Стать первым учителем не по счёту, а по уважению! Вот моё кредо. Педагогический стаж-9 лет. Учитель высшей категории. Работа в школе для меня является безграничным опытом. Она даёт возможность жить и развиваться, стремиться к совершенствованию в работе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»
Бийского района, Алтайского края
Конспект урока математики
2а класс
Тема: «Пирамида»
учитель начальных классов высшей категории
Карташова Наталья Анатольевна
2021 год
Пояснительная записка к уроку
Автор: Карташова Наталья Анатольевна
Предмет
Математика
Тип
Открытие новых знаний
Форма
Урок-проект
Название школы
МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Программа
«Перспектива»
Автор
Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, изд. Просвещение 2018 г
Описание урока-проекта
Название, тема
Пирамида
Форма проведения
В парах, частично – поисковая, проектная
Класс
2
Кол.уч. с ОВЗ
1
Количество учащихся
18
Продолжительность урока
40 мин
Цель, ожидаемые результаты обучения
Создать условия для формирования системы знаний о геометрической фигуре «Пирамида»
Предметные результаты:
Формировать умение узнавать пирамиду по её особенным признакам.
Формировать умение различать вид пирамиды по её основанию.
Конструировать модели пирамиды с помощью готовых развёрток
Метапредметные результаты:
Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширение кругозора.
Регулятивные УУД: преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия.
Познавательные УУД: умение проводить сравнение, классификацию, группировку. Обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: строит речевые высказывания в устной форме, формулирует собственное мнение, умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).
Основополагающий вопрос. Проблема
Смогут ли учащиеся самостоятельно или с помощью учителя, через проблемный вопрос, проектную деятельность и частичное исследовательские навыки и свои знания усвоить тему и применять их в дальнейшем на уроках
План оценивания
Во время работы. После работы.
Средства обучения
Учебник , раздаточный материал, мультимедийное оборудование, презентация по теме урока.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Коррекционная работа с детьми ОВЗ
1 этап - Мотивационный – 2 мин.
Цель этапа:
Обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению
-Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Сегодня проверим готовность к уроку математики при помощи игры. Я называю предмет, если он присутствует на партах хлопаете в ладоши 2 раза. Если нет тихо сидите.
Давайте начнём: ручка, карандаш, линейка, учебник, тетрадь, дневник, хорошее настроение, одноклассники. Отлично. Как я вижу все готовы.
Продолжим:
Назовите мне 1 предмет, который мы используем для рисования.
Ребята, возьмите в руки карандаш. Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует повышению настроения и физическому здоровью. Вы знаете, учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты вместе!
-Молодцы. Сели ровно, спинки прямые.
Правила поведения на уроке.
Выполняют задание
Ответы детей-Карандаш.
2. Актуализация знаний
Постановка проблемы.
10 мин
Цель этапа:
Организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания
В нимание на экран. Ребята что вы видите? Слайд 1
Ответы детей (Дома, город ).
Предположите, из каких фигур построен этот город?
(Ответы детей. Она составлена из геометрических фигур).
Какое название мы дадим нашему городу? (Щелчок). Как вы думаете с чем будет связана тема сегодняшнего урока.
(Геометрическая)
С геометрическими фигурами
Ребята, поработаем с картинкой города. Скажите из каких геометрических фигур состоят здания в нашем городе? Молодцы. (Слайд)
Скажите по каким признакам можно эти геометрические фигуры разделить по группам. (Плоские и объемные).
Молодцы! Для повторения,, предлагаю вам поработать парами.
Ответы детей (Цвет, объем, форма)
Готовятся к выполнению задания
Оказание помощи при работе с конвертами
У вас на партах лежат конверты. Возьмите в руки конверт зеленого цвета.
Задание: разделите геометрические фигуры на группы по цвету.
- Молодцы. Все справились.
Теперь, разделите на 2 группы: плоские и объемные.
Выполняют задания учителя
Какие фигуры вошли в 1 группу – плоские фигуры? Чем они похожи?
А чем отличаются?
Спасибо, ребята вы увидели все признаки сходства и отличия!
Ответы детей. Треугольник, четырехугольник, прямоугольники.
Это многоугольники
Расскажите, какие фигуры вошли во вторую группу? (кубы и шар).
Конечно, это объемные фигуры, которые мы уже изучали. Расскажите, что вам известно о кубе?
Ответы детей. Объемные фигуры.
Куб – это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все рѐбра куба равны между собой, грани являются квадратами).
3. Определение темы и целей урока 3 мин
Цель этапа:
Организация ситуации, в которой дети самостоятельно формулируют тему и цель урока
Ребята, посмотрите сколько плоских фигур мы уже знаем, а с объемными только начали знакомиться. Давайте с вами дополним объемными фигурами нашу вторую группу. Из своей коробочки я буду показывать вам предметы, а вы отвечаете подходит или нет. С места не выкрикиваем, поднимаем руку. Знакомы ли вам эти фигуры? Как мы называем их в жизни. А знаете ли вы их правильные названия? СЛАЙД
Ответы детей
(Коробок, пирамидка, шарик, кубик).
Куб, шар, пирамида
Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя
Принимать и сохранять цель и задач
М олодцы ребята. Сейчас обратите внимание на слайд. (Улица). СЛАЙД
Посмотрите, какая объемная фигура, чаще встречается на крышах домов? Совершенно, верно.
Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке? Давайте сформулируем тему
Ответы детей
Куб -нет, шар-нет, пирамида.
Тема урока – объёмная фигура -пирамида
Совершенно верно. (Вывешиваем распечатку с темой)
Где в своей жизни вам встречалось слово пирамида?
