12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Анатольевна2137
Россия, Смоленская обл., Смоленск

«Перевёрнутый класс»: мои шаги к перевороту

Современный мир стремительно меняется, появляются новые технологии, реальность физическая смешивается с виртуальной. Человек, живущий в этом динамичном и неоднозначном мире должен быть мобильным, уметь креативно мыслить, сотрудничать с другими, эффективно работать в самых разных областях знаний и обладать компетентностью обновления компетенций.

Чтобы открыть для ребёнка возможность найти себя в этом мире, быть успешным, мы стремимся изменить образовательный процесс.

Педагогические технологии, основанные на моделях деятельностного типа, ориентированы не только на знания, но и на компетенции, обеспечивают персонализацию обучения, формирование ответственности за результаты своей деятельности, развитие личности обучающихся. К таким технологиям относится технология смешанного обучения, совмещающая традиционные уроки с дистанционной работой.

Одна из основных моделей смешанного обучения – «перевёрнутый класс». При организации работы в этой модели знакомство с новым материалом происходит во время выполнения домашнего задания. Обучающиеся до урока самостоятельно прорабатывают тему, осваивают информацию на основе электронных ресурсов, подобранных или созданных учителем. А на уроке решают расчётные задачи, практические и творческие задания, применяя полученные знания и умения, отрабатывают и закрепляют новые способы действий, взаимодействуют с учителем и одноклассниками, формируют навыки сотрудничества.

Класс действительно «переворачивается». Меняются традиционные роли учителя и ученика. Обучающиеся вовлечены в учебный процесс, открывают знания и приобретают учебный опыт в процессе деятельности, осознают личную ответственность за свою работу и её результат. Учитель не просто передаёт информацию и оценивает, он конструирует учебные ситуации для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, выполняет роль консультанта и наставника.

Образовательную модель «перевёрнутый класс» применяю при обучении химии более трёх лет. Виртуальное пространство для самостоятельной работы организую на основе образовательной платформы «ЯКласс». В оболочку ресурса помещаю ссылки на небольшие видеоуроки, скринкасты на основе своих презентаций, теорию ресурса «ЯКласс», онлайн-школы «Фоксфорд», видео канала "Химия - просто". Все ресурсы предварительно внимательно просматриваю, проверяю, выбираю наиболее понятные, стараюсь адаптировать.

Обучающиеся, знакомясь с новой темой, получают информацию в мультимедийном формате. Сложные процессы, объекты микромира представлены в виде анимации, динамических моделей. Это способствует хорошему пониманию и усвоению материала.

Опыт показывает, что наиболее эффективны видеоролики или скринкасты, в которые, наряду с теоретическим материалом, включены небольшие задания, ученики останавливают видео, выполняют их, а затем проверяют себя по предложенным далее ответам и решениям. Происходит первичная самооценка усвоения темы.

После изучения теории предлагаю решить базовые тестовые задания с автоматической проверкой. Обучающиеся проходят тест, составленный учителем, получают результат. Очень важно, что ребята могут увидеть, проанализировать свои ошибки, используя предложенные программой пояснения и правильный алгоритм решения, определить, что необходимо повторить, проработать ещё раз для улучшения результата. Возможности платформы «ЯКласс» позволяют предложить каждому ученику ссылки на тот материал, который вызвал затруднение именно у него. Ребята постепенно учатся относиться к ошибкам как к «точкам» роста и развития. Происходит формирующее оценивание, которое способствует повышению мотивации и развитию умения учиться самостоятельно.

Открывая для обучающихся домашнее задание на платформе «ЯКласс», определяю временные рамки его выполнения. Каждый сам решает, когда приступать к изучению ресурсов, в каком темпе работать. Постепенно формируются навыки планирования, самоконтроля, дети учатся распоряжаться своим временем.

Итак, при организации обучения в модели «перевёрнутый класс», обучающиеся самостоятельно прорабатывают теоретический материал новой темы. Конечно, остаются непонятные моменты. В классе мы вместе быстро их рассматриваем. Я предлагаю заранее подготовить к уроку вопросы, которые надо разобрать, пояснить. Ребята приходят на занятие, чтобы получить ответы на свои вопросы. Это мотивирует.

Учебная деятельность на уроке - важнейший этап в модели «перевёрнутый класс», обучающиеся актуализируют знания, корректируют понимание материала, применяют знания и навыки в новой ситуации, выполняют задания более высокого когнитивного уровня, привлекают предметную информацию для решения учебных и жизненных проблем.

Моя задача - создать условия для организации групповой и индивидуальной работы. Я стремлюсь проектировать урок так, чтобы происходило интерактивное взаимодействие. Обучающиеся решают практические задания, выполняют эксперимент, работают с тренажёрами и онлайн-ресурсами, применяют знание изученных химических правил и закономерностей в процессе прохождения викторины, квеста, в ходе разработки мини проектов.









         Квест "Расследуют химики"                             Решение экспериментальных заданий

Моя роль на уроке - это координация работы групп, стимулирование самостоятель­ной поисковой деятельности, консультации по вопросам обучающихся, помощь в коррекции ошибок.

Я стремлюсь подчёркивать ценность каждого, даже небольшого достижения ребёнка на его пути усвоения материала. Дети чувствуют себя сильнее, увереннее, если их поддерживают.

