Технологическая карта урока «Пейзаж-состояние в творчестве художников-реалистов» (ИЗО, 6 класс)
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6
Тема: «Пейзаж-состояние в творчестве художников-реалистов»
Вид урока: тематическое рисование
Цель: формирование художественного опыта в изображении пейзажа-настроения живописными средствами через изучение творчества художников-реалистов
Задачи:
образовательные
Актуализировать знания учащихся о понятии «пейзаж»;
Познакомить с творчеством художников-реалистов, с понятием «пейзаж-состояние»;
Учить передавать через цвет состояние природы.
развивающие
Развитие практических навыков работы цветом и различной техники мазка, для передачи настроения пейзажа в совместной композиции;
Развитие культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенции;
Развивать аналитические умения в процессе изучения творчества художников – реалистов, умений оценивать собственную деятельность на основе предложенных критериев.
воспитательные
Воспитание уважительного отношения к природе и потребности к изобразительной деятельности;
Воспитание эмоционально – ценностного отношения к творчеству художников – реалистов;
Формировать потребность в оценке собственного художественного опыта, опыта других людей.
Планируемый результат
УУД:
Личностные: формирование мотивации и целенаправленной познавательной потребности в художественно-творческой деятельности; воспитание уважения к своему так и чужому искусству
Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом, данным учителем; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному плану; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; сравнивать, выявлять сущность художественных изображений.
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; строить речевой анализ в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование и учебные наглядные пособия:
- для учителя: зрительный ряд: Репродукции картин: И. И. Левитан - «Осенний день. Сокольники», “Золотая осень”; А. К. Саврасов - «Грачи прилетели»; А. И. Куинджи – «Березовая роща»; Ф. А. Васильев – «После дождя. Проселок»
- для учащихся: на каждом рабочем столе для четырех групп находятся: бумага, акварель, гуашь, кисти, баночка, простой карандаш
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий.
Методы работы: объяснительно – иллюстративный, наглядный, практический.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант.
Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения; ИКТ –технология (презентация)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности | У: Я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета. А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено? Что такое настроение? - Это внутреннее душевное состояние человека. У: К какому жанру живописи вы отнесете эти строки: Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. (И.А.Бунин) - Пейзаж. | Личностные - формирование мотивации к художественно- творческой деятельности. |
II.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы | У: Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый». Почему так говорят? - Передают настроение природы У: А разве природа одушевленное существо? - Нет У: Изображая природу, художник выражает и своё отношение к ней. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем «Настроение». И мы посвятим наш урок этой теме. | Личностные: аргументация своего мнения |
III. Целеполагание, построение проекта выхода из проблемы | У: Тогда чему нам необходимо научиться на уроке? - Мы научимся передавать яркие цветовые состояния природы, ее изменчивость, настроение. У: Краски, какого цвета вы бы взяли, чтобы создать сегодняшний день? (обратить внимание на разные тона одного цвета: яркий желтый, синий, голубой, светлый и темный зеленый и т.д.) | Познавательные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для достижения цели. |
IV.Реализация построенного проекта | Попробуем перевести на цветовые отношения настроения пейзажа. У: Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана “Золотая осень”. Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем. Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал: осень! Все празднично, нарядно. Воздух до того прозрачен, что видны дальние дали: за зеленой пашней деревенька у самого горизонта, краски свежи, ярки, радостны. Небо синее – синее. И легкие прозрачные облака медленно проплывают. Речка тихая, «словно вылита из стекла». Ни ветерка, ни движения в листве деревьев. Все замерло, притаилось. Почему? Не перед дождем ли, холодными туманами, порой увядания, тоскливой, не золотой, а тусклой серой осенью? В левом углу картины видны на земле опавшие листья, и березка уже наполовину оголена. Так входят в картину тревожные мотивы грядущего увядания. Они чуть слышны, но они могут вот-вот зазвучать сильнее, а потом, обретая силу, заглушить кратковременное торжество золотой осени. Вопрос: У: Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо? -Желтый, красный, оранжевый, голубой, серый, светло-зеленый У: Бывали ли вы в лесу или в парке в такую погоду? - Да У: Какое настроение создаёт эта картина? - Спокойствие У: Верно. