Статья на тему «"Перевёрнутый класс": мои шаги к перевороту»

59
9
Материал опубликован 14 October 2021 в группе

«Перевёрнутый класс»: мои шаги к перевороту

Современный мир стремительно меняется, появляются новые технологии, реальность физическая смешивается с виртуальной. Человек, живущий в этом динамичном и неоднозначном мире должен быть мобильным, уметь креативно мыслить, сотрудничать с другими, эффективно работать в самых разных областях знаний и обладать компетентностью обновления компетенций.

Чтобы открыть для ребёнка возможность найти себя в этом мире, быть успешным, мы стремимся изменить образовательный процесс.

Педагогические технологии, основанные на моделях деятельностного типа, ориентированы не только на знания, но и на компетенции, обеспечивают персонализацию обучения, формирование ответственности за результаты своей деятельности, развитие личности обучающихся. К таким технологиям относится технология смешанного обучения, совмещающая традиционные уроки с дистанционной работой.

Одна из основных моделей смешанного обучения – «перевёрнутый класс». При организации работы в этой модели знакомство с новым материалом происходит во время выполнения домашнего задания. Обучающиеся до урока самостоятельно прорабатывают тему, осваивают информацию на основе электронных ресурсов, подобранных или созданных учителем. А на уроке решают расчётные задачи, практические и творческие задания, применяя полученные знания и умения, отрабатывают и закрепляют новые способы действий, взаимодействуют с учителем и одноклассниками, формируют навыки сотрудничества.

Класс действительно «переворачивается». Меняются традиционные роли учителя и ученика. Обучающиеся вовлечены в учебный процесс, открывают знания и приобретают учебный опыт в процессе деятельности, осознают личную ответственность за свою работу и её результат. Учитель не просто передаёт информацию и оценивает, он конструирует учебные ситуации для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, выполняет роль консультанта и наставника.

Образовательную модель «перевёрнутый класс» применяю при обучении химии более трёх лет. Виртуальное пространство для самостоятельной работы организую на основе образовательной платформы «ЯКласс». В оболочку ресурса помещаю ссылки на небольшие видеоуроки, скринкасты на основе своих презентаций, теорию ресурса «ЯКласс», онлайн-школы «Фоксфорд», видео канала "Химия - просто". Все ресурсы предварительно внимательно просматриваю, проверяю, выбираю наиболее понятные, стараюсь адаптировать.

Обучающиеся, знакомясь с новой темой, получают информацию в мультимедийном формате. Сложные процессы, объекты микромира представлены в виде анимации, динамических моделей. Это способствует хорошему пониманию и усвоению материала.

Опыт показывает, что наиболее эффективны видеоролики или скринкасты, в которые, наряду с теоретическим материалом, включены небольшие задания, ученики останавливают видео, выполняют их, а затем проверяют себя по предложенным далее ответам и решениям. Происходит первичная самооценка усвоения темы.

После изучения теории предлагаю решить базовые тестовые задания с автоматической проверкой. Обучающиеся проходят тест, составленный учителем, получают результат. Очень важно, что ребята могут увидеть, проанализировать свои ошибки, используя предложенные программой пояснения и правильный алгоритм решения, определить, что необходимо повторить, проработать ещё раз для улучшения результата. Возможности платформы «ЯКласс» позволяют предложить каждому ученику ссылки на тот материал, который вызвал затруднение именно у него. Ребята постепенно учатся относиться к ошибкам как к «точкам» роста и развития. Происходит формирующее оценивание, которое способствует повышению мотивации и развитию умения учиться самостоятельно.

Открывая для обучающихся домашнее задание на платформе «ЯКласс», определяю временные рамки его выполнения. Каждый сам решает, когда приступать к изучению ресурсов, в каком темпе работать. Постепенно формируются навыки планирования, самоконтроля, дети учатся распоряжаться своим временем.

Итак, при организации обучения в модели «перевёрнутый класс», обучающиеся самостоятельно прорабатывают теоретический материал новой темы. Конечно, остаются непонятные моменты. В классе мы вместе быстро их рассматриваем. Я предлагаю заранее подготовить к уроку вопросы, которые надо разобрать, пояснить. Ребята приходят на занятие, чтобы получить ответы на свои вопросы. Это мотивирует.

Учебная деятельность на уроке - важнейший этап в модели «перевёрнутый класс», обучающиеся актуализируют знания, корректируют понимание материала, применяют знания и навыки в новой ситуации, выполняют задания более высокого когнитивного уровня, привлекают предметную информацию для решения учебных и жизненных проблем.

Моя задача - создать условия для организации групповой и индивидуальной работы. Я стремлюсь проектировать урок так, чтобы происходило интерактивное взаимодействие. Обучающиеся решают практические задания, выполняют эксперимент, работают с тренажёрами и онлайн-ресурсами, применяют знание изученных химических правил и закономерностей в процессе прохождения викторины, квеста, в ходе разработки мини проектов.









         Квест "Расследуют химики"                             Решение экспериментальных заданий

Моя роль на уроке - это координация работы групп, стимулирование самостоятель­ной поисковой деятельности, консультации по вопросам обучающихся, помощь в коррекции ошибок.