Первоначально, в 2018 году я решила применить элементы технологии смешанного обучения в 10 классе при изучении органической химии, чтобы организовать дифференцированную работу с обучающимися на основе информационно-коммуникационных технологий и уменьшить время на объяснение нового материала на уроке, так как количество часов, отводимых на изучение предмета, снизилось.

Пришлось преодолеть немало трудностей. Необходимо было подготовить цифровой материал, спроектировать уроки и продумать управление образовательным процессом в модели «перевёрнутый класс». Для этого требовались время и силы.

Но более серьёзными оказались другие проблемы:​​​​​​​

​​​​​​​-не все обучающиеся добросовестно и вовремя выполняли домашнее задание,

-у некоторых ребят возникали технические трудности (наличие компьютера, телефона с выходом в сеть Интернет),

-уровень цифровой грамотности части учеников не позволял им свободно работать в онлайн-среде,

-родители не сразу отнеслись с пониманием к изменению традиционного классического урока.

Проблемы решались постепенно.

Я объясняла обучающимся как будет организована работа, выводила изображение на экран интерактивной доски и демонстрировала алгоритм правильного использования образовательной платформы «ЯКласс», размещённых на ней ресурсов.

Стремилась убедить, что такой формат обучения является «продвинутым» и его освоение поможет в будущем. Стимулировала ребят «сертификатом на пятёрку», дополнительными баллами за продвижение в топе одноклассников. Эта рейтинговая система заложена в возможности платформы «ЯКласс». А элемент соревнования повышал интерес к процессу изучения материала.

С теми обучающимися, которые испытывали затруднения в организации самостоятельной деятельности по выполнению домашних заданий, дополнительно рассматривала принципы работы с образовательными ресурсами и обращала внимание на основы планирования, эффективного управления временем.

Ребятам, у которых возникали проблемы с доступом к компьютеру и сети Интернет, предлагала воспользоваться для выполнения домашнего задания техническими возможностями школьной библиотеки или кабинета химии в установленное время во второй половине дня.

Чтобы преодолеть непонимание родителей обучающихся, посещала родительские собрания и разъясняла как проходит обучение в модели «перевёрнутый класс», почему я применяю данную модель технологии смешанного обучения в своей работе и какие «плюсы» это даёт детям. Приглашала родителей к сотрудничеству и взаимодействию в пространстве образовательной платформы «ЯКласс», показывала какую помощь они могут оказать своему ребёнку в организации учебной деятельности. Обращала внимание на необходимость контроля времени работы обучающихся с компьютером, соблюдения санитарных норм и правил.

И постепенно модель «перевёрнутый класс» вошла в мою учительскую практику. Я применяю её для организации процесса обучения в 10-11 классах и при изучении отдельных тем в 8-9. Учебное взаимодействие, основанное на принципах «перевёрнутого класса», также эффективно при подготовке старшеклассников к олимпиадам и экзаменам.

Навыки, полученные при работе в режиме этой модели, помогают обучающимся продуктивно заниматься в период карантина.  Выпускники легко воспринимают дистанционный учебный формат в колледжах и ВУЗах, они открыты к получению будущей профессии в цифровой среде.

Пройдя непростой путь освоения элементов технологии смешанного обучения, я пришла к пониманию, что «перевёрнутый класс» - современная, актуальная и перспективная модель, которая при помощи информационно-коммуникационных технологий открывает доступ к большому объёму мультимедийной информации, позволяет разнообразить виды учебной деятельности, обеспечить интерактивность и мотивацию, даёт возможность организовать разноуровневое обучение, учесть запросы обучающихся и построить индивидуальные образовательные траектории, создаёт условия для формирования метапредметных компетенций и будущей успешности.

Информационные ресурсы

Алгоритмы смешанного обучения - для каждой школы [электронный ресурс https://www.yaklass.ru/novosti/akcii-i-novosti-za-2020-god/stati-i-novosti-za-10-2020/algoritmy-smeshannogo-obucheniya-dlya-kazhdoj-shkoly]

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Трефилова Раиса Поликарповна, 14.10.21 в 18:45 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна, за интересный опыт работы!
Колышкина Елена Владимировна, 01.11.21 в 09:54 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за ценный опыт, Светлана Анатольевна! Любопытная технология!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 04.01.22 в 12:39 3Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе, Светлана Анатольевна!!!
Геворкян Александр Робертович, 08.06.22 в 11:26 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Светлана Анатольевна. Отличная статья и полезный материал для работы.
Мажова Светлана Александровна, 09.07.22 в 11:13 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за опыт! Желаю успехов в работе!
Домашева Татьяна Васильевна, 30.07.22 в 12:29 2Ответить Пожаловаться
я тоже люблю этот приём. очень не плохо на истории работает. хорошая работа!!!!!
Селиванова Галина Геннадьевна, 24.09.22 в 11:16 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Светлана Анатольевна,за статью! Интересный опыт,для ребят увлекательный.
Пермякова Ольга Анатольевна, 10.12.22 в 15:53 3Ответить Пожаловаться
Какой интересный опыт работы, не знала раньше о такой технологии! Спасибо, Светлана Анатольевна!
Евгений Алексеевич, 10.01.23 в 19:52 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна! Когда человек работает с душой, глубоко, а не просто хватается за новизну, он и пишет об этом просто и доступно, интересно. Я с удовольствием прочитал Вашу публикацию. Надо будет попробовать что-то взять для себя .Ещё раз спасибо!!!!! С уважением Евгений Алексеевич.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.