Статья на тему «Перспективы развития математического образования в регионах России»
Перспективы развития математического образования в регионах России.
«Математика ум в порядок приводит» М.В.Ломоносов
Переоценить важность развития математического образования невозможно. Математика существует практически в каждом предмете, в каждом техническом прорыве, в реальной жизни каждого человека. Математика лежит в основе экономических реформ, банковской системы и финансовой системы каждой отдельной семьи. Она давно существует вне рамок предмета, поэтому в нашей стране, как и в других странах мира, математику стремятся изучать в метапредметном аспекте, в связи с окружающим миром и другими предметами.
После гонки за выживание в 90-х; гонки за прибылью и повальным зарабатыванием денег на огромном количестве разнообразных «обязательных» учебников государство, наконец, разворачивается в сторону качества образования. Я вижу эти шаги в попытках сделать учебники общедоступными. Государство взяло на себя функции обеспечения учебниками и пособиями на себя, официально. Большинство учебников есть в открытом бесплатном доступе, что не маловажно. В создании и поддержке нового курса финансовой грамотности. В мае 2017 года была подготовлена Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023гг, которая стала основой для скоординированной государственной политики в области повышения финансовой грамотности на ближайшие пять лет. И в создании Концепция развития математического образования в Российской Федерации (от 24 декабря 2013 года с изменениями на 8 октября 2020 года).
Безусловно, в современном математическом есть огромное количество проблем, таких как: мотивация, содержание и кадры.
Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Я понимаю, что противники Советского Союза сейчас могут со мной не согласиться, но в советское время именно мотивация была очень сильна. Внутренняя: люди строили страну, страну у которой много врагов. Каждый был частью этой страны и нес за нее ответственность своим поведением и достижениями. А для недостаточно мотивированных внутренне была внешняя мотивация: октябрята, пионеры, комсомольцы. Человек стремился к образованию, росту и саморазвитию. Сейчас же, даже выбирая профессию, человек зачастую думает не о пользе обществу, не о своих возможностях и желаниях, а о выгоде. Деньги – вот и вся мотивация.
Вторая проблема – содержание обучения. Это выражается в двух вещах. Первое – это большое количество информации, разных учебников, оторванность от жизни и, следовательно, слабое применение этих знаний и навыков на практике. Многообразие авторских концепций и учебников приводит в ряде случаев к несогласованности последовательности изучения программных вопросов по математике с программами других предметов естественно-научного цикла, в частности, по физике. Например, тема «Производная» изучается у разных авторов учебников по математике в разное время – либо во втором полугодии X класса, либо в XI классе, тогда как уже в I полугодии X класса при изучении темы «Механическое движение» скорость и ускорение определяются соответственно, как первая и вторая производные координаты тела. Подобное же имеет место при изучении механики в IX классе, когда тема «Векторы» параллельно изучается в курсе геометрии. Второе - очень низкая преемственность между школами и вузом. Помните знаменитую фразу: «Вы пришли в ВУЗ – забудьте, что вы проходили в школе!» Печально, но с годами ничего не меняется.
И, наконец, третья, самая серьезная, проблема – кадры. В школу идут только фанатики и те, кому некуда деваться. Во-первых, зарплата: ставка по России ниже прожиточного минимума. Например, в Твери, где есть свой ВУЗ, выпускающий в том числе учителей математики, срочно требуется не менее десяти учителей. Но это официально, то есть в тех школах, где нагрузка учителей уже превысила две ставки, а на самом деле эта цифра гораздо больше. Если прямо сегодня учителя школы возьмут положенную 18 часовую нагрузку, то потребуется не менее двух –трех в каждую школу, и я говорю только про математику. А что может предложить директор начинающему учителю? Зарплату в 12792 рубля при ставке чуть больше 8 тысяч.
Во-вторых – резкое падение авторитета учителя в глазах учеников и родителей. Раньше учитель воспитывал, а теперь? Теперь учитель давит на неокрепшую психику ребенка. Раньше: не выучил? 2! А теперь? Не выучил? Приходи после уроков. Не пришел – 2. А завуч Наталья Сергеевна уже в дверях: «Как Вы могли поставит Сереженьке 2? Немедленно исправить!» Ты выдумываешь и даешь ему карточку с пошаговой инструкцией и образцом, но ему лень, лень думать. Зачем напрягаться, если все равно «3» в итоге, потому что нельзя поставить «2»!
