Статья на тему «"Перевёрнутый класс": мои шаги к перевороту»
«Перевёрнутый класс»: мои шаги к перевороту
Современный мир стремительно меняется, появляются новые технологии, реальность физическая смешивается с виртуальной. Человек, живущий в этом динамичном и неоднозначном мире должен быть мобильным, уметь креативно мыслить, сотрудничать с другими, эффективно работать в самых разных областях знаний и обладать компетентностью обновления компетенций.
Чтобы открыть для ребёнка возможность найти себя в этом мире, быть успешным, мы стремимся изменить образовательный процесс.
Педагогические технологии, основанные на моделях деятельностного типа, ориентированы не только на знания, но и на компетенции, обеспечивают персонализацию обучения, формирование ответственности за результаты своей деятельности, развитие личности обучающихся. К таким технологиям относится технология смешанного обучения, совмещающая традиционные уроки с дистанционной работой.
Одна из основных моделей смешанного обучения – «перевёрнутый класс». При организации работы в этой модели знакомство с новым материалом происходит во время выполнения домашнего задания. Обучающиеся до урока самостоятельно прорабатывают тему, осваивают информацию на основе электронных ресурсов, подобранных или созданных учителем. А на уроке решают расчётные задачи, практические и творческие задания, применяя полученные знания и умения, отрабатывают и закрепляют новые способы действий, взаимодействуют с учителем и одноклассниками, формируют навыки сотрудничества.
Класс действительно «переворачивается». Меняются традиционные роли учителя и ученика. Обучающиеся вовлечены в учебный процесс, открывают знания и приобретают учебный опыт в процессе деятельности, осознают личную ответственность за свою работу и её результат. Учитель не просто передаёт информацию и оценивает, он конструирует учебные ситуации для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, выполняет роль консультанта и наставника.
Образовательную модель «перевёрнутый класс» применяю при обучении химии более трёх лет. Виртуальное пространство для самостоятельной работы организую на основе образовательной платформы «ЯКласс». В оболочку ресурса помещаю ссылки на небольшие видеоуроки, скринкасты на основе своих презентаций, теорию ресурса «ЯКласс», онлайн-школы «Фоксфорд», видео канала "Химия - просто". Все ресурсы предварительно внимательно просматриваю, проверяю, выбираю наиболее понятные, стараюсь адаптировать.
Обучающиеся, знакомясь с новой темой, получают информацию в мультимедийном формате. Сложные процессы, объекты микромира представлены в виде анимации, динамических моделей. Это способствует хорошему пониманию и усвоению материала.
Опыт показывает, что наиболее эффективны видеоролики или скринкасты, в которые, наряду с теоретическим материалом, включены небольшие задания, ученики останавливают видео, выполняют их, а затем проверяют себя по предложенным далее ответам и решениям. Происходит первичная самооценка усвоения темы.
После изучения теории предлагаю решить базовые тестовые задания с автоматической проверкой. Обучающиеся проходят тест, составленный учителем, получают результат. Очень важно, что ребята могут увидеть, проанализировать свои ошибки, используя предложенные программой пояснения и правильный алгоритм решения, определить, что необходимо повторить, проработать ещё раз для улучшения результата. Возможности платформы «ЯКласс» позволяют предложить каждому ученику ссылки на тот материал, который вызвал затруднение именно у него. Ребята постепенно учатся относиться к ошибкам как к «точкам» роста и развития. Происходит формирующее оценивание, которое способствует повышению мотивации и развитию умения учиться самостоятельно.
Открывая для обучающихся домашнее задание на платформе «ЯКласс», определяю временные рамки его выполнения. Каждый сам решает, когда приступать к изучению ресурсов, в каком темпе работать. Постепенно формируются навыки планирования, самоконтроля, дети учатся распоряжаться своим временем.
Итак, при организации обучения в модели «перевёрнутый класс», обучающиеся самостоятельно прорабатывают теоретический материал новой темы. Конечно, остаются непонятные моменты. В классе мы вместе быстро их рассматриваем. Я предлагаю заранее подготовить к уроку вопросы, которые надо разобрать, пояснить. Ребята приходят на занятие, чтобы получить ответы на свои вопросы. Это мотивирует.
Учебная деятельность на уроке - важнейший этап в модели «перевёрнутый класс», обучающиеся актуализируют знания, корректируют понимание материала, применяют знания и навыки в новой ситуации, выполняют задания более высокого когнитивного уровня, привлекают предметную информацию для решения учебных и жизненных проблем.
Моя задача - создать условия для организации групповой и индивидуальной работы. Я стремлюсь проектировать урок так, чтобы происходило интерактивное взаимодействие. Обучающиеся решают практические задания, выполняют эксперимент, работают с тренажёрами и онлайн-ресурсами, применяют знание изученных химических правил и закономерностей в процессе прохождения викторины, квеста, в ходе разработки мини проектов.
