Перспективное планирование по развитию общих речевых навыков в подготовительной к школе группе (6-7 лет) 1 период обучения

2
0
Материал опубликован 27 February

Перспективное планирование по развитию общих речевых навыков в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Сентябрь

1 неделя Диагностика                                      2 неделя Диагностика

3 неделя (16.09 – 20.09)              Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Осенние деревья.

Артикуляционная гимнастика

Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»--холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»--широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.

Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор...» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.

Упражнение на дыхание:

Упражнение «Осенний ветерок» Оборудование: настоящие или бумажные листья. И.п.: основная стойка (пятки вместе, носки врозь), держать листья на уровне лица; 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить звук «ф». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить упражнение 4-5 раз.

Фонетическая гимнастика

Упражнение «Осенние листочки»                                                                                                                              Педагог читает стихотворение, дети на выдохе припевают гласные.                                                                                          Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят:                                                                  Осиновый — а-а-а...    Рябиновый — и-и-и...   Берёзовый — о-о-о...   Дубовый — у-у-у...                               Чистоговорки                                                                                                                                                                                   О-о-о, о-о-о – я смотрю в  окно  О-о-о, о-о-о – зову цыплят я  ко-ко-ко                                                                                                А-а-а, а-а-а –  у меня есть мама А-а-а, а-а-а –   у мамы есть панама                                                                                        У-у-у, у-у-у – я уже всё могу У-у-у, у-у-у – я тебе помогу                                                                                                         И-и-и, и-и-и – были мы у Мити   И-и-и, и-и-и –  и они  у Мити

Пальчиковая гимнастика

"Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять,                              (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.                                   (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы                                                  (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.                      («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень. Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Художественное слово

Листок

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем, как новый.

Весь румяный, золотой...
 Ты куда, листок? Постой!(В. Берестов)



Физминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Развитие психических процессов

Загадки о предметах по теме.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Ассоциативная цепочка к слову «осень», (лист, лужа, гриб, корзи­на...).

Найди такой же листок, грибок...(сравнить картинки).

Что изменилось? (сравнить картинки с изображением лета и осени).

С какого дерева листок? (подо­брать лист к дереву).

Определи предмет по части. Узнай предмет по контуру.

Проблемные вопросы:

Как сохранить воспоминания об осени?

Что будет, если листья не опадут;
птицы не улетят; заяц и белка не по­
меняют цвет шубки?

Что хорошего, что плохого для че­ловека в таких явлениях, как дождь,
ветер?

— Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?

Объясни значение выражений:

Сесть в лужу.

После дождичка в четверг.

Дрожит, как осиновый лист.

Связная речь

Докажи, что на картинке осень.

Игры детей осенью. (картинки)

Рассказы по темам:

- Признаки осени.

Ранняя осень.

Золотая осень.

Поздняя осень.

Если бы я был листиком...

Сказка о путешествии листочка.






Сентябрь

4 неделя (23.09 – 27.09) Овощи ,труд взрослых на полях

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для челюсти

Попеременное открывание, закрывание рта

Упражнения для губ

«Бублик» - «Трубочка»; «Воздушный поцелуй»; «Улыбка»; беззвучная артикуляция звуков А, У, И

Упражнения для языка

Самомассаж языка: покусывание (дя-дя-дя), шлепать губами – расслабление (пя-пя-пя)

Упражнение на дыхание:

Игра «На грядке» Цель: развитие физиологического дыхания. Описание игры: Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как большая тыква (под счет до «трех») Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).

Фонетическая гимнастика

Игра «Разговоры овощей» Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Игра «Разговоры овощей»

Описание игры: Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и

огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный,

красивый: «ПА-ПУ, ПЫ-ПА!» Огурец: «ПЫ-БЫ, ПО-БО» Кабачок говорит

баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «ТО-ТЫ-ТУ»

Произносить «Ох! Ах! Ух!» Шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Пальчиковая гимнастика

У Лариски  - две редиски.

У Алешки – две картошки.

У Сережки сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки – две хвостатых редьки. (В. Волина)                                                    

По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

Мимические упражнения

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда ты сердишься и огорчаешься.                                             Выполнение действий по тексту

Художественное слово

ОГОРОД

В синем небе бродят тучи,

Гаснет солнца желтый лучик.

Красный помидор сердит:

- Что же солнце не горит?

Рад зеленый огурец:

- Ух, напьюсь я, наконец.

Ты прозрачною водой,

Дождик, щечки мне умой.                       Е.Стеквашова

Физминутка

В огород пойдем, урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем

«Таскают»

И картошки накопаем

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный. (Н.Нищева)

Показывают круг руками (три раза).

Развитие психических процессов

Загадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай

предмет по ответам «да», «нет»).

Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные.

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

Узнай изображения по контуру. Что похоже на мышку? На мячик?

- Чудесный мешочек. -Узнай на вкус. - Что изменилось?- Раскрась овощи.

Проблемные вопросы:

Как надолго сохранить овощи?

Почему так называют: теплица, ого­родник, овощерезка, картофелечи­стка?

