Конспект урока по логопедии
в 1 классе

«Пересказ текста»





подготовила

учитель-логопед

Останина Мария Александровна









г. Ижевск
2023


























Конспект подгруппового занятия.

Тема: Пересказ текста

Цель: Обучение пересказу с использованием наглядного материала.

Задачи:-

Коррекционно-образовательные задачи: 

активизировать и расширять предметный, глагольный, качественный словарь ребенка по теме занятия;

учить составлять пересказ с помощью наглядного материала;

учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

учить устанавливать причинно-следственные связи.

Коррекционно-развивающие задачи: 

развивать связную речь;

развивать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);

развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;

развивать творческие способности детей;

развивать координацию движений;

развивать эмоционально-волевую сферу.

Воспитательные задачи: 

воспитывать уважительное отношение к выступающему свертнику;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ; предметные картинки, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и выделит гласный звук, стоящий в середине слова (ГРИБ, КУСТ, СТОЛ, ФЛАГ, ДОМ, СТУЛ, ЛИСТ, ЗОНТ)

Назовите слова, которые отличаются друг от друга одним гласным звуком и значением (СТОЛ—СТУЛ)


2. Знакомство с рассказом Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Словарная работа

Логопед читает рассказ.


КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ

Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась на ветке белка— выронила из лапок шишку. Упала шишка и угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку и выпугнул из кустов. Сорока подняла крик на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!

Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекоча.

Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.


Объясните значение слов, подберите к указанным словам близкие по значению слова.

ХРУСТНУЛА — ... (издала глухой, трескучий звук; сломалась)

УГОДИЛА — ... (попала)

ГУЩА ЛЕСА — ... (чаща, чащоба)

ИЗ КУСТОВ ВЫПУГНУЛ — ... (выгнал)

НАСТОРОЖИЛ УШИ — ... (чутко прислушался, навострил)

ЛОПОЧЕТ — ... (бормочет)

РЯВКНУЛ — ... (сердито заревел)

ДАЛ СТРЕКОЧА — ... (убежал, пустился наутек)

ПОШЛИ ЛОСИ ПО ЛЕСУ КУСТЫ ЛОМАТЬ. — ... (пошли напролом, ломая кусты)


3. Установление последовательности предметных картинок для последующего пересказа.

«Устная связная речь»


4. Ответы на вопросы:


С чего началась история? (Вошел медведь в лес.) Первая картинка — МЕДВЕДЬ.

Что произошло дальше? (Под лапой медведя хрустнула ветка.) Вторая картинка — ВЕТКА.

Кого испугал хруст ветки? (Белку.) Третья картинка —БЕЛКА.

Что сделала белка? (Белка выронила из лапок шишку.) Четвертая картинка — ШИШКА.

Куда угодила шишка? (Шишка угодила зайцу в лоб.) Пятая картинка — ЗАЯЦ.

Что сделал заяц? (Вскочил, помчался в гущу леса, наскочил на сороку.) Шестая картинка — СОРОКА.

Что сделала сорока? (Сорока подняла крик на весь лес.) Кто услышал сороку? (Сороку услышали лоси.) Седьмая картинка — ЛОСИ.

Что сделали лоси? (Пошли по лесу кусты ломать.)

Что услышал медведь? (Медведь услышал, что белка лопочет, что сорока кричит, а лоси кусты ломают, а позади кто-то топает.)

Что подумал медведь? (Медведь подумал: «Не уйти ли лучше?»)

Что сделал медведь? (Медведь убежал, дал стрекоча.) Восьмая картинка — УБЕГАЮЩИЙ МЕДВЕДЬ.


5. Выяснение логических связей

Получился бы рассказ, если бы не было медведя? Почему?

Получился бы такой рассказ, если бы у белки в лапках не было шишки?

Значит, в этом рассказе ни одно звено нельзя пропустить.


6. Физкультминутка

Вспомните, назовите по картинкам и покажите в движениях и голосом слова-действия этого рассказа.

7. Восстановление текста с опорой на предметные картинки и слова-действия

Логопед показывает картинку, называет слово-действие, учащиеся вспоминают предложение.


8. Самостоятельный пересказ по предметным картинкам, словам-действиям

Можно предложить детям пересказать без опоры на картинки и слова-действия. (Текст пересказывают 2—3 ученика.)


9. Итог занятия

Что вы использовали при пересказе текста «Как медведь сам себя напугал»? Оценка деятельности детей.









































Список использованной литературы


1. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева / Под ред. М.Д. Маханёвой. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5— 7 лет




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://zvukoland.blogspot.com/p/blog-page_29.html

https://ru.convdocs.org/docs/index-268336.html?page=4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.