Исполнитель:
Педагог-психолог УВО
Д. М. Капов
Пояснительная:
ЦЕЛЬЮ психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе является сопровождение ребенка и создание условий для развития ребенка (в соответствии с нормой возрастного развития), полноценное раскрытие личностных особенностей личности ребенка, создание условий для выявления его способностей в различных сферах, формирование и поддержка благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их восстановление, коррекция, формировании, и развитие.
Работа педагога-психолога строится в соответствии с перспективным планом на год и проводится во взаимодействии с методической службой, администрацией, педагогами, воспитателями и другими работниками ЗЦ ДЮТ «Зеркальный», в контакте с родителями, (законными представителями) детей.
В условиях учебно-воспитательной деятельности ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ психолого-педагогического сопровождения являются:
Поиск способов и форм реализации потребностей детей в условиях ЗЦ ДЮТ
«Зеркальный»;
Психологическое обеспечение реализации образовательных программ;
Обучение педагогического персонала основам психологии групп и детства, возрастным особенностям детей, особенностям работы с временным детским коллективом, и т.п.;
Проведение развивающей и коррекционной работы с детьми и педагогическим персоналом (консультации, индивидуальная и групповая работа);
Проведение психологической работы разного профиля и назначения;
Развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников, воспитателей, педагогов;
Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации: проблемы выбора образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению:
Консультирование (индивидуальное и групповое);
Развивающая работа (индивидуальная и групповая);
Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Разработка и создание дидактического и стимульного материалов;
Издательская деятельность;
Исследовательская деятельность.
Особенности деятельности:
Психолого-педагогическая деятельность в системе сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» представляет собой мульти комплексную модель , при которой решаются следующие задачи:
повышение психолого-педагогической компетентности вожатых и воспитателей УВО временного и постоянного составов;
создание социально-психологических условий для личностного развития детей;
создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в адаптации, социализации и личностном развитии;
проведение комплексного мониторинга для отслеживания динамики процесса адаптации;
психолого-педагогический мониторинг «успешности/неуспешности прохождения ребенком «адаптационного периода»;
создание благоприятного микроклимата, который определяется эффективностью, продуктивностью взаимодействия со сверстниками и вожатыми;
реализация возрастных возможностей и резервов в работе с детьми с опорой на зоны актуального и ближайшего развития;
обеспечить сопровождение ребёнка в сфере самочувствия;
обеспечить взаимодействие различных специалистов (врача, инструкторов по фк, методистов, вожатых и воспитателей УВО) для создания условий, обеспечивающих сохранность и формирование психологического и физического здоровья.
отслеживание уровня психосоматического здоровья отдыхающих детей;
создание условий рефлексивного подхода вожатых к своей деятельности;
профилактика эмоционально-профессионального выгорания личности вожатого (воспитателя) УВО;
проведение коррекционных и профилактических занятий.
Основные направления деятельности
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
| Работа с детьми | В течение года1 | Педагог-психолог |
| Работа с педагогическим составом | В течение года | Педагог-психолог |
| Организационная работа | В течение года | Педагог-психолог |
| Издательская работа | В течение года | Педагог-психолог |
| Методическая работа | В течение года | Педагог-психолог |
| Работа с документацией | В течение года | Педагог-психолог |
Реализация модулей комплексной программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» «Шкатулка Пандоры»
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
1. | «Арт-Пространство «Synthesis»- Программа адаптации к условиям ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» | В течение года2 | Педагог-психолог |
2. | «Терпсихора» - Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей | В течение года | Педагог-психолог |
3. | «Творческая лаборатория «Креативный бум»» - Программа развития дивергентного мышления | В течение года | Педагог-психолог |
4. | «Театр масок» Программа личностного роста и саморазвития личности ребенка | В течение года | Педагог-психолог |
5. | «Три КИТа» - Программа профилактики эмоционально-профессионального выгорания личности педагога | В течение года | Педагог-психолог |
6. | «Минерва»- Программа развития профессионального мастерства личности педагога | В течение года | Педагог-психолог |
7. | «Андромеда»- Программа развития эмоционально-коммуникативной гибкости | В течение года | Педагог-психолог |
8. | «Luxury»- Программа эмоциональной разгрузки и сохранения психологического здоровья | В течение года | Педагог-психолог |