4-й лишний:

-овощи-фрукты;

зеленые овощи - красные;

овальные овощи - треугольные;

едят сырыми - готовят.

Объясни значение выражений:

- всякому овощу свое время.

Развитие связной речи

Загадки-описания, сравнительно -
описательные рассказы.

Описательные рассказы.

Рассказы по темам:

Что можно приготовить из овощей?

Путь картошки от посадки до каст­рюли.

- Сказка о любимом овоще.

- Если бы я был помидором...

















Октябрь

1 неделя (30.09 – 04.10)  Фрукты. Труд взрослых в садах.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для мягкого неба

Покашливание

Упражнения для губ

У держать губами витаминку

Упражнения для языка

«Иголочка»; «Киска лакает молоко».

Упражнение на дыхание:

Арбуз                                                                                                                                                                                                                         И.п.: ноги вместе, руки ниже ребер. 1 — сделать вдох и надуть живот, как арбуз; 2 — на выдохе живот втянуть. Повторить 3— 4 раза.                                                                                                                                                  Щечки-яблочки                                                                                                                                                                           И.п.: о.с. 1 — вдох ртом, задержать дыхание на 2—3 с, надуть обе щеки; 2 — спокойно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.                                                                                                                                                                                   « Кислое яблоко»                                                                                                                                                                     И. п.; о.1- вдох носом; 2- на выдохе произнести « Ф-у-у-у!». Повторить 3-4 раза

Фонетическая гимнастика

1. Игра «перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком А, а вторая со звуком У. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

2. Из предложенных картинок, отобрать только те, в которых присутствуют звуки АУ. Назвать первые звуки в словах груша, банан, виноград, свекла, апельсин, персики т.д. Выбрать «лишнее слово» (свекла)

3. Звуковой анализ слов типа УТКА

Пальчиковая гимнастика

Будем мы варить компот,   Левую ладошку держат «ковшиком».

Фруктов много нужно. Вот:   Указательным пальцем правой «мешают».

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим, сахарок.    Загибают по одному пальцу, начиная с большого.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. Опять «варят» и «мешают».( Н. Нищева)

Мимические упражнения

Пришли в сад. Какие большие яблоки!             Удивление

А какие сочные груши!                                       Восхищение

А как их много!                                                    Радость

Откусили кусочек яблока, а там червячок.       Разочарование

Художественное слово

Яблоко

Очень рада Светочка

Яблочку на веточке!
Яблонька качается,
Свете улыбается:

- Светочка, послушай!

Яблочко покушай!
А яблочко смеётся –
В руки не даётся!


Физминутка

 Абрикосы, груши, сливы

И полезны, и красивы.                                                       Встать, руки влево, вперед, вправо

Кто же фрукты соберёт

На варенье, на компот?                           Встать, пожать плечами, руки в стороны

Ну-ка, с ветки доставай

Небывалый урожай!                                 Изобразить сбор урожая с веток.

 (Т.А. Ткаченко)


Развитие психических процессов

Здагадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай

предмет по ответам «да», «нет»).

Классификация: крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые,
большие - маленькие.

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

Узнай изображения по трафарету.Что внутри? (Косточки, семечки).

Чудесный мешочек. Узнай на вкус.

Чего не стало?  Раскрась фрукты.

Проблемные вопросы:

Как надолго сохранить фрукты?

Почему так называют: садовод, су­хофрукты?

4-й лишний:

-фрукты - овощи;

фрукты - продукты;

сладкие фрукты - кислые фрукты;

-тропические фрукты - фрукты на­шей страны.

Объясни значение выражений:

- изюминка в человеке.

Развитие связной речи

Загадки - описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно - описательные рас­сказы.

Рассказы по темам:

Кто и как ухаживает за садом? Птицы - друзья сада.

Путь яблочного семечка до яблока. Рассказ о приготовлении варенья из яблок.

Чем полезны фрукты?

- Сказка о любимом фрукте.

- Если бы я был яблоком...















Октябрь

2 неделя (7.10 – 11.10)   Насекомые и пауки. Подготовка насекомых к зиме.

Артикуляционная гимнастика

«Трубочка» На болоте в старом пне жил комар. У него был длинный-предлинный нос, острый, как сабля.

Каждое утро комарик делал зарядку. Он тянулся носом к потолку, затем наклонял его к полу и тянул вправо и влево. Тянуть губы, сложенные в трубочку, в разные стороны

Вылетая на прогулку, комарик здоровался с жителями болота: мухами, светлячками, комарами, пауками и бабочками. Он поднимал вверх тонкую лапку и махал своим друзьям. Острый язык тянуть к носу, облизывать верхнюю губу

Однажды рядом с болотом поселилась большая лягушка. Она широко открывала свой рот и издавала громкий звук, чем очень сильно пугала насекомых.«Окошко»

Лягушка широко скалилась и показывала всем свои огромные зубы. Каждая муха и каждый паучок очень боялись этих зубов.«Улыбка»

Насекомые собрались и пошли к комару. Они стали слезно просить его помочь им, прогнать лягушку. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Лягушка сидела на кувшинке и широко раздувала свои щеки. Надуваем щеки

Комар вытянул вперед свой острый нос и, размахивая им из стороны в сторону, полетел прямо на лягушку. «Часики»

Лягушка как увидела комара, сразу же испугалась такого зрелища, громко квакнула и попрыгала со всех ног подальше от болота. Только лапы ее взлетали вверх-вниз.«Качели»

Насекомые обрадовались и стали хвалить комара, спасибо ему говорить. А комар с тех пор стал каждый день летать вокруг болота и охранять его от лягушек.«Варенье»

Вот такой храбрый комар!