-Какую цель поставим на сегодняшнем уроке. (Вывешиваем на доску)
Ответы детей
Детская игрушка, пирамиды в Египте и т.д.
Познакомиться с объемной геометрической фигурой - пирамидой.
4. Открытие новых знаний. 10 мин.
Цель этапа:
— познакомить учащихся с пирамидой и ее свойствами
Тему урока мы сформулировали, предлагаю, после изучения темы, создать творческий проект, для закрепления материала. А для этого нужно составить план работы. В итоге реализуем творческий проект, о котором вы узнаете позже. Это будет небольшой секрет.
.
Оказание помощи при работе с планом
Что же нового мы узнаем сегодня на уроке? (Вывешиваю план)
Дети проговаривают план работы вслух
Реализовывать наш проект начнём с выполнения первого пункта плана. Мы узнаем, что такое пирамиды и её элементы.
Откроем тетрадь, запишем число, классная работа.
Выполняют задания учителя
П осмотрите на слайд.
Перед вами пирамида. Пользуясь своими знаниями о кубе и глядя на пирамиду попробуем сформулировать определение: «Что такое пирамида»
Молодцы ребята. Проверим ваши предположения по эталону. Для этого откроем учебник на стр. 80. Читаем определение.
Предположение детей.
Пирамида, это объемная фигура, у которой есть грани, ребра, одна вершина, одно основание. Выполняют задание учителя.
Удивительно, но нам с вами удалось выполнить первую задачу. Мы узнали, что такое пирамида, и какие у нее элементы.
Боковые грани – треугольники, все они сходятся в одной вершине. Основание – многоугольник.
Ч тобы ответить на второй вопрос плана, проведём исследование каждой пирамиды. (Виды пирамид). СЛАЙД
.
Ребята, откройте жёлтый конверт. Посмотрите, какие пирамиды у вас в конвертах. Назовем их по основанию. Если в основании треугольник, то пирамида треугольная, четырёхугольник, значит – четырехугольная и т.д.
Давайте проверим наши предположения с учебником на стр.80
Выполняют задание
Умение осуществлять пошаговый контроль по результату
Предлагаю выполнить следующее задание начертить у себя в тетрадях ту геометрическую фигуру, которая находится в основании пирамиды. Напоминаю, что работаем при помощи, простого карандаша и линейки.
Давайте сформулируем ответ на вопрос.
Вторая задача, решена. Мы познакомились с видами пирамид. Молодцы ребята.
Чертят фигуры в тетрадях
Ответы детей
Виды пирамид. Треугольные, четырёх угольные и т.д.
Помощь в выполнении чертежа
Физкультминутка
1 мин
Прошу выйти к доске 1 ряд. Для вас сейчас будет задание. Выполнить вы его должны будите быстро и командой.
Постройте фигуру круг. Квадрат, треугольник. Молодцы. 2 и 3 ряд.
Участвуют в физминутке
Первичное закрепление знаний.Разрешение проблемы через проектную деятельность.
10 мин
Цель: создать ситуацию при которой дети закрепляют полученные знания , участвуя в создании модели пирамиды.
П родолжим открытие новых знаний и ответим на наш 3 вопрос.
Для этого я прошу вас вспомнить начало урока. Где же в жизни можно встретить пирамиду? Посмотрите пожалуйста на слайд и скажите что вы видите?
(Пирамиду) Известно ли вам что это за пирамида? Египетская. Конечно, вы правы. Это египетская пирамида Хеопса.
Г оворят, что до сих пор не известно точно, как были построены эти гигантские сооружения. Но точно известно, что из бетонных блоков, которые были очень огромными и тяжелыми.
Сегодня, для закрепления нашей темы по математики, предлагаю вам построить пирамиду, но не из блоков, а из маленьких пирамидок. Возможно, нам удастся немного прикоснуться к истории появления пирамид.
Вы готовы к строительству?
Приступим к работе. Для этого откроем конверт синего цвета. Задание, собрать модель фигуры, которая называется четырехугольная пирамида. Работаем быстро. Складываем её по линиям сгиба. Применяем клей и кисточку. Вам будет необходимо из бумаги создать макет четырёхугольной пирамидки. После выполнения работы приступим к строительству Египетской пирамиды.
Кто первым справится с заданием, можете помочь соседу по парте.
(Ответы детей)
Выполнение практического задания.
Выполняют мини проект
Помощь в выполнении проекта
Ребята, а сейчас у каждого из вас появилась возможность стать инженером – строителем. Все ваши модели мы соберем в один проект, вы должны понять что получится в итоге. Будем выходить ко мне по одному для оформления единого проекта.
Выполнение единого проекта «Египетская пирамида»
Рефлексия деятельности
4 мин
Подведение итогов урока
Цель – закрепить знания о пирамиде.
Посмотрите, какой творческий проект у нас получился на уроке математика. На что это похоже? (На египетскую пирамиду. слайд). Нам удалось, за один урок познакомиться с новой геометрической фигурой, и создать творческий проект. Из маленьких моделек четырехугольной пирамиды, получился проект «Египетская пирамида». Давайте повторим что же такое пирамида? Что нового вы узнали о ней?
Ответы детей
Подведем итог урока и ответим на вопросы.
Какую цель мы поставили на уроке. Мы достигли цели? Как достигли цели на уроке?
-Как вы добывали информацию?
-Молодцы ребята! А теперь давайте попробуем оценить наш сегодняшний урок.
Если вы не допустили в заданиях ошибок и считаете, что со всем справились и поняли тему урока – закрасьте верхнюю юлок пирамиды зеленым цветом. Если было трудно и немного не поняли тему, желтым.