12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дейкун Ксения Владимировна100
3

План – конспект урока математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5 класс








Муниципальное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №38



План – конспект урока математики

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»


Дейкун Ксения Владимировна



Учитель математики, I квалификационная категория










План – конспект урока математики

по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»


Автор

Дейкун Ксения Владимировна, учитель математики МБОУ города Иркутска СОШ №38, г. Иркутск

Предмет

Математика, учебник Математика, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, издательство "Мнемозина", г. Москва 2020 (ФГОС)

Класс

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Технология построения урока

Метод проблемного обучения

Тема

Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель

- ознакомить и обеспечить овладение учащимися основным алгоритмическим приёмом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей;

- показать практическое применение алгоритма действий сложения и вычитание десятичных дробей;

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания, способствовать развитию памяти и внимания;

- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучению математики; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Планируемые образовательные результаты


предметные

- умение складывать и вычитать десятичные дроби;

- умение решать задачи практического характера с применением действий сложения и вычитание десятичных дробей;

- умения работать с математическим текстом (структу­рирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, ис­пользовать различные языки математики (словесный, симво­лический, графический);

метапредметные

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации и других дисциплинах, в окружающем мире;

- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математической проблемы;

- умение работать по коллективно составленному плану;

- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

личностные

- умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- умение проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Основные понятия

десятичные дроби, правила сложения и вычитания десятичных дробей

Использованные ресурсы

- презентация к уроку;

- учебник «Математика 5 класс»;

- персональный компьютер

- карточки для формулирования правила

- карточки самооценки

- карточки для контроля усвоения действий

Форма работы

фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная



Этапы урока и цель

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.


Приветствует

учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

регулятивные:

волевая саморегуляция

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение, вычитание смешанных чисел.

1)Индивидуальная работа у доски.

(2 ученика)


Задание 1. Сравнить числа (слайд) :

4,57 и 5,57

0,6 и 0,5999

10,15 и 10,51

2,66 и 2,6600


Задание 2. Записать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или смешанного числа (слайд):

3,7=

4,02=

0,09=

5,003=

2) Фронтальная работа с классом.




Задание 1.

В магазин привезли 600 кг.

картофеля. В первый день продали t1611385700aa.gif всего

количества. Сколько картофеля осталось (слайд).

Задание 2.

Мама купила t1611385700ab.gif кг яблок и t1611385700ac.gifкг бананов. Сколько килограмм фруктов купила мама (слайд).

1) Организует учебную деятельность класса в процессе фронтальной работы.

2) Организует фиксацию

затруднений и побуждает детей к определению своей позиции.

3) Контролирует

выполнение

индивидуальных работ.

4) Оценивает деятельность наиболее активных учеников.

1) Два ученика у доски выполняют индивидуальные задания.

Задание 1.

Решение первого ученика:

4,57 < 5,57

0,6 > 0,5999

10,15 < 10,51

2,66 = 2,6600.

Задание 2.

3,7= t1611385700ad.gif

4,02= t1611385700ae.gif

0,09= t1611385700af.gif

5,003= t1611385700ag.gif

2) Класс решает задачи, предложенные учителем. Решение задач записывают в тетрадь.

Задание 1:

600: 3∙1=200 (кг) - картофеля продали в первый день.

600-200=400 (кг) - картофеля осталось.

Задание 2.

t1611385700ah.gif (кг) – фруктов купила мама

3) Коллективная проверка индивидуальных работ.

регулятивные: взаимоконтроль: учатся контролировать решение устных заданий; осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.

коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой; умение слушать и понимать речь других

познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение структурировать материал

3

Выявление места и причин затруднения. Цель: согласовать тему и цель урока.

Задание 3.

Мама купила 4,3 кг яблок и 5,6 кг бананов. Сколько килограмм фруктов купила мама (слайд).

1)Обращает внимание учащихся на задание №3.

2)Предлагает прочитать и составить план решения задачи.

3)Организует обсуждение задачи и предлагает найти выход

из данной проблемы.

а) «Мы не знаем правило сложения десятичных

дробей. Как решить задачу, исходя из ранее полученных знаний?»

б) «Исходя из условия предложенной задачи, сформулируйте тему и цели урока».

Задание 3.

1)Решение учеников:

4,3 + 5,6 =




2) Ребята предлагают представить десятичные дроби в виде смешанных чисел.

t1611385700ai.gif (кг)


t1611385700aj.gif


3)Учащиеся делают вывод:

Значит: 4,3+5,6 = 9,9

4) Формулируют тему урока и определяют его цели

регулятивные:

постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли

.

4

Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.


Значит, 4,3+5,6 = 9,9




Как найти сумму чисел 5,7 + 2,631?





Как найти разность чисел 5,7 - 2,631?










Заполнить пропуски в формулировке правила

Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, необходимо:

1. _____________количество знаков после запятой;

2. Записать друг под другом дроби, _____________под запятой;

3. Выполнить______________

или_____________десятичных дробей, __________ внимания на запятую;

4. _________запятую


1)Организует обсуждение и выполнение задания.

Вопрос учителя:



а) Как получить ответ, не переводя десятичные дроби в смешанные числа?

б) Как найти сумму чисел

5,7 + 2,631? Об этом узнаем, прочитав правила.