Упражнение на дыхание:

Раздать детям бумажных насекомых на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на насекомое через рот.                                                                                                                                                              «Паук»                                                                                                                                                                   Цель: формировать сильный  ротовой вдох.

На паркете в восемь пар

Мухи танцевали,

Увидали паука -

В обморок упали.

(Е.Серова)

Сделать глубокий ротовой вдох, произнести: «А-а-а-х!»

Фонетическая гимнастика

Жу-жу-жу — жужжит пчела,

Зу-зу-зу — комар пищит, Укусить скорей спешит

Уф-уф-уф, как паровоз, Шмель пыхтит, — пыльцу повез

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. Я любого разбужу

Тихо сели под кусток сверчок  и молчок: «Ч-ч-ч-ч!»


Игра «Разговоры овощей» Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Игра «Повтори за мной»

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Пчела».

   Прилетела к нам вчера    – машут ладошками

Полосатая пчела. А за нею шмель - шмелёк –   на каждое название насекомого загибают    пальчик

И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. –    делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам

Пожужжали, полетали, -  машут ладошками

От усталости упали. –     роняют ладошки на стол или колени.



Мимические упражнения

Упражнение «Насекомые»  (на напряжение и расслабление мышц лица).

Лицо загорает.

Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу, встают. Тренировка закончена.

Художественное слово

Муха

— Ты куда пропала, муха?     — В молоко, в молоко.

— Хорошо тебе, старуха?     — Нелегко, нелегко.

— Ты бы вылезла немножко.   — Не могу, не могу!

— Я тебе столовой ложкой Помогу, помогу.

— Лучше ты меня, бедняжку, Пожалей, пожалей. Молока в другую чашку   Перелей, перелей!

(О. Мандельштам)

Физминутка

Муха в баню прилетала.                                       Встать, руки в стороны, махи вверх- вниз.

Там попариться мечтала.                              Присесть, изобразить удары веником по телу.

Таракн дрова рубил,

Мухе баньку затопил                                  Наклон вперёд, изобразить рубку дров.

А мохнатая пчела

Ей мочалку принесла.                                      Руки вперёд, круговые движения ладонями.

Тёрла муха спинку, брюшко.                           Изобразить, как тереть спину и живот.

Белой сделалася мушка!                        Руки развести в стороны.

Развитие психических функций

Загадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Классификация: летающие, полза­ющие, организованные.

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

- Узнай предмет по его части.

Проблемные вопросы:

Почему так называют: муравейник, плавунец, дровосек, водомер.

4-й лишний:

насекомые- птицы; летающие насекомые - нет; полосатые насекомые - нет; жуки - нет.

Объясни значение выражений:

тружусь как пчелка; сделать из мухи слона; как сонная муха; мухи не обидит.

Развитие связной речи

Загадки-описания. Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (пчела - оса; оса - шмель).

Рассказы по темам: Путешествие муравья. Жизнь бабочки. Жизнь муравейника. Жизнь пчел. Рассказ о насекомом. Зачем нужны насекомые. Вред и польза насекомых. Если бы я был бабочкой. Если бы я был пчелкой.





Октябрь

3  неделя (14.10 – 18.10)    Перелетные птицы и водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для щёк и губ

  • Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам-ам».
  • Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)
  • Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
  • Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

  • «Лопаточка» 
  • «Аист» - Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5.
  • Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)
  • Дятел. Я по дереву стучу,                       ( Поднять язык за верхние зубы

                  Червячка достать хочу.                и постучать произнося:

                  Хоть и скрылся под корой,         «Тдд-тдд-тдд».)

                  Всё равно он будет мой.

Упражнение на дыхание:

Упражнение «Далеко — высоко»

— Куда, птицы, летите?   — Далеко-оо-о!

— Как, птицы, летите?   — Высоко-оо-о!

Перед словами «далеко», «высоко» сделать глубокий вдох носом. Слова произносить на длительном выдохе.                                                                                                                                                                                                          Упражнение «Прилетают птицы»        

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 — глубокий вдох носом; 2 — медленный выдох с произнесением слов: «Летим! Летим! Летим!» Повторить 3-4 раза.                                                                                         Упражнение «Цапля раправляет крылья»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки ладонями прижаты к груди. 1-2 —глубокий вдох, руки развести в стороны; 3-4 — выдох, вернуться в и.п. Повторить 3-5 раз.

