Биология

8 класс

Урок № 8 Дата_______

Тема: Дыхание животных.

Дыхание животных. Значение дыхания. Газообмен через всю поверхность клетки. Жаберное дыхание. Наружные (раки) и внутренние (рыбы) жабры. Кожное, трахейное, лёгочное дыхание у обитателей суши. Особенности кожного дыхания. Роль воздушных мешков у птиц.

Цели урока:

изучить различные виды и системы дыхания животных.

Выяснить значимость дыхания.

Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.

Задачи урока:

определить основные органы дыхотельной системы различных типов животных.

Выявить основные особенности процесса дыхания у животных в связи с образом жизни. Проследить эволюцию органов дыхания у одноклеточных и многоклеточных организмов;

Развивать умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы;

Развивать умения выдвигать гипотезы, участвовать в дебатах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать понятия о дыхании, органы дыхания различных типов животных; выявлять особенности процесса дыхания.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.

Личностные: у учащихся формируется интерес к познанию природы.

Основные понятия урока: органы дыхания.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении вопросов о многообразии животного мира.


 

ХОД УРОКА

Организация учебной деятельности на уроке.

Здравствуйте, уважаемые ребята. Начинаем наш урок с русской пословицы «Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля»,а почему так говорят? (Ответы учащихся).

Как вы думаете без чего животные не способны жить?

 

Формулируют тему «Дыхание у животных»

 

Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

 

Ребята, Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться

 

Обсуждение своих ощущений. Возможное предположение, что клеткам не хватает кислорода.

 

А зачем живые организмы дышат?

Дети предлагают свои ответы:

Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

А вы знаете что: Императорские пингвины могут нырять на глубину до 500 метров и способны задерживать дыхание на 18 минут

 

Ребята, а как вы думаете, все ли животные на Земле дышат так же, как и люди?

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.

 

Цель: Таким образом, что мы должны сегодня узнать на уроке?

1. выяснение значения дыхания

2. строения органов дыхания у животных.

 

Что должны уметь : различать органы дыхания разных животных

Запись темы урока в тетрадь: “Дыхание у животных”

.

Актуализация опорных знаний

 

 

 

Изучение нового материала

Выделяют несколько типов дыхания

Клеточное дыхание.

Трахейное дыхание.

Жаберное дыхание.

Легочное дыхание.

Кожное дыхание.

 

Животный мир очень разнообразен, представлен одноклеточными и многоклеточными животными, которые обитают в разных средах: водной, наземной, воздушной, почвенной. В процессе длительного исторического развития животные приспособились получать такой необходимый им кислород с помощью специальной системы органов – дыхательной. Вот поэтому возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.

Как мы будем работать на уроке?

 

2. Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.

 

Ребята, я вам предлагаю поделиться на 5 микрогрупп, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.

 

Напомню про работу в группе.

 

У вас на столах лежат карточки с животными, я вам предлагаю сформировать группы по типам дыхания.

А сейчас давайте вспомним правила работы в группе!

 

У вас на столах имеется информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1–5), по которым учащиеся сами получаете знания. Вам необходимо составить план ответа по типу дыхания которое имеется в информационном листе.

Выполнение задания 57 минут, затем начинается защита групповой работы. Выберите одного главного.

Информацию по плану докладывает один из группы по плану, используя наглядное пособие.

Второй ученик у доски записывает данные в таблицу, (учащиеся также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем самым оформлять опорный конспект темы). Третий ученик предлагает дополнительную информацию, которая также находится в информационном листе.

После защиты групповой работы на доске и в тетрадях появляется опорный конспект темы.

 

Таблица: Дыхание у животных

Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых это характерно

1. Клеточное

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

2. Трахейное

Дыхальца, трахеи

Насекомые

3. Жаберное

Жабры

Рыбы, ракообразные, моллюски

4. Лёгочное

Лёгкие

Наземные позвоночные животные

5. Кожное

Кожа

Земноводные

 

Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и наглядное пособие (Рисунок 1).

Информационный лист 1

Тип дыхания: клеточное.

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания:

Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.
Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.
Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Ответ спикера по плану:

Тип дыхания.

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

При загрязнении водоёмов гибнет большое количество одноклеточных организмов, которые являются источником пищи для мальков, ракообразных, в результате чего нарушаются цепи питания.

 

 

Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и наглядным пособием (Рисунок 2).

Информационный лист 2

Тип дыхания: трахейное.

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Механизм дыхания:

Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Ответ спикера по плану:

Тип дыхания.

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

У представителей класса Паукообразные – пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия

 

 

Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и наглядным пособием (Рисунок 3).

 

Информационный лист 3

Тип дыхания: жаберное.

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Механизм дыхания:

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Ответ спикера по плану:

Тип дыхания.

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

Некоторые животные, например, земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются – наружними. Так обстоит дело у протея – слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика.

Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и наглядное пособие (Рисунок 4).

 

Информационный лист 4

Тип дыхания: лёгочное.

Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)

Механизм дыхания:

Наземные животные дышат атмосферным воздухом. Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Ответ спикера по плану:

Тип дыхания.

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

Птицам присуще двойное дыхание. При вдохе воздух поступает через ноздри, трахею, бронхи, легкие и воздушные мешки. В легких происходит газообмен, при выдохе воздух насыщенный углекислым газом выходит их легких, а затем воздух насыщенный кислородом из воздухоносных мешков движется в обратном направлении в легкие и снова происходит газообмен. Это обеспечивает интенсивный газообмен. Поэтому птицы делают вдох 1 раз а выдыхают 2 раза.

 

Пятая микрогруппа получает информационный лист 5 и наглядное пособие (Рисунок 5).

 

Информационный лист 5

Тип дыхания: кожное.

Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …)

Механизм дыхания:

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу. 
Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае опасности). Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.

Дополнительная информация:

Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1 – 2% от его общего объёма. Кислород воздуха проникает через поры кожи. Поэтому рекомендуется носить одежду из натуральных тканей, чтобы не затруднять этот процесс (хлапчатобумажные, льняные, шерстяные ткани)

Ответ спикера по плану:

Тип дыхания.

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

 

Закрепление материала

 

1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно. (не более 1 мин.)

2. Выполнение тестового задания (карточки с заданием раздаются каждому ученику).

Тема: “Дыхание у животных”

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) клеточное;

б) трахейное;

в) кожное.

2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие;

б) жабры;

в) трахеи.

3. Для майского жука характерно дыхание:

а) клеточное; 

б) кожное;

в) трахейное.

4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) трахей;
б) жабер;
в) лёгких.

5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) кожа и лёгкие;
б) только кожа;
в) только лёгкие.

6. Жаберное дыхание характерно для:

а) рыб;
б) птиц;
в) насекомых.

7. Лёгочное дыхание характерно для:

а) одноклеточных организмов; 

б) зверей;

в) насекомых


 


 

После выполнения теста индивидуально, ребята обмениваются работами и производят взаимопроверку по ключу ответов, представленных на доске:

1а, 2б, 3в, 4в, 5а, 6а, 7б.

Критерии оценок:

1 ошибка – оценка “4”;

2–3 ошибки – оценка “3”;

4 и более – оценка “2”.

Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.

 

 

 

Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных. Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

– А кто скажет, что же такое дыхание?

– Дыхание – процесс поглощения кослорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.

Каждый из вас за выполнение тестового задания получил оценку. Также за работу на уроке оценки получают ... (оцениваются наиболее активные ребята).

 

 

IV. Домашнее задание

1. Изучить §____, выучить конспект

 

Источник:

https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/urok_po_biologhii_dykhaniie_zhivotnykh

8

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.