Я стремлюсь подчёркивать ценность каждого, даже небольшого достижения ребёнка на его пути усвоения материала. Дети чувствуют себя сильнее, увереннее, если их поддерживают.

Первоначально, в 2018 году я решила применить элементы технологии смешанного обучения в 10 классе при изучении органической химии, чтобы организовать дифференцированную работу с обучающимися на основе информационно-коммуникационных технологий и уменьшить время на объяснение нового материала на уроке, так как количество часов, отводимых на изучение предмета, снизилось.

Пришлось преодолеть немало трудностей. Необходимо было подготовить цифровой материал, спроектировать уроки и продумать управление образовательным процессом в модели «перевёрнутый класс». Для этого требовались время и силы.

Но более серьёзными оказались другие проблемы:​​​​​​​

​​​​​​​-не все обучающиеся добросовестно и вовремя выполняли домашнее задание,

-у некоторых ребят возникали технические трудности (наличие компьютера, телефона с выходом в сеть Интернет),

-уровень цифровой грамотности части учеников не позволял им свободно работать в онлайн-среде,

-родители не сразу отнеслись с пониманием к изменению традиционного классического урока.

Проблемы решались постепенно.

Я объясняла обучающимся как будет организована работа, выводила изображение на экран интерактивной доски и демонстрировала алгоритм правильного использования образовательной платформы «ЯКласс», размещённых на ней ресурсов.

Стремилась убедить, что такой формат обучения является «продвинутым» и его освоение поможет в будущем. Стимулировала ребят «сертификатом на пятёрку», дополнительными баллами за продвижение в топе одноклассников. Эта рейтинговая система заложена в возможности платформы «ЯКласс». А элемент соревнования повышал интерес к процессу изучения материала.

С теми обучающимися, которые испытывали затруднения в организации самостоятельной деятельности по выполнению домашних заданий, дополнительно рассматривала принципы работы с образовательными ресурсами и обращала внимание на основы планирования, эффективного управления временем.

Ребятам, у которых возникали проблемы с доступом к компьютеру и сети Интернет, предлагала воспользоваться для выполнения домашнего задания техническими возможностями школьной библиотеки или кабинета химии в установленное время во второй половине дня.

Чтобы преодолеть непонимание родителей обучающихся, посещала родительские собрания и разъясняла как проходит обучение в модели «перевёрнутый класс», почему я применяю данную модель технологии смешанного обучения в своей работе и какие «плюсы» это даёт детям. Приглашала родителей к сотрудничеству и взаимодействию в пространстве образовательной платформы «ЯКласс», показывала какую помощь они могут оказать своему ребёнку в организации учебной деятельности. Обращала внимание на необходимость контроля времени работы обучающихся с компьютером, соблюдения санитарных норм и правил.

И постепенно модель «перевёрнутый класс» вошла в мою учительскую практику. Я применяю её для организации процесса обучения в 10-11 классах и при изучении отдельных тем в 8-9. Учебное взаимодействие, основанное на принципах «перевёрнутого класса», также эффективно при подготовке старшеклассников к олимпиадам и экзаменам.

Навыки, полученные при работе в режиме этой модели, помогают обучающимся продуктивно заниматься в период карантина.  Выпускники легко воспринимают дистанционный учебный формат в колледжах и ВУЗах, они открыты к получению будущей профессии в цифровой среде.

Пройдя непростой путь освоения элементов технологии смешанного обучения, я пришла к пониманию, что «перевёрнутый класс» - современная, актуальная и перспективная модель, которая при помощи информационно-коммуникационных технологий открывает доступ к большому объёму мультимедийной информации, позволяет разнообразить виды учебной деятельности, обеспечить интерактивность и мотивацию, даёт возможность организовать разноуровневое обучение, учесть запросы обучающихся и построить индивидуальные образовательные траектории, создаёт условия для формирования метапредметных компетенций и будущей успешности.

Информационные ресурсы

Алгоритмы смешанного обучения - для каждой школы [электронный ресурс https://www.yaklass.ru/novosti/akcii-i-novosti-za-2020-god/stati-i-novosti-za-10-2020/algoritmy-smeshannogo-obucheniya-dlya-kazhdoj-shkoly]

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Светлана Анатольевна, за интересный опыт работы!

14 October 2021

Спасибо за ценный опыт, Светлана Анатольевна! Любопытная технология!

1 November 2021

Поздравляю с победой в конкурсе, Светлана Анатольевна!!!

4 January 2022

Большое спасибо, Светлана Анатольевна. Отличная статья и полезный материал для работы.

8 June 2022

Благодарю за опыт! Желаю успехов в работе!

9 July 2022

я тоже люблю этот приём. очень не плохо на истории работает. хорошая работа!!!!!

30 July 2022

Большое спасибо, Светлана Анатольевна,за статью! Интересный опыт,для ребят увлекательный.

24 September 2022

Какой интересный опыт работы, не знала раньше о такой технологии! Спасибо, Светлана Анатольевна!

10 December 2022

Спасибо, Светлана Анатольевна! Когда человек работает с душой, глубоко, а не просто хватается за новизну, он и пишет об этом просто и доступно, интересно. Я с удовольствием прочитал Вашу публикацию. Надо будет попробовать что-то взять для себя .Ещё раз спасибо!!!!! С уважением Евгений Алексеевич.

10 January 2023