Фонетическая гимнастика

Птицы поют: «Уп-уп-уп-уп», «Пить-пить-пить-пить», «Фью-фью-фью-фью»,

«Кине-е-кине-е», «Кик-кик-кик», «Тюке-тюке, тюке-тюке».

Бэллочка и Боря сидят на заборе.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок!

Булочки, баранки ели спозаранку. (сколько раз ты услышал звук «Б»)

Задание на тренировку слухового внимания

.«Прилетели птицы».

- Я буду перечислять птиц, если услышишь что-нибудь другое, то топай ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, му-хи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, ма-ка-ро-ны.

Прилетели птицы: чибисы, синицы, галки, ко-ма-ры, кукушки и чижи.

Прилетели птицы: голуби, ку-ни-цы, поползни, овсянки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и скворцы. Все вы молодцы!





Пальчиковая гимнастика

Эта птичка – соловей,          (Дети загибают по одному пальчику на обеих

Эта птичка – воробей,           руках.)

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.      (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.  (Машут обеими руками, как крылышками.)

Мимические упражнения

Прилетела птичка ягод поклевать. Как их много!                                                      Удивление

Надолго хватит!                                                                                                                   Радость

Но вдруг прилетела целая стайка других птичек и склевала все ягоды…           Огорчение

Но ведь это мои друзья!                                                                                                   Улыбка


Художественное слово

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Физминутка

Слякоть, непогодушка,                                                      (подняли руки вверх, помахивания руками)

          Тополь пожелтел.                                                                  (наклоны туловища влево - вправо)

          Вдруг на ветке скворушка                                                                                 (руки в стороны)

          Песенку запел.                                      (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)

          Ветка чуть качается,                                                    (руки вверх, имитация дуновения ветра)

          Дождик не кончается,                                                            (помахивания руками перед собой)

          С нами старый скворушка                                                                                  (руки в стороны)

          До весны прощается.                                                                 (прощальные движения руками)


Развитие психических процессов

Загадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Классификация: перелетные

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

Узнай предмет по контуру.

Узнай предмет по его части (клюв -

аист, ветки - гнезда).

Проблемные вопросы:

Как перелетные птицы находят до­рогу домой? Как помочь зимующим птицам перенести зиму?

4-й лишний:

дикие птицы - домашние птицы; птицы - животные; зимующие птицы - перелетные пти­цы;

водоплавающие - нет; большие - маленькие птицы.

Объясни значение выражений: желторотый птенец; первая ласточка; считать(ловить) ворон; белая ворона.

Развитие связной речи

Загадки-описания.

Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы.

 Рассказы по темам:

Птицы - наши помощники.   Жизнь перелетных птиц. Поможем птицам зимой.

Как построить кормушку. Если бы я был воробьем



Октябрь

4  неделя  (21.10 – 25.10)   Ягоды и грибы. Лес осенью.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для челюсти

Рот открыть: движения нижней челюсти вправо – влево.

Упражнения для губ

Оттянуть нижнюю губу вниз. Удержать под счет до 6-8. Вернуть в исходное состояние. Поднять верхнюю губу. Удержать под счет до 6-8. Вернуть в исходное состояние. Почмокать губами, пошлепать губами.

Упражнения для языка

Прятать кончик языка за верхние, затем за нижние зубы (4 раза); «Пароход гудит» (ы-ы-ы-ы).

Упражнение на дыхание:

Упражнение «Шум леса»

И.п.: основная стойка (пятки вместе, носки врозь). 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с-с-с-с!»; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш-ш-ш!»; 5 — вдох носом; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ-щ-щ!»

Упражнение «Сосна»

Вот сосна высокая стоит     И ветвями шевелит.

И.п.: основная стойка (пятки вместе, носки врозь). 1 — вдох, руки в стороны; 2 — наклон туловища вправо, выдох; 3 — вернуться в исходное положение, вдох; 4 — наклон туловища влево, выдох.

Повторить 2—3 раза

Фонетическая гимнастика

1.Определение места звука «Д,ДЬ» в словах: Дима, Даня, помада ,мода.

2. Из предложенных картинок, отобрать только те, в которых присутствует звук Д. Назвать первые звуки в словах дуб, Дина, мода, помада, адрес.

3. Звуковой анализ слов типа дом, дым, Дима.

4.Даня делом очень занят.

Дом для Даши строит Даня. (С какого звук начинаются имена детей?)

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Пальчиковая гимнастика

Самомассаж подушечек пальцев (на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца):

Вылезли на кочке                                 мизинец

 мелкие грибочки:                               безымянный

 грузди и горькушки,                           средний правая рука

рыжики, волнушки.                             указательный

Даже маленький пенек                      большой

Удивленья скрыть не мог.                  большой

Выросли опята, .                                   указательный

Скользкие маслята,                            средний левая рука

 Бледные поганки                               безымянный

Встали на полянке                              мизинец.

Су-Джок.

Тема «Грибы».

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

Показывают удивление, разводят руки в стороны

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки  найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

Су-Джок.

Тема «Ягоды».

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Запомнил  ягоды я наконец. Что это значит ?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец !

Большой палец вытягивают вперед.

