Педсовет «Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса в воспитании детей с ОВЗ»

4
0
Материал опубликован 28 March 2021

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Русскошойская школа-интернат»



Педагогический совет


«Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса в воспитании детей с ОВЗ»





Сидоркина И.В. – старший воспитатель













2019г.

с.Русские Шои


«Новые подходы в реализации коррекционно-воспитательного процесса в воспитании детей с ОВЗ»


«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. <…> Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят и слышат дети, каждое наше слово – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием его личности».

В.П.Кащенко.


«Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен быть родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру».

В настоящее время, каждый десятый в населении Земли, то есть, более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается, так или иначе, с проблемой инвалидности.

И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ОВЗ медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.

Дети школ-интернатов – это особый контингент детей. Они, как правило, имеют ряд недостатков, обуславливающих комплексы поведенческого характера: эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость аффектов, импульсивность поступков, страхи и т.д. Вот далеко неполный перечень тех особенностей характера, которые присущи воспитанникам коррекционных школ.

За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям. Суть этой стратегии заключается в следующем: любой ребенок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, человечества в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Коррекционно-воспитательная деятельность в учреждениях – составная часть единого образовательного пространства, она должна обладать определенным «рабочим полем», иметь определенную структуру и направления воздействия, складывающиеся из следующих элементов (т.е. блоков).

I блок – нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом, через психокоррекционные приемы, средства, методы работы.

II блок – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), поскольку они являются не компонентным элементом, а окружающей сферой.

III блок – социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка посредством развивающих занятий.

IV блок – компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, в которой ребенок может добиться хороших результатов (компенсация в области спорта, техники, музыки) посредством разработки и апробации авторских программ дополнительного образования.

Социализация ребенка с ограниченными возможностями – конечная цель всей работы педагогического коллектива, поэтому заметное место занимает социально-реабилитационная работа. Основными социальными целями являются: становление и разностороннее развитие личности воспитанника; его социально-трудовая реабилитация; компенсация дефекта; усвоение им социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, вся система воспитательной коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Версия:

В условиях школ-интернатов формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни. Дети, выросшие вне семьи, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию и, прежде всего, низкими функциональными возможностями организма.

В основу организации воспитательной работы положена идея о компенсаторном характере воспитания детей с ОВЗ, разработанная Л.С.Выготским. Суть концепции: в каждом ребенке заложены потенциальные возможности компенсации того дефекта, которым наделила его природа. Но для этого воспитатель должен организовать свою работу, постоянно ориентируясь на учет психофизических особенностей личности каждого ребенка. Именно поэтому в основу планирования воспитательных задач положен ряд принципов, позволяющих создать оптимальные условия для реабилитации воспитанников. В целях наиболее эффективного построения воспитательного процесса следует ориентироваться также на психологическую теорию деятельностного подхода к развитию личности ребенка, разработанную А.Н.Леонтьевым, которая нашла свое выражение в личностно ориентированной педагогике, ставящей своей целью развитие личности каждого ребенка с его недостатками, проблемами, комплексными дефектами. Содержание воспитательной работы разрабатывается с учетом основных мотивов деятельности, характерных для каждой возрастной группы, и ведущих видов деятельности, предопределяющих формирование и развитие личности ребенка.

Пути реализации (по направлениям воспитательной работы):

Трудовое воспитание

Личностное развитие

Основы социализации и общения

Охрана здоровья и физическое развитие

Основы гражданского самосознания

Основы жизнеобеспечения

Профессиональная ориентация

Детское самоуправление.

Условия реализации:

- Наличие образовательного пространства для воспитания и трудового обучения детей, благоприятной бытовой сферы для их проживания.

- Уровень профессиональной подготовки воспитателей.

- Наличие медико-психолого-педагогического сопровождения.

- Обеспечение коррекционно-развивающего пространства.

Прогнозируемый результат:

- Соответствие уровня воспитанности детей существующим критериям.

- Овладение воспитанниками старших классов навыками и умениями в соответствии с «моделью выпускника».


Версия:

Своеобразие эмоциональной сферы воспитанников проявляется в снижении саморегуляции эмоций, в нарушении их адекватности, в наличии особых специфических закономерностей, определяющих развитие психики и ее эмоционального компонента. При этом эмоциональная сфера воспитанника с отставанием в интеллектуальном развитии выполняет важнейшие функции, связанные с отражением окружающего мира, а также с приспособлением к его постоянно изменяющимся условиям. Соответственно, коррекции нарушений эмоционального развития, присущих учащимся с ОВЗ, должно уделяться особое внимание.