Квест "Расследуют химики" Решение экспериментальных заданий
Моя роль на уроке - это координация работы групп, стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, консультации по вопросам обучающихся, помощь в коррекции ошибок.
Я стремлюсь подчёркивать ценность каждого, даже небольшого достижения ребёнка на его пути усвоения материала. Дети чувствуют себя сильнее, увереннее, если их поддерживают.
Первоначально, в 2018 году я решила применить элементы технологии смешанного обучения в 10 классе при изучении органической химии, чтобы организовать дифференцированную работу с обучающимися на основе информационно-коммуникационных технологий и уменьшить время на объяснение нового материала на уроке, так как количество часов, отводимых на изучение предмета, снизилось.
Пришлось преодолеть немало трудностей. Необходимо было подготовить цифровой материал, спроектировать уроки и продумать управление образовательным процессом в модели «перевёрнутый класс». Для этого требовались время и силы.
Но более серьёзными оказались другие проблемы:
-не все обучающиеся добросовестно и вовремя выполняли домашнее задание,
-у некоторых ребят возникали технические трудности (наличие компьютера, телефона с выходом в сеть Интернет),
-уровень цифровой грамотности части учеников не позволял им свободно работать в онлайн-среде,
-родители не сразу отнеслись с пониманием к изменению традиционного классического урока.
Проблемы решались постепенно.
Я объясняла обучающимся как будет организована работа, выводила изображение на экран интерактивной доски и демонстрировала алгоритм правильного использования образовательной платформы «ЯКласс», размещённых на ней ресурсов.
Стремилась убедить, что такой формат обучения является «продвинутым» и его освоение поможет в будущем. Стимулировала ребят «сертификатом на пятёрку», дополнительными баллами за продвижение в топе одноклассников. Эта рейтинговая система заложена в возможности платформы «ЯКласс». А элемент соревнования повышал интерес к процессу изучения материала.
С теми обучающимися, которые испытывали затруднения в организации самостоятельной деятельности по выполнению домашних заданий, дополнительно рассматривала принципы работы с образовательными ресурсами и обращала внимание на основы планирования, эффективного управления временем.
Ребятам, у которых возникали проблемы с доступом к компьютеру и сети Интернет, предлагала воспользоваться для выполнения домашнего задания техническими возможностями школьной библиотеки или кабинета химии в установленное время во второй половине дня.
Чтобы преодолеть непонимание родителей обучающихся, посещала родительские собрания и разъясняла как проходит обучение в модели «перевёрнутый класс», почему я применяю данную модель технологии смешанного обучения в своей работе и какие «плюсы» это даёт детям. Приглашала родителей к сотрудничеству и взаимодействию в пространстве образовательной платформы «ЯКласс», показывала какую помощь они могут оказать своему ребёнку в организации учебной деятельности. Обращала внимание на необходимость контроля времени работы обучающихся с компьютером, соблюдения санитарных норм и правил.
И постепенно модель «перевёрнутый класс» вошла в мою учительскую практику. Я применяю её для организации процесса обучения в 10-11 классах и при изучении отдельных тем в 8-9. Учебное взаимодействие, основанное на принципах «перевёрнутого класса», также эффективно при подготовке старшеклассников к олимпиадам и экзаменам.
Навыки, полученные при работе в режиме этой модели, помогают обучающимся продуктивно заниматься в период карантина. Выпускники легко воспринимают дистанционный учебный формат в колледжах и ВУЗах, они открыты к получению будущей профессии в цифровой среде.
Пройдя непростой путь освоения элементов технологии смешанного обучения, я пришла к пониманию, что «перевёрнутый класс» - современная, актуальная и перспективная модель, которая при помощи информационно-коммуникационных технологий открывает доступ к большому объёму мультимедийной информации, позволяет разнообразить виды учебной деятельности, обеспечить интерактивность и мотивацию, даёт возможность организовать разноуровневое обучение, учесть запросы обучающихся и построить индивидуальные образовательные траектории, создаёт условия для формирования метапредметных компетенций и будущей успешности.
Информационные ресурсы
Алгоритмы смешанного обучения - для каждой школы [электронный ресурс https://www.yaklass.ru/novosti/akcii-i-novosti-za-2020-god/stati-i-novosti-za-10-2020/algoritmy-smeshannogo-obucheniya-dlya-kazhdoj-shkoly]
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Геворкян Александр Робертович
Мажова Светлана Александровна
Домашева Татьяна Васильевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Пермякова Ольга Анатольевна
Евгений Алексеевич