Мимические упражнения

Представьте, что вы в лесу и вдруг…. Какой большой гриб боровик!                                           Удивление

А рядом – красная шапочка!                                                                                                                     Радость

Но это оказался мухомор…                                                                                                                       Огорчение

Да их здесь не один, а множество!                                                                                                        Сердитое лицо

Художественное слово

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики беру,

По березничку - березовики,

По сосновым пням - опѐночки,

А под елкой - белый гриб-боровик.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большого.)

В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.


Развитие психических функций

Загадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Классификация: грибы, ягода.

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части (цвет, форма ,ножка….)

4-й лишний:

Освоены умения различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды и грибы, различать их по внешнему виду.

Объясни значение выражений:  

Гриб не хлеб, а ягода не трава

Грибы растут в деревне, а их и в городе знают

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут

Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок

Развитие связной речи

Загадки-описания.

. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы


Ноябрь

9 неделя (28.10-1.11) Домашние животные. Их детёныши.

Артикуляционная гимнастика

  1. Корова жуёт жвачку. Имитировать жевание.
  2. Котёнок зевает.
  3. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».
  4. Бульдог сердится. Выдвигать вперёд нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
  5. Собака рассердилась — у неё хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
  6. Кошка лакает молоко. Высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
  7. Кошка облизывается. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть вправо — нижнюю губу.
  8. Лошадка фыркает. С силой подуть на губы, как это делает лошадка.


Упражнение на дыхание:

Упражнение «Шум леса»

И.п.: основная стойка (пятки вместе, носки врозь). 1 — вдох носом; 2 — на выдохе произносить: «С-с-с-с-с-с!»; 3 — вдох носом; 4 — на выдохе произносить: «Ш-ш-ш-ш-ш!»; 5 — вдох носом; 6 — на выдохе произносить: «Щ-щ-щ-щ-щ!»

Упражнение «Сосна»

Вот сосна высокая стоит     И ветвями шевелит.

И.п.: основная стойка (пятки вместе, носки врозь). 1 — вдох, руки в стороны; 2 — наклон туловища вправо, выдох; 3 — вернуться в исходное положение, вдох; 4 — наклон туловища влево, выдох.

Повторить 2—3 раза

Фонетическая гимнастика

Гуси гуськом на лужайку бегут.

Галя и Гоша гусей стерегут. (С какого звука начинаются имена детей.

Какие ещё есть слова на звуки«Г,Гь»).

Пальчиковая гимнастика

«Домашние животные»:

Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать?
(Поочередно загибаем пальчики на левой руке.)

Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно.
(Хлопаем в ладоши.)

Лошадь, корова, собака и кошка.
(Указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке.)

Как назовем их? Подумай немножко.
(Разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих.)

В доме с хозяином дружно живут.
(Изображаем руками крышу дома над головой.)

Значит, домашними все их зовут.


Су-Джок.

Тема «Домашние животные».

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья- поросятами !

Довольна коза своими козлятами,Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца пр. руки.

А я довольна своими ребятами !              Дети катают Су – Джок между ладонями.

Су-Джок.

Тема «Домашние птицы».

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.                  Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!                                                    Дети катают Су – Джок между ладонями.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!           Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.

Мимические упражнения

Нахмурить брови; поднять брови; наморщить лоб.

Художественное слово

Холодно!

Кто мяукнул у дверей: «Мяу!»?

- Открывайте поскорей! Мяу!

Очень холодно зимой! Мяу! –

Мурка просится домой, - Мяу!

(О. Высотская)

Физминутка

Киска

То прогнет, то выгнет спинку, (наклоны вперёд, назад)

Ножку вытянет вперед – (выставление ноги на пяточку)

Это делает зарядку наш Маркиз -Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком, (погладить ушки)

Жмурит глазки и урчит. (закрыть глаза и помурлыкать)

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит. (показать вытянутые руки, растопырить пальчики)

Развитие психических функций

Загадки.

Да-метка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

Найди мам детенышам. Кого чем покормила хозяйка? Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части.

Проблемные вопросы!

Смогут ли домашние животные вы­жить на воле? Почему? Почему так называют: конюшня, свинарник, телятница.

4-й лишний:

домашние животные - дикие живот­ные; домашние животные - домашние птицы;

детеныши - взрослые животные; домашние животные с рогами - до­машние животные без рогов.

Объясни значение выражений: как корова языком слизала; как кошка с собакой; покупать кота в мешке.

Развитие связной речи

Загадки-описания. Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (олень - верблюд, коза - ко­рова, лошадь - осел).

Рассказы по темам: Какую пользу приносят домашние животные?

Как люди ухаживают за домашними животными?

Сказка о любимом домашнем жи­вотном.



Ноябрь

10  неделя (05.11 – 08.11) Дикие животные наших лесов.

Артикуляционная гимнастика

  1. Корова жуёт жвачку. Имитировать жевание.
  2. Котёнок зевает.
  3. Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».
  4. Бульдог сердится. Выдвигать вперёд нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
  5. Собака рассердилась — у неё хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
  6. Кошка лакает молоко. Высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
  7. Кошка облизывается. Повернуть голову влево — облизать верхнюю губу, повернуть вправо — нижнюю губу.
  8. Лошадка фыркает. С силой подуть на губы, как это делает лошадка.

