12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Моисеева Наталья Александровна2446
Люблю свою работу)
Россия, Алтайский край
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Тема урока: Первые известия о Руси.

Цели: выяснить причины и факты возникновения государства Русь; познакомится с историческими источниками происхождения государства Русь; подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства; проанализировать «норманнскую теорию» и «антинорманнскую теорию».

Задачи:

оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;

выработка у учащихся качества собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать свою точку зрения, находить консенсусные решения с оппонентами;

обеспечить связи имеющихся знаний с последующими процессами, происходящими в истории.

Цели урока для учащихся: в результате занятия, учащиеся смогут

- дать определение понятиям «варяги», «исторические источники», «норманисты», «антинорманисты»;

- назвать предпосылки образования государства;

- проанализировать норманнскую теорию и ее роль в русской истории;

- продолжить формирование умений анализировать текст, заполнять таблицу, выступать публично;

- задуматься над проблемой норманнской теории и выразить свое отношение к ней.

Тип урока: комбинированный

Основные даты и события:

862 г. – призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.

Термины и понятия урока

Антинорманская теория – направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «Русь» нужно искать в глубокой древности.

Варяги – 1) в русских источниках – скандинавы, полулегендарные князья; 2) наемные дружинники русских князей IX – X вв.; 3) купцы, торговавшие на пути «из варяга в греки»

Историография – 1) написание истории, создание исторических трудов, совокупность исторических сочинений; 2) одна из специальных дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонников которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства.



Ход урока:

1. Организационный момент

Добрый день! Рада видеть вас на уроке. Настроимся на рабочий лад. Проверим все принадлежности, которые должны лежать на столе: учебник, тетрадь, пенал и дневник. Можно занять свое рабочее место.

2. Проверка домашнего задания

Дома должны были выучить термины. И мы начнем с них. На столе лежит карточка. Подписать ее нужно и вписать нужное определение.

3. Изучение нового материала

Ребята, мы с вами начинаем изучать новую тему, которая посвящена образованию нашего государства, его становлению и развитию.

История – это наука изучающая прошлое. Историки – это люди, которые изучают историю. А как они ее изучают? (по историческим источникам)

Что такое исторические источники? (остатки старины: вещи, предметы, которые содержат в себе информацию о прошлом)

Какие виды исторических источников вам знакомы? (вещественные, письменные, устные)

Какие источники мы можем назвать археологическими? (которые нашли археологи во время раскопок)

Какие источники являются письменными? (написанные, документальные, летописи, своды и т.д.)

На уроках истории мы с вами изучаем историю, а значит мы историки. У историков есть право познакомиться с историческими документами. Но прежде чем заняться работой с документами, давайте мы определим цель нашей работы. Что мы будем искать в этих документах? И для чего нам это нужно? (мы жители современного Российского государства, сколько лет нашему государству; нам нужно знать, как начинается история нашего государства; нам нужно знать это для того, чтобы знать свое происхождение, чтобы гордиться своей Родиной, чтобы быть образованными людьми)

Итак… Тема нашего урока: «Первые известия о Руси» В 9 веке на востоке Европы появилось государство Русь. Со временем в состав этого государства вошли все племена восточных славян. Историки называют это государство Древней Русью или Киевской Русью.

Есть несколько источников из которых мы можем узнать про истоки нашего государства. Самый главный источник об истории Руси - летопись «Повести временных лет». Она была написана монахом Нестором в начале 12 века. В ней записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь. Летописец сообщает, что народ варяги, или русь, пришёл в Новгородскую землю во главе с тремя братьями, старшим из которых был Рюрик, по приглашению славянских и финно-угорских племён. Эти племена ссорились между собой и в 862 году решили призвать варягов, чтобы те установили их справедливое правление.

Однако имеются и другие свидетельства о народе русь. Первым точно датированным известием о руси считается сообщение «Бертинских анналов» - ежегодных записей (хроники), которые велись в одном из монастырей Франкской империи.

Есть в нашем доступе еще арабские источники. Из них мы можем узнать что знали арабы о русах.