Мероприятия, обеспечивающие решение задач
Работа с детьми:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
| Индивидуальная и групповая консультативная работа. Оформление результатов. | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Индивидуальная развивающая работа | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Групповая и индивидуальная профориентационная работа | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Проведение тренингов и тренинговых занятий на темы: создание команды, развитие лидерского потенциала, развитие творческого потенциала, самопринятие и рефлексия, сплочение, формирование уверенного поведения, влияние и противостояние влиянию и др. | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Организация и проведение занятий направленных на профилактику интернет зависимости и деструктивного поведения | В течение года | Педагог-психолог |
| Адаптация к условиям ЗЦ ЮДТ «Зеркальный» | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Индивидуальная и групповая психологическая подготовка к соревнованиям | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Профилактические занятия (в форме игровых и просветительских занятий) | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Проведение интерактивных мероприятий, направленных на формирование навыка противостоять психологическому воздействию | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Организация и проведение интерактивных, игровых, интеллектуальных форм занятий. С целью поиска альтернативных форм досуга, для детей, склонных к интернет-зависимости | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Организация и проведение интерактивных программ для детей и подростков по актуальным темам «Равный-Равному» | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Психологическая разгрузка и релаксация | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Игротека (различные формы игровых программ) | В течение года | Педагог-психолог |
Работа с педагогическим коллективом:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
| Обучение вожатых в системе ШВМ. Тематика: Социально-психологический механизм воспитания личности. Особенности педагогического творчества. Особенности возрастного развития. Эмоциональное выгорание Педагогические приемы решения сложных ситуаций Методы и формы медиации в педагогической деятельности Межличностное взаимодействие Основы психологии масс Основы конфликтологии | В течение года | Педагог-психолог |
| Обучение вожатых-новичков | В течение года | Педагог-психолог |
| Обучение вожатых к летней оздоровительной кампании | С января по май | Педагог-психолог |
| Индивидуальное и групповое консультирование вожатых, педагогов | В течение года | Педагог-психолог |
| Проведение тренингов, развивающих, и релаксационных занятий. | В течение года | Педагог-психолог |
| Полный анализ конкретных ситуация | В течение года | Педагог-психолог |
Работа с родителями детей, находящихся на отдыхе в ЗЦДЮТ:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
| Индивидуальное и групповое консультирование | В течение года по заявкам | Педагог-психолог |
| Родительские собрания | В течение года3 | Педагог-психолог |
| Оформление рекомендаций | В течение года4 | Педагог-психолог |
Организационная работа:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
| Участие в педагогических советах отдела, ЗЦДЮТ «Зеркальный», ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» | В течение года | Педагог-психолог |
| Консультации вожатых\воспитателей УВО ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» по вопросам аттестации и повышения квалификации | В течение года | Педагог-психолог |
Издательская работа:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
| Работа над методическими рекомендациями для педагогов дополнительного образования на портале социальной сети работников образования. | В течение года | Педагог-психолог |
| Работа по накоплению и систематизации педагогических ситуаций в лагере для создания методического пособия «Банк педагогических ситуаций для вожатого». | В течение года |
Педагог-психолог |
| Работа по Программе обмена педагогическим опытом | В течение года | Педагог-психолог |
| Издательская деятельность на образовательных электронных ресурсах: Infourok, «Урок. РФ», СПБ Центр ДПО «АНЭКС», Научно-практический многопредметный журнал «Наука-Парк», Журнал «Экстернат. РФ» | В течение года |
Педагог-психолог |
Методическая работа:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
| Работа над созданием методических пособий | В течение года | Педагог-психолог |
| Методическое сопровождение смен (Согласно производственной программе ЗЦ ДЮТ «Зеркальный») | В течение года,
| Педагог-психолог |
| Разработка новых и адаптация психологических занятий к условиям лагеря | В течение года | Педагог-психолог |
| Разработка, проведение и анализ ролевых психологических игр | В течении года | Педагог-психолог |
| Подготовка к индивидуальной консультации, индивидуальным занятиям | В течение года | Педагог-психолог |
| Повышение уровня профессионального мастерства | В течение года | Педагог-психолог |