Пути реализации:

Психолого-педагогические технологии прямого воздействия на эмоциональное развитие воспитанников.

Технологии косвенного воздействия на коррекцию эмоционально-волевой сферы воспитанников.

Условия реализации:

- Методическое обеспечение.

- Благоприятная психологическая среда взаимодействия воспитателя с воспитанниками.

- Согласованность действий воспитательного корпуса.

Прогнозируемый результат:

- Усиление влияния различных видов педагогической деятельности на эмоциональное развитие воспитанников.

- Осознание воспитателями важности коррекционного воздействия на эмоционально-волевую сферу детей и необходимости систематической работы над его осуществлением в воспитательной работе.

- Сочетание технологий прямого и косвенного воздействия.

- Внедрение эффективных форм, методов и приемов социальной адаптации воспитанников через совершенствование межличностных отношений и коммуникативного поведения.


Версия:

Каждый воспитанник имеет индивидуальные специфические особенности. Эффективная коррекционная помощь таким детям предполагает целостное, комплексное воздействие на интеллектуальные, эмоциональные и личностные компоненты психики в их системном единстве, для развития и коррекции эмоциональной сферы учащихся с ОВЗ. Следует рассматривать практически все доступные им виды деятельности, а также формы и условия организации этой деятельности. Воспитатель должен умело использовать любое воздействие, способствующее достижению цели, состоящей в коррекции недостатков эмоциональной сферы детей с отставанием в интеллектуальном развитии, в развитии всех ее параметров, а также в актуализации компенсаторных возможностей психики, связанных с ее аффективными компонентами.

Пути реализации:

Внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс.

Исследовательская работа по диагностике коррекции эмоционального развития.

Единство диагностического и коррекционно-развивающего этапов работы.

Условия реализации:

- Наличие консультативной помощи воспитателям.

- Повышение профессионального мастерства воспитателей.

Прогнозируемый результат:

- Повышение интеллектуальной регуляции эмоций воспитанниками школы.


Версия:

Система коррекционных школ замыкает воспитанника в круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, который фиксирует его внимание на своем недостатке. Поэтому задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в общество. Немаловажное значение в решении этой сложной задачи имеет развитие и закрепление у воспитанников навыков саморегуляции, что позволит им компенсировать отсутствие опыта межличностного общения среди людей. Формирование чувства долга и эмоциональной отзывчивости позволяет воспитанникам избежать негативного восприятия других людей, негативной самооценки, гипертрофированного эгоцентризма, склонности к социальному иждивенчеству.

Пути реализации:

Воспитание социального поведения (навыков межличностного общения, умения изъявлять свое желание и проявлять инициативу).

Воспитание свободы в выборе стиля жизни, системы ценностей и приоритетов.

Подготовка к самостоятельной жизни.

Ликвидации дефицита общения с окружающим социумом.

Условия реализации:

- Наличие атмосферы относительного психологического комфорта.

- Помощь воспитаннику в формировании стиля социального поведения.

Прогнозируемый результат:

- Снижение тенденции воспитанников к внутренней зажатости, тревоге, неуверенности в себе.

- Овладение навыками культуры поведения, бытового труда, коммуникативной деятельности.


Версия:

Принцип коррекционно-развивающей направленности в воспитании и обучении обеспечивает осуществление лечебно-коррекционных, психолого-педагогических мероприятий, направленных на диагностику, преодоление отклонений в развитии, предупреждение возникновения личностных деструктивных наслоений, усложняющих социализацию ребенка. Для достижения воспитанниками оптимального уровня самостоятельности и жизнедеятельности необходимо моделирование различных вариантов воспитательно-образовательной среды с учетом психофизических особенностей воспитанников. Другими словами, необходимо формирование конкретной среды, в которой развивается ребенок, и создание социально-педагогических условий как основного фактора развития.

Пути реализации:

Проекты программ: здоровьесберегающего направления, духовно-нравственного развития, физического развития.

Мониторинг уровня социализации детей по диагностике, разработанной непосредственно для воспитанников школы.

Условия реализации:

- Наличие психолого-педагогической, логопедической и вспомогательных служб.

- Наличие авторских программ для всех возрастных групп.

Прогнозируемые результаты:

- Положительная динамика личностного роста воспитанников.

- Овладение воспитанниками навыками ненасильственного действия, демократичного и толерантного поведения, навыками самоорганизации партнерских отношений и групповой кооперации.


Версия:

В коррекционно-развивающем воспитании очень важным является грамотное выстраивание его содержания, подбор адекватных технологий организации окружающего пространства, стимулирование познавательно-мотивационной основы личности, коммуникативно-рефлексивных процессов, создание условий для формирований у детей интеллектуальных и личностных предпосылок успешного обучения.