2)Организует работу с учебником (слайд):

- откройте учебник на стр.190-191;

-прочитайте правило сложения (вычитания) десятичных дробей;

-расскажите алгоритм сложения (вычитания) друг другу;

3) организует работу по карточкам (просит заполнить пропуски в формулировке алгоритма)






4)Формирует навыки сложения и вычитания десятичных дробей:


Решают пример 5,7 + 2,631 с применением алгоритма.


5) Предлагает решить пример на вычитание десятичных дробей:

5,7 - 2,631



1) Один из учеников, по желанию, записывает решение примера у доски.

4,3

+ 5,6

9,9









2) Работа с учебником.



3) Работа в парах (рассказывают правило сложения (вычитания) десятичных дробей)



4) В парах заполняют пропуски в предложениях. Проверяют правильность по слайду и корректируют

Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, необходимо:

1. Уравнять количество знаков после запятой

2. записать друг под другом дроби, запятая под запятой

3. выполнить сложение или вычитание десятичных дробей, не обращая внимания на запятую

4. Снести запятую

5) Записывают решение примера в тетрадь.

5,7+2,631 = 5,700+2,351 = 8,051


5,700

+

2,351


8,051


6)Записывают решение примера в тетрадь.

5,7-2,631=5,700-2,631=3,349


5,700

-

2,351


3,349


регулятивные:

планирование пути

достижения цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция

познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

умение структурировать знания;

коммуникативные:

умение выражать

мысли устно и письменно

5

Реализация построенного проекта

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

Решение задачи: №1211

Организует работу над решением задачи.

1211

Отвечают на вопросы учителя, составляют план решения, решают задание в тетради, используя алгоритм.

1211

На пальто – 3,2 м

На костюм – 2,63 м

3,20

+ 2,63

5,83 (м) - ткани израсходовали всего.

Ответ: 5,83 м

коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение понимать речь других;

регулятивные:

умение составлять план работы над задачей.

6

Физкультминутка

Смена деятельности. Показ видеоролика

Организует физкультминутку

Физкультминутка



7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1213 (а,б,г),

1214 (г,д,е).

Контролирует выполнение работы.

1213 (а,б,г)

а) 0,769 + 42,389

б) 5,8 + 22,191










г) 8,9021 + 0,68





1214 (г,д,е)

г) 11, 1 – 2,8

д) 88,252 – 4,69

е) 6,6 – 5,99


Решают примеры у доски на закрепление:

1213 (а,б,г)

Записывают решения в тетрадь.

а) 0,769 + 42,389=43,158




0,769

+

42,389


43,158

б) 5,8 + 22,191=27,991


5,800

+

22,191


27,991

г) 8,9021 + 0,68 = 9,5821


8,9021

+

0,6800


9,5821

1214 (г,д,е) Записывают решения в тетрадь.

г) 11, 1 – 2,8=8,3


11,1

-

2,8


8,3

д) 88,252 – 4,69=83,562


88,252

-

4,690


83,562

е) 6,6 – 5,99=0,61


6,60

-

5,99


0,61


коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью,

умение понимать речь других;

познавательные:

умение применять полученные знания при решении примеров: умение структурировать знания

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самооценка.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

Фамилия Имя


Сложение

+

0,8

1,2

0,35

3,4




2,1




Вычитание

-

0,2

0,03

1,5

1,8




4,4




Оценка


Самостоятельная обучающая работа.

Проверка по эталону (слайд – прием «шторка»)

У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя.

10-12 примеров – «5»

8-10 примеров - «4»

5-7 примеров - «3»

«2» не ставим, работаем над ошибками

Фамилия Имя


Сложение

+

0,8

1,2

0,35

3,4

4,2

4,6

3,75

2,1

2,9

3,3

2,45

Вычитание

-

0,2

0,03

1,5

1,8

1,6

1,77

0,3

4,4

4,2

4,37

2,9

Оценка


Выполняют самостоятельную работу.

Взаимопроверка по эталону

познавательные:

умение структурирования знания; оценка процесса и результатов деятельности

регулятивные:

волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование; оценка – оценивание качества и уровня усвоения



9

Включение в систему знаний и повторения

1252(а)

Организует работу у доски.

Остальные выполняют работу в тетрадях индивидуально.

а)17 м 8см = 17,08 м

8 м 17см = 8,17 м

4 см = 0,04 м

15 дм = 150 см

познавательные:

формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, синтез;

коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью,

умение понимать речь других;

10

Домашнее задание

Цель: обсудить и записать домашнее задание.

Выучить правило сложения (вычитания) десятичных дробей (стр.191)

1)Базовый:

1255(а,б,в),

1256(а,б,в),

2) Повышенный:

1245

3) Для умников и умниц: №1246

Даёт комментарий к дозированному домашнему заданию.

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

11

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Понял

Скучно

Отдыхал

Узнал

Безразлично

Помогал другим

Не понял


Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

С какой проблемой вы столкнулись в начале урока?

С помощью чего удалось решить проблему?

Как сложить или вычесть десятичные дроби?

Предлагает оценить себя на уроке

Выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы учителя


Заполняют таблицу



познавательные:

умение структурирования знания; оценка процесса и результатов деятельности

регулятивные:

волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование; оценка – оценивание качества и уровня усвоения



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.