Конспект урока биологии для 8 класса «Пищеварение в ротовой полости»
Пояснительная записка к презентации
ОУ: МБОУ СОШ №180 Заельцовского района города Новосибирска
ФИО учителя: Поломошнова Неля Владиславовна, учитель биологии, I квалификационная категория
Номинация: Урок с использованием персонального компьютера.
Предмет: Биология
Класс: 8
Номер урока в теме: 2 урок в теме «Пищеварение».
Тема урока: Пищеварение в ротовой полости.
Цель:
Познакомить учащихся с анатомо-физиологическим строением ротовой полости, изучить строение и функции зубов, показать роль слюны в пищеварительном процессе.
Задачи:
Обучающие: формировать знания о единстве структуры и функции ротовой полости, как органа, в котором начинается пищеварение; дать сведения о фистульном методе изучения функции слюнных желез, о рефлекторной регуляции слюноотделения, значении работ И.П. Павлова в области пищеварения.
Развивающие: развивать у учащихся понятие системы органов пищеварения, умение сравнивать и делать выводы, умение применять полученные знания в собственной жизни, формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием современной цифровой техники, формирование навыков самоконтроля.
Воспитывающие: формирование культуры труда, эстетическое воспитание, санитарно-гигиеническое воспитание на основе гигиенических правил ухода за полостью рта, профилактики зубных заболеваний.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
- техническая составляющая: компьютер, электронное приложение: Сферы. Человек. Культура здоровья.
- дидактическая составляющая: презентация, тест, карточки по теме, настенные таблицы.
УМК:
1.Учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс.
2.Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. 8 класс.
Дополнительная литература:
1.Энциклопедия для детей Аванта + “Человек” том 18 часть первая М. Аванта 2001 г.
2. Зверев И. Д. “Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека” М. “Просвещение” 1978 г.
Основные понятия:
пищеварение, ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, пульпа, кариес, пульпит, обработка пищи, глотание.
План урока (с указанием времени):
Вводная часть. (2)
Проверка домашнего задания. (10)
Изучение нового материала. (20)
Закрепление нового материала. (10)
Домашнее задание. (3)
Время урока: 45 мин
презентация к уроку
PPT / 797 Кб
Ход урока
Этап урока |
Что делают |
Использование интерактивных средств (с указанием времени) |
|
Учитель |
Ученики |
||
1.Вводная часть а) организация класса б) связь с предыдущим материалом урока в) постановка познавательных задач к уроку. |
Вводное слово учителя, рекомендация дополнительной литературы для учащихся. |
Совместно с учителем определяют и формулируют цели и задачи урока. |
Демонстрация слайда (приложение 2). |
2.Проверка домашнего задания а) что такое питание и пищеварение? б) из каких отделов состоит пищеварительный канал? |
Индивидуальный опрос. |
Работа по карточкам, выполнение теста в электронном приложении. |
Тест контроль в электронном приложении Сферы. |
3.Изучение нового материала а) вкусовые ощущения (язык) б) слюнные железы и их значение в) строение зубов, жевание, уход за зубами, заболевания г) глотание д) обобщение. |
Рассказ учителя с демонстрацией видеоролика, презентации. |
Составление опорной схемы. |
Видеоролик «Пищеварение в ротовой полости» (приложение 1), презентация (приложение 2). |
4.Закрепление нового материала а) какие основные процессы происходят в ротовой полости б) какую роль играет слюна в обработке пищи? в) какое строение имеют зубы? г) подведение итогов. |
Демонстрация слайда (приложение 2), объяснение. |
Обсуждение предложенных вопросов (3 мин.) по группам. Анализируют полученные результаты, формулируют выводы. |
Презентация (приложение 2), тест тренажер (1 человек от группы выполняет задания в электронном приложении Сферы). |
5.Домашнее задание а) изучить п.31 б) выполнить лабораторную работу |
Инструктаж. |
Запись в дневнике. |
Демонстрация слайда (приложение 2). |
На данном уроке биологии использование средств ИКТ позволяет:
Рационально организовать познавательную деятельность школьников: изучить процесс пищеварения в ротовой полости с использованием видеоролика и презентации, составленной учителем. Работа с этими средствами проводится на всех этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, объяснении выполнения лабораторной работы, а также для подготовки к контрольным упражнениям. Вся наглядность расположенная на слайдах презентации, никогда не «состарится», не будет занимать много места и всегда будет яркой и красивой. Учащиеся могут переписывать информацию со слайдов, и учитель может не диктовать материал несколько раз.
При оценке качества знаний учащихся по теме используются тесты тренажеры и тесты контроля электронного приложения Сферы, которые позволяют объективно проверить и оценить знания учащихся и сэкономить время на уроке. Использование компьютера на уроке (видеоролик, презентация, электронное приложение Сферы) сделало этот урок наглядным и понятным.