Основу коррекционно-развивающего воспитания должны составлять гуманистические технологии, и прежде всего регулятивно моделирующая, способствующая снятию напряжения, установлению гармонии общения со взрослыми и сверстниками, проявлению самостоятельности в принятии решений.

Для формирования среды, создающей «ситуацию успеха» и помогающей ребенку осознать достигнутые положительные результаты в движении к самому себе, своему «Я», большую роль играет наличие арттерапевтической технологии (освобождающей от наслоившихся негативных состояний, регулятивно снимающей эмоциональное напряжение и направленной на развитие саморегуляции).

Пути реализации:

Формирование у детей коммуникативной компетентности.

Диагностирование и оказание помощи детям в умении осознавать свои психические процессы, анализировать свои поступки, ошибки, затруднения.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания.

Условия реализации:

- Наличие гуманистических технологий воспитания как основы авторских программ и проектов программ по различным направлениям воспитательной работы.

- Наличие индивидуальных диагностик.




Прогнозируемые результаты:

- Повышение уровня произвольности психических процессов, развития мышления и сформированности учебных действий, а также уровня учебной мотивации.

- Повышение уровня взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

- Увеличение количества детей с содержательной и развивающейся содержательно рефлексией.


Версия:

Коррекционно-развивающее воздействие на все аспекты личности ребенка предусматривает прежде всего функциональный аспект, обеспечивающий, с одной стороны, диагностику нарушений в развитии и преодолении трудностей развития личностной сферы, а с другой стороны – ее социальное становление.

Социальную позицию воспитанника можно рассматривать как аспект, выражающий взаимосвязь личности со средой, состояние психологического и эмоционального здоровья, самовыражение личности в своих эмоциональных, коммуникативных, рефлексивных проявлениях после реализации программ коррекционно-развивающего воспитания.

Задачей педагогического коллектива на данном этапе является развитие способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способности к саморегуляции, формированию познавательной и социальной активности.

Пути реализации:

Воспитание свободы в выборе стиля своей жизни, системы ценностей и приоритетов.

Подготовка детей к самостоятельной жизни.

Ликвидация дефицита общения с дальним социумом.

Условия реализации:

- Наличие передового педагогического опыта работы по «модели выпускника» и необходимого методического обеспечения.

- Систематическое повышение профессионального мастерства воспитателей.

Прогнозируемые результаты:

- Положительная динамика в формировании социальной позиции воспитанников.

- Предупреждение затруднений и преодоление дезадаптации в условиях проживания в современном обществе.

- Психологическое сопровождение трудоустройства выпускников.





КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО

t1616924403ac.gif













Режим дня

Спортивные кружки

Профилактике вредных привычек

Прогулки на свежем воздухе

Спортивные часы

Инструктажи по ТБ


Участие в фестивалях

Коллективно-творческие дела

Работа кружков по интересам

Познавательные экскурсии

Тематические месячники и недели


Направления воспитательной работы

Мониторинг уровня воспитанности

Дневники педагогических наблюдений

Мониторинг профессиональных компетенций

Совершенствование научно-методического обеспечения

Повышение профессионального мастерства восп-ей


Психологич. и соц.службы


Работа с воспитанниками, входящими в группу риска

Открытые занятия

Самообразова-ние

Факультативы для воспитан-ников

семинары

практикумы

Практикумы для воспитателей

конференции

Рекомендации по инд.работе с воспитанниками

Педагогичес-кие чтения

Творческие отчеты

Диагностика воспитанников

Взаимопосещ. занятий


СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

t1616924403ad.gif













Заключение.

Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, прогулками, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь воспитанников нравственным содержанием.

Основным содержательным документом воспитателя в процессе воспитательной работы является коррекционно-воспитательное планирование. Оно служит эффективным инструментом для изучения психофизических особенностей детей группы, для проектирования и формирования необходимых качеств личности, а также воспитательных компетенций учащихся.

Эффективность воспитательной работы, отраженная в планировании, определяется диагностическим способом. В конце учебного года проводится диагностика навыков поведения и уровня воспитанности учащихся. Результативность воспитательного процесса отражается в анализе работы за год.


Решение.

Для обеспечения личностных качеств учащихся с ОВЗ в коррекционно-воспитательном процессе систематически применять интерактивные методы и приемы.

Совершенствование моделей методического,информационного ,психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса.


Литература.

Бгажпопова И.М. «Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме для детей с ОВЗ» - Дефектология, 1995г. №5

Жергина Е.В. Основы социальной реабилитации. – М., 2005г.

Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. М., 2012г.

Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы. – М., 2005г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации