План-конспект урока в 5 классе «Свойство сложения и умножения»
Пояснительная записка к презентации
План-конспект урока математики в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
«Свойство сложения и умножения».
Цели урока:
образовательная – обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения и умножения, формирование навыка применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
развивающая – развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности; развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.
воспитательная – формирование морально-этической стороны личности, эстетического сознания, научной эстетики; тренировка стрессоустойчивости.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
применять свойства сложения и умножения при нахождении суммы и произведения нескольких чисел (выбирать удобный порядок).
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно ставить цели, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты: Выполнять сложение и умножение натуральных чисел. Верно, использовать в речи термины: сумма, слагаемое, произведение, множитель. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении; знать и применять свойства сложения при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Оборудование: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Е.А. Бунимович и др. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.: ил., Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник. 5 класс: пособие для учащи хся общеобразоват. организаций/ Е.А. Бунимович и др. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.: ил., Математика. Арифметика. Геометрия. Тет- радь – тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ Е.А. Бунимович и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.: ил., рабочие тетради учащихся, мультимедийный проектор, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Е.А. Бунимовича
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
Формируемые УУД |
||||||||
Познаватель- ные |
Регулятив-ные |
Коммуника-тивные |
Личност-ные |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||
1 |
Организаци-онный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; |
2 |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Прогнозирование своей деятельности |
Умение слушать и вступать в диалог |
Умение выделять нравственный аспект поведения. |
||||||
2 |
Актуализа-ция знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Вступительное сло во учителя. Органи зация устного сче та. Повторение пройденного на прошлом уроке. Беседа по будущей теме. Задает уча- щимся наводящие вопросы. |
Решают примеры устного счета. Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. |
6-7 |
Логический анализ объек тов с целью выделения признаков. Поиск и выде- ление необхо- димой инфор- мации. Само- стоятельное создание алго ритмов деяте льности при решении проб лем поисково го характера. |
Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Самоопределение , смыслообразование. |
|||||
3 |
Постановка целей, задач урока, моти вационная деятельность учащихся |
Обеспечение мотивации уче ния детьми, принятие ими целей урока |
Историческая справка. Вместе с учениками опреде ляет цель урока. |
Определяют цель урока. |
4-5 |
Самостоятельное выделе ние - формули рование позна вательной цели. |
Целеполагание |
Постановка вопросов |
Самоопределение, смыс лообразование |
|||||
4 |
Первичное усвоение новых знаний |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен ной темы: сло жение и умно-жение натура льных чисел и его свойства. |
Создает ситуацию, в ходе решения ко- торой обучающие ся делают необхо димый вывод. |
Вспоминают наз вания компонен тов при сложе- нии и умноже- нии. Делают вы- воды по свойст- вам сложения и умножения нату ральных чисел. |
6-7 |
Поиск и выде ление необхо димой инфор мации. Струк турирование знаний. Пост роение логи ческой цепи рассуждений. |
Планирование, прогнозирование |
Умение слушать и вступать в диалог |
Самоопределение |
|||||
5 |
Физкультминутка |
Сменить деятель ность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся |
Обучающиеся сменили вид деятельности (отдохнули |
2 |
||||||||||
6 |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознаннос- ти изучения те- мы. Выявление первичного ос- мысления изу- ченного матери ала, коррекция выявленных пробелов, обес печение закреп ления в памяти детей знаний и способов дейст вий, которые им необходи- мы для работы по новому материалу. |
Направляет работу обучающихся. |
Самостоятельно решают задачи. Отвечают на вопрос. |
4-5 |
Выделение и формулирование познавате льной цели, рефлексия спо собов и усло вий действия. Анализ объек тов и синтез; построение логической цепи рассуждений |
Планирование своей дея тельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
Умение слу- шать и всту- пать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) |