В-третьих – практически полный развал системы повышения квалификации по предмету. Каждый учитель сам ищет возможность повысить свой профессиональный уровень, ведь если идти на полноценные курсы в институт усовершенствования учителей, то это время не включается в стаж. Да и курсы, честно говоря, слабые. Ведь в институте точно такая же проблема – кадры. Так что часто обучение мы проходим за свой счет, в личное время и это почти всегда лотерея: хорошие они, эти курсы, или лишняя трата денег и времени.
Государство видит и осознает эти проблемы. В Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 года они были выделены, но прошло семь лет. Почувствовали ли мы эти изменения?
Рассмотрим задачи, которые были поставлены.
Модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей, обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики.[4]
Смотрим ФГОС последней редакции: практически в каждом разделе идет упор на практическое применение знаний, из нового – более конкретные формулировки, чем в прежнем ФГОС второго поколения. Например: умение свободно оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; умение оперировать понятиями: граф, связный граф, дерево, цикл; умение использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов.[3] Против прежнего: оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях.[1] Конкретика это, конечно, замечательно, но мне всегда казалось, что если что-то добавлять, то что-то надо убирать. Я не права?
Сюда же стоит отнести введение нового курса «финансовая грамотность». В процессе изучения предмета «Финансовая грамотность» учащиеся должны овладеть основными понятиями: денежная единица, доход, кредит, вклад, налог, коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и другие. В качестве проверки усвоения материала предлагается разгадывание кроссвордов, проведение викторин, ролевые игры и проекты. Учащиеся должны научиться взаимодействию с пенсионными и страховыми фондами, рынком ценных бумаг, получению кредитов и страхованию личных имущественных рисков. В 2021 году в новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования закрепили обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс. С 2022 года вводится отдельный предмет «Финансовая грамотность» вводится в 1 и 5 классах.
Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей. [4]
Всегда, когда я слышу эту фразу, я понимаю, что человек не работал учителем математики. А с учетом провальной волны особенных детей в обычные школы, то никогда с ними и не сталкивался. Я смогла научить своего шестилетнего ребенка вычитать через разряд, ему на следующий год в школу, а научить девочку, которая пришла ко мне после пяти лет в начальной школе – нет. И что делать с ребенком, который в пятом классе вместо умножения в столбик 21 на 35 пишет мне в строку 4 примера: 5*2=10, 5*1=5, 3*2=6, 3*1=3. И ведь всё верно! Почему не 5? Или такой разговор:
-У тебя в кармане пять конфет, ты вынимаешь оттуда две. Сколько конфет у тебя в кармане?
-Семь!
-Почему?
-Потому что 2+5=7!
Про итоговую аттестацию, которую из года в год сдают все, что в принципе, невозможно – я промолчу.
Повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ.[4]
Как-то сразу про проект 500+ подумалось. Как все замечательно было задумано:
«Важен каждый ученик». Под таким лозунгом Министерство просвещения запускает проект «500+». Реализация проекта усилит работу ведомства по повышению качества образования, обеспечив при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающими в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учащихся с проблемами в обучении. [2]
Адресная поддержка, высококвалифицированные педагоги-наставники с большим опытом, талантливые управленцы. Но, ковид внес свои изменения и как-бы все это плавно сошло на нет. Больше всего порадовали бы педагоги-наставники, правда, когда на них ходить-смотреть, если каждый день 6 уроков без окон? Но, надеюсь, что что-нибудь изменится, когда закончится пандемия? Не согласны? Ну должна же быть у человека мечта!
Поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;
обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
популяризация математических знаний и математического образования. [4]
Лидеры математического образования – это, конечно, здорово, но увы: найти их в сети достаточно проблематично. Лично для меня такое общение было бы, несомненно, полезно.
В нашей стране система по работе с талантливыми детьми достаточно развита. К базовым мероприятиям можно отнести следующие:
Школьные, районные, городские, региональные и Всероссийские и международные предметные олимпиады. Многие вузы проводят бесплатные собственные олимпиады для выявления талантливых детей и предоставляют им возможность поступления на бюджет. Всероссийские и международные предметные конкурсы для детей разного возраста. Примерами может стать математический конкурс «Кенгуру» или конкурс по русскому языку «Русский медвежонок», в которых могут принимать участие даже учащиеся младших классов. Работа кружков по интересам, факультативов и других организаций дополнительного образования.