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой. У: Вспомните о холодных и тёплых цветах, о тихих (глухих) и звонких. Они помогут вам создать пейзажи с разными состояниями. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. У: Ярким примером передачи настроения, красоты пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников. Перед вами цветовые палитры. Какая палитра соответствует картинам художников-реалистов? (Репродукции картин: И. И. Левитан - «Осенний день. Сокольники»; А. К. Саврасов - «Грачи прилетели»; А. И. Куинджи – «Березовая роща»; Ф. А. Васильев – «После дождя. Проселок» Определите (по группам): 1. Состояние природы:
2. Время суток:
3. Время года: | Познавательные- перерабатывают информацию, сравнивают, анализируют. Коммуникативные- аргументация выводов, оформление своих мыслей в устной форме, уметь пользоваться языком изобразительного искусства. |
V. Первичное закрепление материала | Мы с вами разделены на 4 команды. Для каждой команды я раздаю листы, на которых изображена только часть пейзажа. Вы должны дорисовать его, в соответствии с настроением, который на вашей части пейзажа. У: Какое настроение будет передавать ваш пейзаж? (Группы отвечают по очереди) Оценивание будет по следующим критериям: - Грамотность выбора формата, линии горизонта; - Композиционная организация изображения, учет масштаба, заданных элементов композиции; - Определение композиционного центра, его местоположения, группировка элементов вокруг композиции; - Передавать пространство пейзажа с учетом воздушной перспективы; - Определение переднего плана, заднего плана; - Пропорциональные отношения предметов с учетом линейной перспективы; - Передача объема объектов; - Определение цветовых и тоновых отношений, условий освещения; - Умение создавать цветовую гармонию; - Владение техническими приемами согласно выбранного живописного материала. - Способность передавать настроение в пейзаже; - Подчинение изобразительных средств замыслу; - Оригинальность, новизна образа; - Способность передавать собственное отношение к объекту изображения через замысел. Самостоятельная работа учащихся по группам Если присутствуют ошибки у достаточного количества учащихся, организую фронтальную работу. Останавливая работу всего класса, привлекаю внимание и объясняю выполнение этапа, действия или операции еще раз для всех. Слежу за временем. Стараюсь, чтобы учащиеся выполняли этапы работы в отведенное время, не отставали. Демонстрирую лучшие работы на этапе. Стараюсь словесно оценить и похвалить юных художников, создаю ситуацию успеха. | Познавательные- перерабатывают информацию, сравнивают, анализируют. Регулятивные– проговаривают последовательность действий; учатся работать по плану Коммуникативные- оформление своих мыслей в устной форме, уметь пользоваться языком изобразительного искусства. |
VI.Включение в систему знаний и повторение | У: Вот и наступила та долгожданная минутка, когда вы сможете приступить к работе. Пользуясь частью пейзажа, вы должны передать его настроение. Рассмотрим этапы выполнения работы: Рисуем карандашом на листе, что будет изображено в нашем пейзаже, в соответствии с частью пейзажа Используем те цвета на палитре, которые определяют нужное настроение | Личностные – развитие самостоятельности в поиске решения изобразительных задач Познавательные, регулятивные – выполнение действий по алгоритму, моделирование и преобразование объекта. |
VII.Подведение итога. Рефлексия. Самооценка. | Выставка работ У: Перед вами лежат листочки оценивания. Поставьте баллы каждой из команды соперников. Но будьте ребята друг к другу толерантны. Заключительная рефлексия. Ребята что нового вы узнали сегодня на уроке? Научились вы сами составлять пейзаж? Понравилось ли вам работать в группах? Подводится итог по баллам Группа... получила большее признание одноклассников - Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу. Я прощаюсь, и настроение у меня от общения с вами и от ваших работ приподнятое, жду следующего нашего урока. До свидания. | Личностные – формирование уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других. Регулятивные – характеризуют свою работу по критериям. Коммуникативные - аргументация своего мнения |