Статья «Методика сотрудничества педагога и родителя»
Методика сотрудничества педагога и родителя
Вводная часть
Благодаря развитию современных средств коммуникации (мобильная связь, SMS, мессенджеры, видео звонки и т.д.) процесс взаимодействия между педагогом и родителями значительно облегчился. Но актуальным остаётся вопрос: какова эффективность этого взаимодействия, и как добиться её повышения.
На этот вопрос я отвечу, опираясь на собственный опыт работы в качестве учителя начальных классов.
Основная часть
Несмотря на новые, дистанционные методы сотрудничества между учителем и родителями учеников, мы не должны забывать о важности живого взаимодействия. Наилучшим вариантом коммуникации будет комбинирование современных способов общения с классическими методами взаимодействия, из которых наиболее популярным остаётся привычное всем родительское собрание.
Основные способы сотрудничества, которые я применяю на практике:
взаимодействие через чат (мы используем мессенджер Viber);
родительские собрания;
индивидуальные беседы с родителями;
привлечение родителей к классным мероприятиям (концерты, конкурсы, спортивно-массовые и другие мероприятия).
Остановлюсь подробнее на каждом из перечисленных способов коммуникации.
Мобильный чат – это отличный способ оповещения родителей о каких-либо важных и срочных событиях, изменениях в расписании, переносах и т.д. Кроме того, чат позволяет решать мелкие текущие вопросы: ребёнок перепутал сменную обувь, кто-то забыл тетрадь, не успел записать домашнее задание. Здесь решаются все организационные и любые нестандартные задачи любого характера.
Согласно исследованиям, результаты которых подробно описаны в статье «Использование чат-ботов в образовательном процессе», современные родители обучающихся в начальных классах детей относятся к поколению Y (1984 – 2001 г.р.), и, в большей степени, к поколению Z (от 2001 г.р.). Представители данных поколений отлично адаптировались к получению информации через смартфон, который, в отличие от персонального компьютера и других источников информации, всегда под рукой.
Но, при всей своей идеальности, общение учителя с родителями учеников посредством чата имеет недостатки:
- отсутствие живого контакта с родителями;
- сложно отделить информацию важную от не очень важной;
- нет гарантии, что все прочитали и, что самое главное, правильно поняли информацию.
В связи с этим педагоги не спешат отказываться от старого доброго формата общения с родителями своих учеников – родительского собрания.
Родительское собрание позволяет наладить живой контакт с родителями, здесь отлично прослеживается обратная связь, многие общие вопросы можно решить на месте в режиме реального времени.
Кроме того, родительские собрания могут быть тематическими. Это позволяет познакомить родителей с некоторыми правовыми и социальными аспектами в процессе образования и воспитания их детей-школьников. Отличные варианты тем для подобного формата собраний приведены в работе «Родительские собрания. Пособие для классных руководителей», написанной авторами Л.В. Кузнецовой и Г.С. Семеновым.
Хочу обратить внимание на те вопросы, которые я никогда не поднимаю при всех участниках родительского собрания. Это вопросы личной успеваемости и поведения. Для того чтобы разобрать трудности в учёбе, либо проблемы с дисциплиной отдельного ученика с его родителем, я использую индивидуальные беседы. В случае необходимости я привлекаю к беседе самого ученика, чтобы родитель имел возможность получать информацию о проблеме одновременно от обеих сторон. Преимущества такого подхода очевидны: в разговоре тет-а-тет родители ведут себя более сдержанно, не стремятся сразу же перейти к наступлению: спокойно воспринимают информацию и предпочитают поучаствовать в решении проблемы, нежели вступить в спор с педагогом.
Необходимость в индивидуальных беседах с родителями наиболее часто возникает во время обучения их ребёнка в первом классе. Важнейшие темы для бесед с родителями первоклассников подробно и доступно описывает в своих трудах Тамара Андреевна Патрушина, известный петербургский учитель начальных классов со стажем педагогической работы более 25 лет. Выдержку из её книги «Первоклассник на пороге школы. Советы родителям. Советы учителю», написанной в соавторстве с Филякиной Л.К., вы можете прочитать, пройдя по ссылке http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/159.
Родители, в отличие от их детей, редко воспринимают класс в качестве единой сплоченной системы. Но существует масса приемов, которые помогают повлиять на это мнение. Привлечение родителей к общественной жизни детей-школьников – один из приоритетных методов, который я использую в своей работе. Для достижения этой цели я провожу различные интеллектуальные конкурсы, спортивные эстафеты, смотры талантов, театральные постановки и многие другие увлекательные события. Родители видят, как их дети раскрываются во время таких мероприятий, и понимают, какое важное место занимает школа, а точнее, коллектив класса, в жизни их детей.
Заключение
Ну и конечно же, основополагающий момент, который должен быть в основе сотрудничества педагога и родителя: оба должны понимать, что делают они общее дело. Обе стороны имеют единую цель – качественное образование ребёнка, и для её достижения принципиально важна работа в команде. Только совместными усилиями учитель и родители смогут добиться максимальной вовлеченности ребёнка в процесс получения новых знаний.
Список использованной литературы:
Использование чат-ботов в образовательном процессе / Аристова А.С., Безносюк Ю.С., Ведикер П.К., Воронович Н.Е. // Материалы II Международной конференции «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА, ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ОБРАЗОВАНИЯ» – Том 2 – Екатеринбург, РФ – 05-06 декабря 2019 г. – с. 95-99.
Родительские собрания. Пособие для классных руководителей / Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С. Семенов. // М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
Первоклассник на пороге школы. Советы родителям. Советы учителю / Патрушина Т.А., Филякина Л.К. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2006. – 112 с.
Тимофеев Юрий Александрович