Ориента- ция в межлично-стных отношениях |
|||||
7 |
Первичное закрепление |
Установление правильности и осознанности изучения темы. |
Выступает в роли тьютора для слабых обучающихся при выполнении творческого задания. |
Обучающиеся выполняют в группах творчес кое задание. Де- лают записи в тетрадь. После выполнения за -дания выполня- ют взаимную проверку. Выпол няют самостояте льную работу. |
10 |
Выделение и формулирование познавате льной цели, рефлексия спо собов и усло- вий действия. Анализ и син- тез объектов |
Планирование своей дея тельности для решения поставленной задачи, кон троль полу- ченного резу льтата, кор- рекция полу ченного резу льтата. |
Умение слу- шать и всту -пать в диалог, Интегрироваться в группу; Поддержание здорового ду- ха соперниче- ства для под- держания мо- тивации учеб ной деятельно сти; планиро- вание учебно- го сотрудниче ства со сверст никами; учас- тие в коллек- тивном обсуж дении проблем |
Профессионалное самоопределение, смыслообразование |
|||||
8 |
Подведение итогов урока |
Самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
Подводит итоги работы в классе. |
Отвечают на поставленные вопросы. |
2-3 |
Выделение и формулирование познавате льной цели, рефлексия спо собов и усло- вий действия. Анализ и син тез объектов |
Планирование своей дея тельности для решения поставленной задачи, контроль по лученного ре зультата, кор рекция полу ченного резу льтата. |
Поддержание здорового ду- ха соперниче- ства для под- держания мо- тивации учеб ной деятельно сти; планиро- вание учебно го сотрудниче ства со сверст никами; учас- тие в коллек- тивном обсуж дении проблем |
Жизненное самоопределение, ценно сто-смысло вая ориента ция обучаю щихся |
|||||
9 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Обеспечение понимания де тьми цели, со- держания и спо собов выполне ния домашнего задания. |
Задает дозирован -ное домашнее задание |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
2 |
Оценка про межуточных результатов и саморегу- ляция для по вышения мо тивации учебной дея тельности |
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка |
Нравственно -этическая ориентация |
||||||
10. |
Рефлексия. |
Инициировать рефлексию де тей по поводу психоэмоционального состоя- ния, мотива- ции их собстве нной деятельно сти и взаимо- действия с учи телем и други ми детьми в классе. |
Подводит итоги урока. |
Оценивают свою работу и работу одноклассников. |
1-2 |
Оценка своей деятельности и других людей |
Смыслообразование |
Содержание этапов урока:
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1 |
Организационный этап |
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! “Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку “5”! - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок математики? - Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Я надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. |
Проверяют свою готовность к уроку. |
2 |
Актуализация знаний Устный счет |
1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с устного счета Повторить арифметические действия. Давайте вспомним пройденное. Мы уже с вами изучили вопрос о том, как называются числа при сложении и умножении. Вы уже знаете свойства сложения и умноже -ния, связанные с единицей и нулем. Кто может их напомнить? 2. Мотивация С какими числами вы работали на предыдущих уроках? Так что мы будем сегодня делать на уроке? Запишите тему сегодняшнего урока: Свойства сложения и умножения Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо уметь складывать и умножать натуральные числа? |
Два учащихся выходят к доске и вставляют вместо пропусков верные знаки. - Числа, которые складывают, называют слагаемыми; число которое получается при сложении, называют суммой. Чис- ла которые перемножают, называют множителями; резуль- тат умножения называют произведением. Для любого числа а а+0+ а; 0+а +а . Для любого числа «а» а1 = а; а0=0; 1а = а; 0а=0. 2. – С натуральными числами. Складывать и умножать натуральные числа. Отвечают на вопрос. |
3 |
Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся |
1. Немного из истории В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 ве ка, для того чтобы заставить учеников порабо- тать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот уче- ник, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Ребята, кто-нибудь из вас заметил фотографию К.Ф. Гаусса в учебнике? Найдите годы жизни этого ученого в учебнике. (с.67) Как вы думае те, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму? Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100? Для быстрого счета люди используют вычис лительные машины, где работают правила, ус- танавливающие порядок действий, человек, умеющий думать, применяя свойства сложения выполнит эту работу тоже быстро и правильно. Как вы думаете чем мы будем заниматься сегод ня на уроке? Какова цель нашего урока? |
Слушают рассказ учителя.
Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения. |
4 |
Первичное усвоение новых знаний |
Незнайка принес 6 карточек с числовыми выра жениями. Он соединил их знаками равенства, чтобы показать вам одно свойство сложения. 3782 + 6753 = 3782 + 4893 4893 + 6753 = 4893 + 3782 6753 + 4893 = 6753 + 3782 Но равенства получились неверными. Не вы- числяя сумм, укажите те пары карточек, на ко- торых записаны равные между собой суммы. Какое свойство хотел показать Незнайка? Запишите с помощью букв переместительное свойство. Ребята, а что если в примерах поставлены скоб ки (100+23)+67, (472)5, как можно упростить вычисления в этих примерах. Давайте прочитаем правило в учебнике стр. 66 вспомним сочетательное свойство сложения и умножения. Запишите сочетательное свойство с помощью букв. Чем полезны рассмотренные свойства? |
а + b = b + a, a * b = b * a Читают по учебнику (a + b) + с = а + ( b + c) (a * b) *c = a * (b * c) Свойства сложения и умножения позволяют преобразовы вать суммы и произведения и делать удобные вычисления. |
5 |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональ ную разгрузку учащихся. Я скажу несколько математических предложе- ний. Если предложение верно, то вы хлопаете в ладоши, если оно ложно, вы присаживаетесь. 1. В записи числа «одна тысяча» три нуля. 2. В записи числа «один миллион» пять нулей. 3. Для записи натуральных чисел употребляют ся одиннадцать цифр. 4. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на единицу. 5. В записи числа «один миллиард» девять нулей. 6. Вам известно только три класса многознач- ных чисел. Гимнастика для глаз. |
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
6 |
Первичная проверка понимания |
№ 213 – устно, №216 (а) №214(а, б, в) - в тетрадях с комментированием |
|
7 |
Первичное закрепление |
1.Вернемся к нашей проблеме: как маленькому Гауссу удалось быстро справиться со своей задачей? Ребята, почему при нахождении суммы чисел от 1 до 10 число 11 мы умножали на 10? Почему результат умножения 11 и 10 мы разделили на 2? Метод, которым мы сейчас пользовались, назы вается методом Гаусса. 2.Ребята, теперь подумайте над задачей малень кого Гаусса, найдите сумму чисел от 1 до 100. На доске записаны суммы: 1 + 2 + 3 +…+ 98 + 99 + 100 100 + 99 + 98 +…+ 3 + 2 + 1 Ребята, что у вас получилось? Самостоятельная работа : № 218 (б, г, е), № 214(г, д, е) - учебник Тетрадь - тренажере № 96 |
Делают предположения. Потому что получили ровно 10 одинаковых пар равных по 11. Потому что сумм от 1 до 10 было две. Обучающиеся объясняют решение задачи. Сумма чисел от 1 до 100 равна 5050. Выполняют самостоятельную работу. |
8 |
Подведение итогов урока |
Подводит итоги работы в классе. 1. Какую задачу мы ставили на уроке? 2. Удалось решить нам поставленную задачу? 4. Где можно применить новое знание? 5. Что на уроке у вас хорошо получалось? 6. Над чем еще нужно поработать? |
Отвечают на поставленные вопросы. Проставляют в лист контроля баллы, набранные на уроке |
9 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Дома вы еще раз проверите свои силы, запи шите домашнее задание № 218 (а, в) - учебник, №170 – задачник, Т № 97 Выставление отметок |
Учащиеся записывают домашнее задание |
10 |
Рефлексия. |
- Кто работал на уроке лучше всех? - Кому еще надо стараться? - С каким настроением вы уйдете с урока? |
Оценивают свою работу и работу одноклассников. |