Конспект урока биологии для 8 класса «Пищеварение в ротовой полости»

13
0
Материал опубликован 31 October 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока

ОУ: МБОУ СОШ №180 Заельцовского района города Новосибирска

ФИО учителя: Поломошнова Неля Владиславовна, учитель биологии, I квалификационная категория

Номинация: Урок с использованием персонального компьютера.

Предмет: Биология

Класс: 8

Номер урока в теме: 2 урок в теме «Пищеварение».

Тема урока: Пищеварение в ротовой полости.

Цель:

Познакомить учащихся с анатомо-физиологическим строением ротовой полости, изучить строение и функции зубов, показать роль слюны в пищеварительном процессе.

Задачи:

Обучающие: формировать знания о единстве структуры и функции ротовой полости, как органа, в котором начинается пищеварение; дать сведения о фистульном методе изучения функции слюнных желез, о рефлекторной регуляции слюноотделения, значении работ И.П. Павлова в области пищеварения.

Развивающие: развивать у учащихся понятие системы органов пищеварения, умение сравнивать и делать выводы, умение применять полученные знания в собственной жизни, формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием современной цифровой техники, формирование навыков самоконтроля.

Воспитывающие: формирование культуры труда, эстетическое воспитание, санитарно-гигиеническое воспитание на основе гигиенических правил ухода за полостью рта, профилактики зубных заболеваний.


 

Тип урока: Комбинированный


 

Оборудование:

- техническая составляющая: компьютер, электронное приложение: Сферы. Человек. Культура здоровья.

- дидактическая составляющая: презентация, тест, карточки по теме, настенные таблицы.

УМК:

1.Учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс.

2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс.

Дополнительная литература:

1.Энциклопедия для детей Аванта + “Человек” том 18 часть первая М. Аванта 2001 г.

2. Зверев И. Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека” М. “Просвещение” 1978 г.

Основные понятия:

пищеварение, ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, пульпа, кариес, пульпит, обработка пищи, глотание.

План урока (с указанием времени):

Вводная часть. (2)

Проверка домашнего задания. (10)

Изучение нового материала. (20)

Закрепление нового материала. (10)

Домашнее задание. (3)

Время урока: 45 мин
презентация к уроку
PPT / 797 Кб

 

 

Ход урока

 

Этап урока

Что делают

Использование интерактивных средств (с указанием времени)

Учитель

Ученики

1.Вводная часть

а) организация класса

б) связь с предыдущим материалом урока

в) постановка познавательных задач к уроку.


 

Вводное слово учителя, рекомендация дополнительной литературы для учащихся.


 

Совместно с учителем определяют и формулируют цели и задачи урока.


 

Демонстрация слайда (приложение 2).

2.Проверка домашнего задания

а) что такое питание и пищеварение?

б) из каких отделов состоит пищеварительный канал?

Индивидуальный опрос.

Работа по карточкам, выполнение теста в электронном приложении.

Тест контроль в электронном приложении Сферы.

3.Изучение нового материала

а) вкусовые ощущения (язык)

б) слюнные железы и их значение

в) строение зубов, жевание, уход за зубами, заболевания

г) глотание

д) обобщение.


 


 

Рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, презентации.


 


 

Составление опорной схемы.


 


 

Видеоролик «Пищеварение в ротовой полости» (приложение 1), презентация (приложение 2).

4.Закрепление нового материала

а) какие основные процессы происходят в ротовой полости

б) какую роль играет слюна в обработке пищи?

в) какое строение имеют зубы?

г) подведение итогов.


 


 

Демонстрация слайда

(приложение 2), объяснение.


 


 

Обсуждение предложенных вопросов (3 мин.) по группам.

Анализируют полученные результаты, формулируют выводы.


 

Презентация (приложение 2),

тест тренажер

(1 человек от группы выполняет задания в электронном приложении Сферы).

5.Домашнее задание

а) изучить п.31

б) выполнить лабораторную работу


 


 

Инструктаж.


 


 

Запись в дневнике.


 


 

Демонстрация слайда (приложение 2).


 

На данном уроке биологии использование средств ИКТ позволяет:

Рационально организовать познавательную деятельность школьников: изучить процесс пищеварения в ротовой полости с использованием видеоролика и презентации, составленной учителем. Работа с этими средствами проводится на всех этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, объяснении выполнения лабораторной работы, а также для подготовки к контрольным упражнениям. Вся наглядность расположенная на слайдах презентации, никогда не «состарится», не будет занимать много места и всегда будет яркой и красивой. Учащиеся могут переписывать информацию со слайдов, и учитель может не диктовать материал несколько раз.

При оценке качества знаний учащихся по теме используются тесты тренажеры и тесты контроля электронного приложения Сферы, которые позволяют объективно проверить и оценить знания учащихся и сэкономить время на уроке. Использование компьютера на уроке (видеоролик, презентация, электронное приложение Сферы) сделало этот урок наглядным и понятным.

Предварительный просмотр презентации

Дополнительная литература 1. Энциклопедия для детей Аванта + “Человек” том 18 часть первая М., Аванта 2001 г. 2. Зверев И. Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека” М., Просвещение.

Вкусовые ощущения.

Слюнные железы. Слюна – секрет трех пар больших слюнных желез и малых желез в слизистой оболочке.  0.5-1.5 л. Слюны выделяется у человека в сутки.  Состав слюны: -Вода (в основном) -Неорганический компонент (Na, K, ионы бикарбоната) -Органический компонент Роль слюны: пищеварительная (смачивание и размягчение, ослизнение пищи, растворение для создания вкусовых ощущений) минерализирующая (доставка в ткани зуба ионов P, F, Ca. При нарушении слюноотделения – кариес. Ротовая жидкость образует защитную пленку зуба) содержание буферных систем, препятствующих закислению защитная роль (от механических повреждений, микроорганизмов) анализ качества состава пищи

Строение зуба.

Уход за зубами.

Заболевания зубов.

Акт жевания Размельчение пищи с помощью зубно-челюстного аппарата. Нижняя челюсть осуществляет как вертикальные, так и горизонтальные движения. Акт жевания – полностью произвольный акт. За счет сокращения мышц языка пищевой комок движется к корню языка. Акт глотания Рефлекторный акт – 2 компонента. Произвольный – движение пищевого комка к корню языка и задней стенке глотки Непроизвольный Глотание – сложнорефлекторный акт – импульсы из центра – поднятие мягкого неба (перекрывает вход в носоглотку), опускание надгортанника (закрывает вход в гортань) – продвижение пищевого комка.

Вопросы для обсуждения в группах: а) какие основные процессы происходят в ротовой полости б) какую роль играет слюна в обработке пищи? в) какое строение имеют зубы?

Лабораторная работа. Тема: Действие слюны на крахмал. Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Оборудование: накрахмаленный бинт, ватная палочка, блюдце, аптечный йод (5%-й), вода. Ход работы. Приготовьте реактив на крахмал – йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5%-й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая. Ватную палочку смочите слюной, а затем этой ватной палочкой, напишите 1 букву вашего имени на накрахмаленном бинте. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин). Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.