Технологическая карта урока «Пейзаж-состояние в творчестве художников-реалистов» (ИЗО, 6 класс)

0
0
Материал опубликован 5 December 2020 в группе

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Тема: «Пейзаж-состояние в творчестве художников-реалистов»

Вид урока: тематическое рисование

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование художественного опыта в изображении пейзажа-настроения живописными средствами через изучение творчества художников-реалистов

Задачи:

образовательные

Актуализировать знания учащихся о понятии «пейзаж»;

Познакомить с творчеством художников-реалистов, с понятием «пейзаж-состояние»;

Учить передавать через цвет состояние природы.

развивающие

Развитие практических навыков работы цветом и различной техники мазка, для передачи настроения пейзажа в совместной композиции;

Развитие культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенции;

Развивать аналитические умения в процессе изучения творчества художников – реалистов, умений оценивать собственную деятельность на основе предложенных критериев.

воспитательные

Воспитание уважительного отношения к природе и потребности к изобразительной деятельности;

Воспитание эмоционально – ценностного отношения к творчеству художников – реалистов;

Формировать потребность в оценке собственного художественного опыта, опыта других людей.

Планируемый результат

УУД:

Личностные: формирование мотивации и целенаправленной познавательной потребности в художественно-творческой деятельности; воспитание уважения к своему так и чужому искусству

Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом, данным учителем; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному плану; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; сравнивать, выявлять сущность художественных изображений.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; строить речевой анализ в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование и учебные наглядные пособия:

- для учителя: зрительный ряд: Репродукции картин: И. И. Левитан - «Осенний день. Сокольники», “Золотая осень”; А. К. Саврасов - «Грачи прилетели»; А. И. Куинджи – «Березовая роща»; Ф. А. Васильев – «После дождя. Проселок»

- для учащихся: на каждом рабочем столе для четырех групп находятся: бумага, акварель, гуашь, кисти, баночка, простой карандаш

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий.

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический.

Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант.

Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения; ИКТ –технология (презентация)



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

У: Я пришла на урок в хорошем настроении,  оранжево-желтого цвета. А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено? Что такое настроение?

- Это внутреннее душевное состояние человека.

У: К какому жанру живописи вы отнесете эти строки:

Осыпаются астры в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

(И.А.Бунин)

- Пейзаж.


Личностные - формирование мотивации к художественно- творческой деятельности.

II.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

У: Мы говорим «Природа  плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть»,  «Лениво дышит полдень мглистый». Почему так говорят?

- Передают настроение природы

У: А разве природа одушевленное существо?

- Нет

У: Изображая природу, художник выражает и своё отношение к ней. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.     Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем «Настроение». И мы посвятим наш урок этой теме.


Личностные:

аргументация своего мнения

III. Целеполагание, построение проекта выхода из проблемы

У: Тогда чему нам необходимо научиться на уроке?

- Мы научимся передавать яркие цветовые состояния природы, ее изменчивость, настроение.

У: Краски, какого цвета вы бы взяли, чтобы создать сегодняшний день? (обратить внимание на разные тона одного цвета: яркий желтый, синий, голубой, светлый и темный зеленый и т.д.) 



Познавательные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для достижения цели.

IV.Реализация построенного проекта

Попробуем перевести на цветовые отношения настроения пейзажа. 

У: Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана “Золотая осень”. Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.

Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал: осень! Все празднично, нарядно. Воздух до того прозрачен, что видны дальние дали: за зеленой пашней деревенька у самого горизонта, краски свежи, ярки, радостны. Небо синее – синее. И легкие прозрачные облака медленно проплывают. Речка тихая, «словно вылита из стекла». Ни ветерка, ни движения в листве деревьев. Все замерло, притаилось. Почему? Не перед дождем ли, холодными туманами, порой увядания, тоскливой, не золотой, а тусклой серой осенью? В левом углу картины видны на земле опавшие листья, и березка уже наполовину оголена. Так входят в картину тревожные мотивы грядущего увядания. Они чуть слышны, но они могут вот-вот зазвучать сильнее, а потом, обретая силу, заглушить кратковременное торжество золотой осени.

