Конспект урока по логопедии в 1 классе «Пересказ текста»
Конспект урока по логопедии
в 1 классе
«Пересказ текста»
подготовила
учитель-логопед
Останина Мария Александровна
г. Ижевск
2023
Конспект подгруппового занятия.
Тема: Пересказ текста
Цель: Обучение пересказу с использованием наглядного материала.
Задачи:-
Коррекционно-образовательные задачи:
активизировать и расширять предметный, глагольный, качественный словарь ребенка по теме занятия;
учить составлять пересказ с помощью наглядного материала;
учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать связную речь;
развивать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
развивать творческие способности детей;
развивать координацию движений;
развивать эмоционально-волевую сферу.
Воспитательные задачи:
воспитывать уважительное отношение к выступающему свертнику;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки, запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
— Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и выделит гласный звук, стоящий в середине слова (ГРИБ, КУСТ, СТОЛ, ФЛАГ, ДОМ, СТУЛ, ЛИСТ, ЗОНТ)
— Назовите слова, которые отличаются друг от друга одним гласным звуком и значением (СТОЛ—СТУЛ)
2. Знакомство с рассказом Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Словарная работа
Логопед читает рассказ.
КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ
Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась на ветке белка— выронила из лапок шишку. Упала шишка и угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку и выпугнул из кустов. Сорока подняла крик на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекоча.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.
— Объясните значение слов, подберите к указанным словам близкие по значению слова.
ХРУСТНУЛА — ... (издала глухой, трескучий звук; сломалась)
УГОДИЛА — ... (попала)
ГУЩА ЛЕСА — ... (чаща, чащоба)
ИЗ КУСТОВ ВЫПУГНУЛ — ... (выгнал)
НАСТОРОЖИЛ УШИ — ... (чутко прислушался, навострил)
ЛОПОЧЕТ — ... (бормочет)
РЯВКНУЛ — ... (сердито заревел)
ДАЛ СТРЕКОЧА — ... (убежал, пустился наутек)
ПОШЛИ ЛОСИ ПО ЛЕСУ КУСТЫ ЛОМАТЬ. — ... (пошли напролом, ломая кусты)
3. Установление последовательности предметных картинок для последующего пересказа.
«Устная связная речь»
4. Ответы на вопросы:
— С чего началась история? (Вошел медведь в лес.) Первая картинка — МЕДВЕДЬ.
— Что произошло дальше? (Под лапой медведя хрустнула ветка.) Вторая картинка — ВЕТКА.
— Кого испугал хруст ветки? (Белку.) Третья картинка —БЕЛКА.
— Что сделала белка? (Белка выронила из лапок шишку.) Четвертая картинка — ШИШКА.
— Куда угодила шишка? (Шишка угодила зайцу в лоб.) Пятая картинка — ЗАЯЦ.
— Что сделал заяц? (Вскочил, помчался в гущу леса, наскочил на сороку.) Шестая картинка — СОРОКА.
— Что сделала сорока? (Сорока подняла крик на весь лес.) Кто услышал сороку? (Сороку услышали лоси.) Седьмая картинка — ЛОСИ.
— Что сделали лоси? (Пошли по лесу кусты ломать.)
— Что услышал медведь? (Медведь услышал, что белка лопочет, что сорока кричит, а лоси кусты ломают, а позади кто-то топает.)
— Что подумал медведь? (Медведь подумал: «Не уйти ли лучше?»)
— Что сделал медведь? (Медведь убежал, дал стрекоча.) Восьмая картинка — УБЕГАЮЩИЙ МЕДВЕДЬ.
5. Выяснение логических связей
— Получился бы рассказ, если бы не было медведя? Почему?
— Получился бы такой рассказ, если бы у белки в лапках не было шишки?
— Значит, в этом рассказе ни одно звено нельзя пропустить.
6. Физкультминутка
— Вспомните, назовите по картинкам и покажите в движениях и голосом слова-действия этого рассказа.
7. Восстановление текста с опорой на предметные картинки и слова-действия
Логопед показывает картинку, называет слово-действие, учащиеся вспоминают предложение.
8. Самостоятельный пересказ по предметным картинкам, словам-действиям
Можно предложить детям пересказать без опоры на картинки и слова-действия. (Текст пересказывают 2—3 ученика.)
9. Итог занятия
— Что вы использовали при пересказе текста «Как медведь сам себя напугал»? Оценка деятельности детей.
Список использованной литературы
1. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева / Под ред. М.Д. Маханёвой. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5— 7 лет
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://zvukoland.blogspot.com/p/blog-page_29.html
https://ru.convdocs.org/docs/index-268336.html?page=4