Упражнение на дыхание:

Игра: «Сердитый еж»

Описание игры:

Вот идет сердитый еж:

Пф-ф, пф-ф, пф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

 Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Фонетическая гимнастика

1. Вспомнить, какие гласные звуки знакомы детям, по каким признакам можно определить, что звук гласный.

2.Вспомнить, какие согласные звуки знакомы детям, по каким признакам можно определить, что звук согласный.

3.  Игра «Ты – мне, я - тебе». Перебрасывая друг другу мяч, вы подбираете слова на заданный звук. Побеждает тот, кто подберет слово последним.

4. Потренировать детей в характеристике звуков по схеме: гласный или согласный; звонкий или глухой согласный; твердый или мягкий согласный; каким цветом обозначается?

Попугай ,попугай ,ты меня не меня не пугай!

Рассмотри и назови картинки, раздели на слоги, а потом соедини с походящими схемами «дом ,малина ,кит, вата ,лиса ,мимоза»

Пальчиковая гимнастика

«Домашние животные»:

Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать?
(Поочередно загибаем пальчики на левой руке.)

Самых близких, самых верных —
Каждый знает их, наверно.
(Хлопаем в ладоши.)

Лошадь, корова, собака и кошка.
(Указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке.)

Как назовем их? Подумай немножко.
(Разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих.)

В доме с хозяином дружно живут.
(Изображаем руками крышу дома над головой.)

Значит, домашними все их зовут.

Су-Джок.

Тема «Дикие животные».

«Зайки».

На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.   /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали.      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,       /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.   /гладить шаром каждый палец/

Су-Джок.

Тема «Дикие животные».

«Медведи».

Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.       /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

Мимические упражнения

В лесу бегает злой волк.     Нахмурить брови.

Вдруг не стало волка!    Поднять брови  (удивление)

Это мишка косолапый прогнал злого волка.  Подмигнуть правым глазом  (радость)

Художественное слово

ЁЖИКИ

-  Где гостил ты, ежик?

- Был у тети елки.

- Что там делал, ежик?

- Примерял иголки.

Мне свои иголки

Подарила елка,

Чтобы не бояться

Ни лисы, ни волка.

 В.Кожевников

Физминутка

Скок-поскок, скок-поскок, зайка прыгнул на пенек.      Прыжки на месте на двух ногах.

В барабан он громко бьет, в чехарду играть зовет.          Марш на месте, имитация игры на барабане.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.               Присели, растирание ладоней.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках потянись.             Руки вверх-вниз, потягивания.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок-поскок.          Руки на пояс, прыжки на двух ногах.

А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.                       Приседания.

Развитие психических процессов

Загадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Классификация: хищники, травояд­ные, всеядные, животные  средней полосы.

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

Узнай предмет по контуру.

Для кого угощение? Узнай предмет по его части. — Кто кого боится?

Проблемные вопросы:

Кто бывает храбрый и трусливый (вкаких случаях)? Кто проворный и не­уклюжий? Почему так называют: носорог, зоопарк, травоядный, всеядный.

4-й лишний:

—дикие животные - домашние животные;

взрослые животные - детеныши;

животные средней полосы - животные жарких стран;

животные с гривой - животные без
гривы;

животные с копытами - животные
без копыт.

Объясни значение выражений:

гоняться за двумя зайцами;

вертеться, как белка в колесе;

волк в овечьей шкуре;

сделать из мухи слона;

держать в ежовых рукавицах.

Развитие связной речи

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы.

Рассказы по темам:

Как звери готовятся к зиме?

Как нужно вести себя в лесу?

Как животные защищаются от хищников?

В зоопарке.

Зачем животным уши, нос, хвост, лапы?

- Сказка о любимом животном.
-  Если бы я был зайцем...

- Если бы я был медведем...

 
















Ноябрь

11  неделя (11.11 – 15.11) Наша Родина Россия

Артикуляционная гимнастика

«Моя Родина — Россия»:

  1. «Широка моя страна родная» (упр-е «Лопаточка»). Широкий кончик языка положить на расслабленную нижнюю губу, удерживать артикуляционную позу под счёт до 10 (7 раз).
  2. «Узкие реки» (упр-е «Иголка»). Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, вытягивать узкий язык вперёд, удерживать под счёт до 10 (7 раз).
  3. «Высокие горы» (упр-е «Парус»). Удерживать под счёт до 10 (7 раз).
  4. «Глубокие озера» (упр-е «Чашечка»). Приподнять боковые края и широкий кончик языка вверх, удерживать под счёт до 10 (7 раз).
  5. «Стены Кремля» (упр-е «Забор»). Удерживать под счёт до 5 (7 раз).
  6. «Барабанная дробь» (упр-е «Молоточек»). Рот открыт, «широкий» кончик языка упирается за верхние зубы. На выдохе произносить несколько раз д-д-д-д-д-д-д-д. Следить за положением рта (10 раз).

