План конспект урока ткачество пояса
План конспект урока «Ручное ткачество»
Тема занятия: «Ткачество пояса на берде».
Тип занятия: изучение новой темы
Оборудование: пряжа контрастных цветов, ножницы, уток, бердо, линейки.
Наглядное пособие: образцы – пояса, выполненные в разных техниках (на игле, на дощечках, «дерганьем», на катушке); слайды – образцы поясов; тестовое задание, последовательность выполнения пояса, образцы оформления поясов.
Дидактический материал: карточки для проведения рефлексии, использование средств мультимедиа.
Планируемые результаты:
Предметные: освоение навыков и приёмов изготовления пояса на берде.
Познавательные: используют информацию в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные: Умеют говорить и слушать, обсуждать результаты творческой деятельности.
Личностные: Имеют мотивацию к данному виду деятельности. Умеют оценивать правильность выполненной работы. Ответственно относятся к занятию.
Цель урока: Изготовление пояса на берде с применением пряжи контрастных цветов.
Задачи урока:
- Знакомство с технологией изготовления пояса на берде и его применение в быту и повседневной жизни.
- Обучение изготовлению пояса с использованием древнего инструмента бердо.
- Развитие интереса к народным традициям и творчеству через гармонию цвета и рисунка изделия.
- Воспитание уважения к народным ценностям и обрядам через изучение истории поясов.
Ход урока:
Вводная часть (5 мин):
Педагог: Мы с вами начали знакомство с технологией изготовления поясов.
Давайте вспомним наше прошлое занятие. (Вопрос - ответ)
Всё это необходимо нам, чтобы продолжить работу по изготовлению поясов и познакомиться ещё с одним способом ткачества на берде.
Чтобы продолжить наше знакомство с историей пояса и традициями, связанными с ним давайте вспомним домашнее задание: Сделать небольшие сообщения о традициях и обрядах связанных с поясом. «Что такое пояс?». (5 минут)
- Обмен информацией.
Сообщения детей (домашнее задание приготовить сообщение) – 5 мин.
Педагог рассказывает и проверяет какие поговорки узнали дети, где встречается слово «Пояс»
Лыком сшит, оборничком подпоясан.
Дураку по пояс, а умный сух пройдет.
Основная часть – (20 мин).
Наша работа сегодня состоит в том, чтобы научиться ткать пояс на берде с применением контрастных цветов (белого и красного). Познакомиться с технологией изготовления пояса. Закрепим навыки работы на берде. Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы: бердо, пряжа двух цветов: белая и красная, уток, шнур для закрепления нитей.
Техника безопасности.
Педагог: Назовите, как правильно пользоваться инструментами во время работы. (Ответы детей).
Педагог: Теперь я покажу вам, как изготавливать узорные пояса на берде.
Тканье на берде . Это один из видов простого тканья поясов.
Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканных на дощечках, переплетение нитей в которых напоминает плотную вязку.
Для начала работы нужно продеть нити основы в прорези и отверстия.
Бердо для работы уже готово. Мы это сделали на предыдущем занятии.
Теперь нам нужно закрепить один конец нитей, а другой (рабочий) привязываем себе к поясу, потому что нити основы должны быть хорошо натянуты.
- Далее нужно сделать несколько рядов для закрепления нити.
- Опустите бердо вниз - нити разделятся на два потока, и проложите нить утка (белый клубок) между ниток. Поднимите бердо вверх – нити переплетутся.
- Подбейте" их ладонью к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.
- Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов.
- Начните плетение (поднимать и опускать бердо).
- Далее проложите нить утка между слоями нитей.
- Поменяйте положение бердо, создав переплетение нитей.
- Нить утка подбейте ладонью к плетению полотна и затяните петлю.
- Продолжайте плетение, поддерживая одинаковую плотность и не допуская провисания нитей с изнаночной стороны.
Разноцветные узоры образуются от разных цветов нитей основы. А для получения орнамента в поясе пробираются нити разных цветов, по счёту отверстий и прорезей. Для этого составляются схемы. Подробно по составлению схем для орнамента мы поговорим на следующих занятиях.
Педагог: Мы сегодня будем использовать два контрастных цвета: белый и красный.
- Скажите, какие народы чаще всего использовали данные цвета?
Ответ детей: Северные удмурты.
Педагог: Проверьте все ли у вас готово к работе. Уберите лишнее на край стола. Перед началом выполнения задания, я дам вам несколько советов.
Совет
- От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс.
- Нити основы должны быть одинаково хорошо натянуты.
- Если бердо поднимаем вверх, нити в круглых отверстиях находятся вверху. Между верхними и нижними нитями прокладываем тонкую полоску картона для фиксации первой поперечной нити и вводим ее.
- Опускаем бердо вниз. Все нити, продетые в продольные прорези, поднимаются вверх, а нити в круглых отверстиях остаются внизу. Между верхними и нижними нитями опять вводим уточную (поперечную) нить.
- После каждого введения (прокидки) уточную нить прибиваем к краю вытканного изделия.
- Перед началом работы уточную нить нужно намотать на уток.
- При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на тесьме.
- Следует так же учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить.
Практическая часть: Всем всё понятно? Теперь приступать к ткачеству.(35 мин)
Выполнение задания в технике ткачество.
Шаг 1: оттягиваем бердо вниз. Вследствие этого возникает зев, так как нити из отверстий идут вниз, те же, что были в разрезах, остаются на месте. Пропускаем сквозь зев нить утка.
Шаг 2: Теперь оттягиваем бердо вверх и открываем новый зев. Подбиваем предыдущий ряд утка и пропускаем новую нить.
Теперь повторяйте шаг 1 и 2 попеременно, при этом не забывая подбивать.
За подбиванием следите особо, чтобы не получить полос разной ширины и трапеций вместо прямоугольников.
При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на тесьме.
Педагог: Следует так же учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить. И главное натягивайте нити .
Во время занятия проводится:
- Индивидуальная работа.
- Физкультминутка (2 мин).
Подведение итогов (3 мин):
Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня освоили новую технику ткачества и закрепили навыки изготовления поясов.
- Что нового вы узнали на занятии?
Ответы: Пояс был принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную роль: охранял уязвимую часть человеческого тела от вражеского меча, злых духов и сглаза.
Искусству узорного ткачества поясов обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.
- Что можно соткать бердом?
- Где в быту, интерьере, одежде мы можем пользоваться сотканными изделиями? Как можно оформить пояс?
Узнали, что бердом, можно соткать большое количество разнообразных по расцветке и узорам закладок в книги, поясков, отделочных тесемок и пр.
Рефлексия (5 мин): Распределить трудности в сегодняшней работе по степени сложности для вас (легко, не просто, трудно, очень трудно).
Домашнее задание: провести отделку пояса известными способами.
Благодарю учащихся за занятие: Вы хорошо сегодня работали, правильно отвечали на вопросы, старались аккуратно выполнять задание, у вас получились замечательные пояски.
Куликова Ирина Геннадьевна