| Подбор информационных материалов, нормативных документов о содержании и организации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. | В течение года | Педагог-психолог |
| Разработка и подготовка стимульного материала | В течение года | Педагог-психолог |
| Разработка интерактивных развивающих занятий | В течение года | Педагог-психолог |
| Создание электронной базы разработок психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» | В течение года | Педагог-психолог |
Работа с документацией:
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
| Ежедневное ведение текущей документации | В течение года | Педагог-психолог |
| Обобщение результатов работы, составление отчетов | Ежемесячно | Педагог-психолог |
| Обобщение результатов работы, составление отчетов по итогам зимнего и летнего периода | Май, сентябрь | Педагог-психолог |
| Ведение индивидуальной базы данных по вожатым\воспитателям УВО ЗЦ ДЮТ «Зеркальный» | В течение года | Педагог-психолог |
Нормативно-правовая база:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Конвенция «Об основных гарантиях прав ребенка» (изменения и дополнения от 20.07. 2000 г);
Приказ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., Москва);
Программа деятельности педагога- психолога (два варианта: 1-й на учебный год, 2-й на календарный год);
Должностная инструкция деятельности педагога-психолога;
Распорядительно-нормативные локальные документы
Профессиональная литература:
Асмолов А. Г. Психология личности. – М:. МГУ, 2002;
Выготский Л. С. – М:. АСТ, 2001;
Леонтьев Н. В. Деятельность. Сознание. Личность. – М:. Смысл, 2005;
Маркова А. К. Психология профессионализма. – М:. Знание, 2000;
Ньюкомб Н. Психология развития ребенка. – Ростов н\Дону, 2003;
Райгородский Д. Я. – Самара. Бахрак-М, 2001;
Фрейд З. Введение в психоанализ. – СПБ:. Алетейя, 2000.
Дополнительная литература:
1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. – СПБ:. Питер, 2001;
2. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. – М:. Фаир-Пресс, 2004;
3. Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. – М:.
"Академия", 2003;
4. Лурия А. Р. "Высшие психические функции человека" – СПБ:. Питер, 2000;
5. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. – Ростов н\Дону:. Феникс, 2003;
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПБ:. Питер, 2000;
7. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. – М:. Психотерапия, 2006;
8. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. – М:. Издательство Пирожкова, 2002.
Литература по профилактике эмоционально-профессионального выгорания:
1.Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий. Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4;
2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. – СПБ:. Речь, 2004;
3.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПБ:. Питер, 1999;
4.Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью .Монография.-Иркутск, 2009;
5. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. – СПБ:. Питер, 2002;
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПБ:. Питер, 2002;
7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М:. Наука, 2000;
8. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе – М:. Наука, 2003.
Литература по развитию дивергентного мышления:
1. Адлен Гарри. CQ, или мускулы творческого интеллекта. – М:. Фаир-Пресс, 2004;
2. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. – М:. Фаир-Пресс, 2004;
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М:. Лабиринт, 1999;
4. Лурия А. Р. "Высшие психические функции человека" –СПБ:. Питер, 2000;
5. Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. – Ростовн\Дону:. Феникс, 2003;
6. Ньюкомб Нора Развитие дивергентного мышления в подростковом возрасте. – М:. "Академия", 2000;
7. Роршах Герман, "Психодиагностика", Ростов н\Дону.: Феникс, 2003;
8. Солсо Д. Когнитивная психология. – М:. Тривола, 1996;
9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. Ростов н\Дону.: Феникс, 2001 г..
10. Юркевич В. С. "Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность ". – Ростов н\Дону:. 2004.
Литература по эмоциональной разгрузке:
1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. – СПБ:. Питер, 2001;
2. Адлер Гарри. Природа человеческого интеллекта. – М:. Фаир-Пресс, 2004;
3. Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. – М:. "Академия" 2003;
4. Лурия А. Р. "Высшие психические функции человека". – СПБ:. Питер, 2000;
5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПБ:. Речь, 2008;
6. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПБ:. Питер, 2000;
7. Солсо Д. Когнитивная психология. – М:. Тривола, 1996;
8. Степонов С. С. "Мифы и тупики поп психологии". – Дубна:. Феникс +, 2006 ;
9. Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. –Ростов н\Дону:. Феникс, 2008.
С октября по май; с июня по август
2 С октября по май; с июня по август
3 По запросам от педагогов, родителей, директоров школ участвующих в сменах ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
4 По запросам от педагогов, родителей, директоров школ участвующих в сменах ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
2