Упражнение на дыхание:

Дыхательная гимнастика «Квадрат»

Фонетическая гимнастика

1.Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук « Ф»: ф, п, б, ф, м, м, н...; фа, па, аф, он, мы, уф...; Флаг, кофта, панама, шкаф, палка, форма..

2. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Ф] и [Ф']): Федя, флаг, фото, фонтан.

4. Звукобуквенный анализ слова ФИМА.

Фиолетовый фломастер всё неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан, всё это фиолетового цвета. (назови слова со звуком «Ф»)

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая игра.

«Здравствуй»

 Здравствуй, Солнце золотое!

  Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, маленький дубок!

  Мы живем в одном краю -

  Всех я вас приветствую!

(Пальцами пр. руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)

Мимические упражнения

Нахмурить брови.  Поднять брови  (удивление) Подмигнуть правым глазом  (радость)

Художественное слово

Наша Родина – Россия!

Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Олеся Емельянова

Физминутка

Моя малая Родина

«Родина»

Нет на свете Родины красивей –             (шагают на месте)

Боевой страны богатырей.            (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.           (шагают на месте и широко   разводят руки)

Развитие психических процессов

Загадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Проблемные вопросы: Как сделать город красивым?

Почему так называют: пригород; улицы: Озерная, Школьная, Парковая, Заречная, Зеленая, Тенистая,
Станционная, Почтовая...

Объясни значение выражений:

не по адресу; зеленая улица; строить воздушные замки.

Развитие связной речи

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (улица - переулок, улица -площадь, магазин - ларек, школа -детский сад, город - село, дорога -тротуар).

Рассказы по темам:

Мой родной город.

Мой путь от дома до сада.

Путешествие посылки, письма.

Рассказ о городе по плану.

Как работает светофор.

Герб нашего города;

Мой дом.

Самое любимое место в городе.

Прогулка по городу.

Зачем нужны дорожные знаки?

Если бы я был светофором...

















Ноябрь

12  неделя (18.11 – 22.11) Наш город Миасс

Артикуляционная гимнастика

«Моя Родина — Россия»:

  1. «Широка моя страна родная» (упр-е «Лопаточка»). Широкий кончик языка положить на расслабленную нижнюю губу, удерживать артикуляционную позу под счёт до 10 (7 раз).
  2. «Узкие реки» (упр-е «Иголка»). Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, вытягивать узкий язык вперёд, удерживать под счёт до 10 (7 раз).
  3. «Высокие горы» (упр-е «Парус»). Удерживать под счёт до 10 (7 раз).
  4. «Глубокие озера» (упр-е «Чашечка»). Приподнять боковые края и широкий кончик языка вверх, удерживать под счёт до 10 (7 раз).
  5. «Стены Кремля» (упр-е «Забор»). Удерживать под счёт до 5 (7 раз).
  6. «Барабанная дробь» (упр-е «Молоточек»). Рот открыт, «широкий» кончик языка упирается за верхние зубы. На выдохе произносить несколько раз д-д-д-д-д-д-д-д. Следить за положением рта (10 раз).

Упражнение на дыхание:

Дыхательная гимнастика «Квадрат»

Фонетическая гимнастика

    1. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук « В, вь»: в, п, в, ф, м, м, н...; ва, па, ав, он, вы, уф...; вата, ваза, лопата ,ванна, вагон, посуда.
    2. Загни пальчик., если услышишь звук «В» в слове:  Москва, Волжск, Выборг, Миасс, Валуйки, Вологда, Челябинск, Владимир, Великий Новгород, Воронеж, Владикавказ, Велиж, Володарск, Владивосток, Вольск, Ветлуга, Вязьма.
    3.  Звукобуквенный анализ слова ДИВАН, ВАГОН.
    4. В ванне Вовочку купают и водою поливают

(Какой звук слышишь в стихотворении «В» или «Вь» Назови слова со звуком «В»).

Пальчиковая гимнастика

«Город»

Город — это не только улицы (сжимают, разжимают кулачки)
И небо, что сильно хмурится.
Город — это ещё и прогулки, (поочерёдно загибают по одному пальцу.)
Домики, скверы и переулки.
В городе украшенье двора —
Громкая шумная детвора!
Занятие детям найдётся всегда, (сжимают, разжимают кулачки)
Ведь много таят в себе города!
Кто на самокате прокатится чуток, (поочерёдно загибают по одному пальцу.)
А кто-то рассматривать будет песок.
Город для всех развлечение,
Одна прогулка — уже приключение! (сжимают, разжимают кулачки)


Мимические упражнения

Зеркало «Эмоций»

Художественное слово

Приезжайте к нам в Миасс!
Примет с радостью он вас
И подарит всем-всем-всем
Сто тропинок насовсем.
Сто тропинок-паутинок,
Сто наполненных корзинок
И клубникой, и грибами —
Убедитесь в этом сами!
Приезжайте к нам в Миасс! Е. Ранеева


Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Олеся Емельянова


Физминутка

Мы по городу шагаем (идут,

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево)

Ярмарки и магазины (поворот вправо)

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!. (Потянулись вверх - присели)

Развитие психических процессов

Загадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Проблемные вопросы: Как сделать город красивым?