Вопрос:

У: Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?

-Желтый, красный, оранжевый, голубой, серый, светло-зеленый

У: Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду?

- Да

У: Какое настроение создаёт эта картина?

- Спокойствие

У: Верно. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.

У: Вспомните о холодных и тёплых цветах, о тихих (глухих) и звонких. Они помогут вам создать пейзажи с разными состояниями. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание.


УЯрким примером передачи настроения, красоты пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников. Перед вами  цветовые палитры. Какая палитра соответствует картинам художников-реалистов? (Репродукции картин: И. И. Левитан - «Осенний день. Сокольники»; А. К. Саврасов - «Грачи прилетели»; А. И. Куинджи – «Березовая роща»; Ф. А. Васильев – «После дождя. Проселок» Определите (по группам):

1. Состояние природы:

 

2. Время суток:

 

3. Время года:    


Познавательные- перерабатывают информацию, сравнивают, анализируют.

Коммуникативные- аргументация выводов, оформление своих мыслей в устной форме, уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

V. Первичное закрепление материала


Мы с вами разделены на 4 команды.

Для каждой команды я раздаю листы, на которых изображена только часть пейзажа. Вы должны дорисовать его, в соответствии с настроением, который на вашей части пейзажа.

У: Какое настроение будет передавать ваш пейзаж?

(Группы отвечают по очереди)


Оценивание будет по следующим критериям:

- Грамотность выбора формата, линии горизонта;

- Композиционная организация изображения, учет масштаба, заданных элементов композиции;

- Определение композиционного центра, его местоположения, группировка элементов вокруг композиции;

- Передавать пространство пейзажа с учетом воздушной перспективы;

- Определение переднего плана, заднего плана;

- Пропорциональные отношения предметов с учетом линейной перспективы;

- Передача объема объектов;

- Определение цветовых и тоновых отношений, условий освещения;

- Умение создавать цветовую гармонию;

- Владение техническими приемами согласно выбранного живописного материала.

- Способность передавать настроение в пейзаже;

- Подчинение изобразительных средств замыслу;

- Оригинальность, новизна образа;

- Способность передавать собственное отношение к объекту изображения через замысел.


Самостоятельная работа учащихся по группам

Если присутствуют ошибки у достаточного количества учащихся, организую фронтальную работу. Останавливая работу всего класса, привлекаю внимание и объясняю выполнение этапа, действия или операции еще раз для всех.

Слежу за временем. Стараюсь, чтобы учащиеся выполняли этапы работы в отведенное время, не отставали.

Демонстрирую лучшие работы на этапе.

Стараюсь словесно оценить и похвалить юных художников, создаю ситуацию успеха.


Познавательные- перерабатывают информацию, сравнивают, анализируют.

Регулятивные– проговаривают последовательность действий; учатся работать по плану

Коммуникативные- оформление своих мыслей в устной форме, уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

VI.Включение в систему знаний и повторение

У: Вот и наступила та долгожданная минутка, когда вы сможете приступить к работе. Пользуясь частью пейзажа, вы должны передать его настроение.

Рассмотрим этапы выполнения работы:

Рисуем карандашом на листе, что будет изображено в нашем пейзаже, в соответствии с частью пейзажа

Используем те цвета на палитре, которые определяют нужное настроение

Личностные – развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач

Познавательные, регулятивные – выполнение действий по алгоритму, моделирование и преобразование объекта.

VII.Подведение итога. Рефлексия. Самооценка.

Выставка работ

У: Перед вами лежат листочки оценивания. Поставьте баллы каждой из команды соперников. Но будьте ребята друг к другу толерантны.

Заключительная рефлексия.

Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке?

Научились вы сами составлять пейзаж?

Понравилось ли вам работать в группах?

Подводится итог по баллам

Группа... получила большее признание одноклассников

- Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.

Я  прощаюсь, и настроение у меня от общения с вами и от ваших работ приподнятое, жду следующего нашего урока. До свидания.


Личностные – формирование уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других.

Регулятивные – характеризуют свою работу по критериям.

Коммуникативные - аргументация своего мнения





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.