Педагогика сотрудничества.

1
0
Материал опубликован 28 August

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Елецкий колледж инновационных технологий»




Лекция на тему:

Самоанализ педагогической деятельности с позиции эффективности использования образовательной технологий – педагогика сотрудничества.



                                                                                        Преподаватель ОБЖ

                                                                                        Потанин Александр Геннадиевич



Елец, 2024


Педагогика сотрудничества рассматривается в мировой практике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам обучения. Она приобрела широкую известность в 80-х гг. ХХ в., но её идеи лежат в основе и современного обучения.

Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления преподавателем познавательных интересов обучающихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.

В настоящее время в отечественной педагогической психологии все чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие преподавателя с группой. Сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется:

– пространственным и временным соприсутствием;

– единством цели;

– организацией и управлением деятельностью;

– разделением функций, действий, операций;

– наличием позитивных межличностных отношений.

В современных условиях педагогика сотрудничества рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и их педагогов, построенная на осознании педагогом и обучающимися общности целей в педагогическом процессе. Преподаватель и студент в образовательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а обучающиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Значение педагогики сотрудничества выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия образовательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными чертами которой являются:

создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии;

постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса;

обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха;

исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению;

демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой;

создание условий продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»;

организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;

создание на каждом занятии комфортных условий образовательного процесса: обстановка радости успеха;

снятие боязни провала и отрицательной оценки;

широкая практика оценочного общения педагога с учащимися;

эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;

широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, пробуждение и поддержание интереса обучающихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации обучающихся в обучении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности обучающихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;

объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.

К особенностям организации учебной деятельности, можно отнести направления, в которых функционирует данная образовательная технология. В настоящий момент, в педагогике сотрудничества, выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к студенту.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания.

4. Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход.

Гуманно-личностный подход к обучающемуся в образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность образовательного процесса;

гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

новую трактовку индивидуального подхода;

формирование положительной Я-концепции.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» обучать сегодня студентов:

содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель образовательной организации;

обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

идет объединение, интеграция дисциплин;

вариативность и дифференциация обучения;

используется положительная стимуляция ученья.

Концепция воспитания.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной образовательной организации:

превращение учреждения «знания» в учреждение «воспитания»;

постановка личности студента в центр всей воспитательной системы;

гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

развитие творческих способностей студента, его индивидуальности;

возрождение русских национальных и культурных традиций;

сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды.

Педагогика сотрудничества ставит образовательную организацию в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются образовательная организация, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

Результативностью применения данной технологии может являться то, что педагогика сотрудничества предполагает ориентацию на приоритет совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Сотрудничество создает условия и для большей заинтересованности в знаниях. Студенты группы, обучающиеся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга:

оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии;

обмениваются информацией и «материальными ресурсами», т. е. всем, что необходимо для выполнения задания;

учат друг друга, формируют навыки вести дискуссию и аргументировать свою точку зрения, конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему;

поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше - ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи;

оказывают влияние друг на друга: студенты группы, обучающиеся в сотрудничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию, если кто-то из них знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются;

имеют четко выраженную мотивацию, стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели;

создают обстановку взаимного доверия, а взаимное доверие - прекрасная основа для отличной успеваемости каждого;

успешно справляются со стрессами и раздражительностью.


Комментарии
Комментариев пока нет.