Одаренные дети могут получить гранты от государства. На основе сведений о победителях и призерах конкурсных мероприятий высокого уровня, включенных в информационный ресурс, https://талантыроссии.рф, ежегодно формируется список претендентов на получение грантов Президента Российской Федерации для лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»).
Фонд «Талант и успех» использует сведения информационного ресурса при отборе на профильные программы Образовательного центра «Сириус» в тех случаях, когда при отборе учитываются академические достижения обучающихся.
О популяризации математических знаний и математического образования я судить затрудняюсь. Возможно эти шаги прошли мимо меня, но они все-таки есть…
И лишь в последние годы заговорили, наконец, о возврате престижа профессии учителя. А с этого надо было начинать. Дети, как и родители потеряли уважение к учителю, ведь в основе их нынешней мотивации – деньги. И пока мы, учителя, на самой нижней ступени этой иерархии очень сложно говорить о развитии образования в целом.
Если бы меня сейчас спросили: а что предлагаешь ты, то я бы предложила прежде всего разработать единую систему взаимосвязанных учебников. Чтобы на одном уроке тема проходилась, на следующих закреплялась и расширялась. Во-вторых, необходимо вернуть в школу пятибалльную систему оценивания. Отказался отвечать – кол, а двойку еще надо заслужить. Вернуть систему сдачи экзамена по математике после каждого класса в среднем звене. Не сдал – пересдача, снова не сдал – на второй год. В идеале – вывести эту функцию из функционала учителей математики. Но еще лучше: разрешить переводить с двойкой по математике в следующий класс. Я искренне не понимаю, как «2» по математике может помешать гениальному пианисту или литератору? А сейчас многие не учатся не потому, что не могут, а потому что «3» и так поставят, а зачем тогда прилагать усилия, вот что страшно. И родители также в этом уверены.
Я не являюсь противником ВПР. Но в том виде, в котором они существуют сейчас – это просто палки в колеса нашего образования. Пример из моей практики: программа «Сферы», Бунимович, математика 5 класс. Приходит ВПР. №3 и №6 –действия с десятичными дробями, №8 – проценты (по программе все это в 6 классе) и №10 (здесь могу ошибаться, но в одном задании объем надо было найти) – к тому моменту еще не прошли по программе. В итоге – минус четыре балла из работы по объективным причинам. Как это должно быть учтено при выставлении результатов? Такой простой вопрос – а ответа нет. В управлении образования сказали: «Как хотите!» Я – математик! Мне нужен алгоритм! Почему бы не сделать из ВПР переводной экзамен (с учетом существующих учебников, конечно)? Зачем страдают другие предметы? ВПР по четвергам на 2-3 уроке в течении месяца, как итог – страдает программа другого предмета, на котором ВПР проводится. Мрак!
В заключении я хочу сказать, что очень надеюсь, что шаги, которые предпринимает государство для развития математического образования в России принесут те результаты, на которые были запрограммированы. Что профессия учитель вернет утраченный ранее статус, а получение образования вновь станет престижным.
Список литературы:
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ Дата обращения: 02.11.2021).
- Министерство просвещения Российской Федерации. Пресс-служба. Министерство просвещения запускает проект «500+» под лозунгом «Важен каждый ученик» https://edu.gov.ru/press/2691/ministerstvo-prosvescheniya-zapuskaet-proekt-500-pod-lozungom-vazhen-kazhdyy-uchenik/(Дата обращения: 02.11.2021).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (Дата обращения: 02.11.2021).
- Электронный фонд нормативно-правовых документов. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 24 декабря 2013 года N 2506-р [Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации] (с изменениями на 8 октября 2020 года) https://docs.cntd.ru/document/499067348 (Дата обращения: 02.11.2021).
- Проблемы многообразия школьных учебников математики http://school16vlad.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/uchitelej_matematiki_i_informatiki/problemy_mnogoobrazija_shkolnykh_uchebnikov_matematiki/13-1-0-369 (Дата обращения: 04.11.2021).
- Образовательная социальная сеть nsportal.ru. Опыт преподавания финансовой грамотности в современной школе. Сурганова Ирина Петровна http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2021/02/20/opyt-prepodavaniya-finansovoy
Потамошнева Наталья Алексеевна