляются со стрессами и раздражительностью.