В учебнике , на с.37 есть информация об археологических источниках, которые свидетельствуют об этом народе.

Делимся на 4 группы и работаем с историческими источниками.

Группы отвечают на вопросы.

Ребята, у нас возникает спор между историками… Один источник нам говорит о том, что норманны были варягами. Другой источник утверждает, что шведы называли себя росами. В третьем источнике подтверждается, что русы были славянами. Археология доказала нам, что Именно в Новгороде зародилось наше государство, а сам Новгород был построен в то самое время, когда началась история государства Русь.

Споры о происхождении варягов и руси начались еще в середине 18 века. Историки разделились на норманистов и антинорманистов. Кем они были и какую теорию поддерживали? Эту информацию можно найти в учебнике на с.38 и внести в таблицу:

Норманисты


Антинорманисты

Считали варягов норманнами или шведами. Без их помощи славяне не смогли бы создать своего государства.


Считали варягов славянами или иным нескандинавским народом, приплывшим в Новгородскую землю с южного или восточного берега Балтийского моря.

Байер и Миллер (немецкие ученые)

М.В.Ломоносов

Что же говорят историки о происхождении слова «русь»?

Есть теория о связи этого слова с названием острова Рюген, который позже был назван немцами Русским островом.

Есть теория о том, что это слово произошло от названия реки Рось, которая впадает в Днепр южнее Киева.

Есть теория о том, что где-то недалеко от Хазарского каганата был Русский (Росский) каганат.



4. Подведение итогов урока:

Итак… Мы сегодня, как настоящие историки поработали с историческими источниками и узнали…

(дети делают выводы)



5. Д/з: пар.4, письменный ответ-рассуждение в виде сочинения в тетраде.





6. Приложение









Презентация: 
Презентация к уроку
PPTX / 7.4 Мб



















Из «Повести временных лет»

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие назывались шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.



Вопросы

1. Какая дата принята в качестве точки отсчёта в истории Древнерусского государства? Сколько лет нашему государству?

2. Кого пригласили славяне для управления своей территорией?

3. Как вы думаете, можно ли опираться только на «Повесть временных лет» для изучения русского государства?




Из «Бертинских анналов»

Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом, (…) везя императору письмо с достойными дарами (…). Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами и их подданными (…). Он также послал с ними неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король по имени хакан, послал их к нему, как они заявляли, дружбы ради (…). Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народов свеонов (шведов).



Вопросы

Какой народ назвался себя росами согласно данному документу?

Кто есть хакан?

Арабы о русах

Ибн Хордадбек «О русских купцах»

Что же касается купцов русских, - они же суть племя из славян (…).


Ал-Исгархи

И русы – народ, сжигающий своих мертвых (…) и одежда их короткие куртки (…) и эти русы торгуют с Хазарам, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума, их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные районы Рума, внутренние булгары же христиане.



Вопросы

1. Из какого народа произошли русские, согласно версии арабов?

2. С какими государствами они торгуют?

3. Какие версии происхождения народа Русь есть в данных документах?







Археологические источники


Работа с учебником (стр. 37)

Вопросы и задания

1. О чём свидетельствуют находки археологов в Ладоге и Новгороде?

2. Кто такие норманны?

3. Назовите главные занятия норманнов.








Норманисты


Антинорманисты

Норманисты

Антинорманисты

















Норманисты


Антинорманисты

Норманисты

Антинорманисты

















Норманисты


Антинорманисты

Норманисты

Антинорманисты

















Норманисты


Антинорманисты

Норманисты

Антинорманисты
















Вече –




Дань –




Государство –




Присваивающее хозяйство –




Колонизация –




Плуг –




Народ(народность) –




Производящее хозяйство –





Народное ополчение –




Дань –




Неолитическая революция –




Палеолит –




Традиционные верования –




Плуг –




Неолитическая революция –




Мезолит –




Исторические источники –



Государство –



Производящее хозяйство –



Дань –



Летопись –



Неолит –



Народ (народность) –



Колонизация –




Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.