Почему так называют: пригород; улицы: Озерная, Школьная, Парковая, Заречная, Зеленая, Тенистая,
Станционная, Почтовая...

Объясни значение выражений:

не по адресу; зеленая улица; строить воздушные замки.


Развитие связной речи

Загадки-описания.

Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (улица - переулок, улица -площадь, магазин - ларек, школа -детский сад, город - село, дорога -тротуар).

Рассказы по темам:

Мой родной город.

Мой путь от дома до сада.

Путешествие посылки, письма.

Рассказ о городе по плану.

Как работает светофор.

Герб нашего города;

Мой дом.

Самое любимое место в городе.

Прогулка по городу.

Зачем нужны дорожные знаки?

Если бы я был светофором...





Ноябрь

13  неделя (25.11 – 29.11)  Одежда, обувь, головные уборы.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для челюсти

Имитация жевания

Упражнения для губ

Почмокать губами; пошлепать губами

Упражнения для языка

Мы прижмем язык губами (пя-пя-пя), а потом прижмем зубами (тя-тя-тя)

Упражнение на дыхание:

Упражнение «Швейная машинка»

И.п.: основная стойка. 1 — правой рукой «крутить ручку швейной машины», вдох; 2 — на выдохе произнести: «Т-т-т-т-т!» (ручная швейная машина); 3 — правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машины», вдох; 4 — на выдохе произнести «Д-д-д-д-д!» (электрическая швейная машина). Повторить 2 раза.

Упражнение «Застёгиваем молнию на куртке»

И.п.: основная стойка. 1 — правой рукой «застёгивать» куртку, вдох; 2 — на выдохе произнести: «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!» и «расстегнуть» куртку. Повторить 3-4 раза.

Фонетическая гимнастика

    1. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук « В», топни, если услышишь звук «Ф»: в, х, в, ф, х, в, н...; фа, па, ав, он, вы, ух...; хата, хитрый ,молоко, хирург.
    2. Повтори за взрослым серию слогов (с выделением слогов) фа-ва-фа, ва-фа-фа, фа-ва-ва.
    3. Факир фокус показал,  фотограф фокусы снимал.
    4. Валя сварила из  сливы варенье, вот вам, ребята, моё угощенье.
    5. Звуковой слоговой анализ слов: фата ,вата, вот.

Развитие мелкой моторики

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки на ногах сапожки.

Как у нашей свинки на ногах ботинки.

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Загибают на обоих руках пальчики, по одному, начиная с больших.

Вот так, вот так, новые кроссовки.   

Шагают по стулу указательным и средним пальцами обеих рук.(Н. Нищева)

Мимические упражнения

Однажды купила мама Тане новые ботинки. Радость

Ботинки оказались маленькими. Огорчение

Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки. Удивление

Ботинки как раз впору! Восхищение.

Художественное слово

 «Надела мышка»

Надела мышка

Новое пальтишко,

Завязала поясок,

Побежала во лесок.

Кошка мышку увидала,

Но в обновке не узнала!

Т.А. Шорыгина



Физминутка

Я умею обуваться, если только захочу.

Топают ногами.

Я и маленького братца обуваться научу.

Руки перед грудью – «маленький братец»

Вот они, сапожки.

Наклоняются вперед.

Этот с левой ножки.

Этот с правой ножки.

Поглаживающие движения снизу вверх: левой и правой ног.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.                             (Е. Благинина)

Топают ногами.

Развитие психических функций

Загадки.

Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).

Классификация: шитая, вязаная, женская, мужская, детская и др.;осенняя обувь, зимняя, резиновая, кожаная.

Игры на восприятие цвета, формы, размера:

«Сшей» платье (из деталей).

Найди пару (носки, варежки).

Что изменилось в шкафу?

Чья обувь? (Золушкина туфелька, ботинки клоуна, сапоги Кота в сапо­гах).

Определи предмет по части.

Узнай по контуру.

Проблемные вопросы:

Зачем нужна шуба? Растает ли снег
под теплой шубой?

Почему так называют: рукав, ушан­ка, наперсток.

. 4-й лишний:

одежда - обувь;

летняя одежда (обувь) - зимняя
одежда (обувь);

вязанная одежда - шитая одежда;

детская одежда - женская одежда;

головные уборы - нет.

Объясни значение выражений:

-дело в шляпе;

плакать в жилетку;

в ежовых рукавицах;

на рыбьем меху;

спустя рукава;

как на иголках.

Развитие связной речи

Загадки-описания. Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рас­сказы (платье - сарафан; свитер -джемпер; носки - гольфы; платок -косынка; майка - жилет; перчатки -варежки).

Рассказы по темам: Для чего нужна одежда? Сошьем платье (по операциям). Постираем одежду (по операциям). Путь рубашки от поля до полки шка­фа.

Сказки о предметах одежды. Зачем нужны головные уборы? Почему одежда убежала от Маши? Зачем нужны карманы?



Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации