План конспект урока ткачество пояса

1
1
Материал опубликован 24 November 2024

План конспект урока «Ручное ткачество»



Тема занятия: «Ткачество пояса на берде».

Тип занятия: изучение новой темы

Оборудование: пряжа контрастных цветов, ножницы, уток, бердо, линейки.

Наглядное пособие: образцы – пояса, выполненные в разных техниках (на игле, на дощечках, «дерганьем», на катушке); слайды – образцы поясов; тестовое задание, последовательность выполнения пояса, образцы оформления поясов.

Дидактический материал: карточки для проведения рефлексии, использование средств мультимедиа.

Планируемые результаты:


Предметные: освоение навыков и приёмов изготовления пояса на берде.

Познавательные: используют информацию в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: Умеют говорить и слушать, обсуждать результаты творческой деятельности.

Личностные: Имеют мотивацию к данному виду деятельности. Умеют оценивать правильность выполненной работы. Ответственно относятся к занятию.


Цель урока: Изготовление пояса на берде с применением пряжи контрастных цветов.


Задачи урока:


- Знакомство с технологией изготовления пояса на берде и его применение в быту и повседневной жизни.

- Обучение изготовлению пояса с использованием древнего инструмента бердо.

- Развитие интереса к народным традициям и творчеству через гармонию цвета и рисунка изделия.

- Воспитание уважения к народным ценностям и обрядам через изучение истории поясов.



Ход урока:


Вводная часть (5 мин):


Педагог: Мы с вами начали знакомство с технологией изготовления поясов.


Давайте вспомним наше прошлое занятие. (Вопрос - ответ)


Всё это необходимо нам, чтобы продолжить работу по изготовлению поясов и познакомиться ещё с одним способом ткачества на берде.


Чтобы продолжить наше знакомство с историей пояса и традициями, связанными с ним давайте вспомним домашнее задание: Сделать небольшие сообщения о традициях и обрядах связанных с поясом. «Что такое пояс?». (5 минут)


- Обмен информацией.


Сообщения детей (домашнее задание приготовить сообщение) – 5 мин.

Педагог рассказывает и проверяет какие поговорки узнали дети, где встречается слово «Пояс»


Лыком сшит, оборничком подпоясан.

Дураку по пояс, а умный сух пройдет.


Основная часть – (20 мин).

Наша работа сегодня состоит в том, чтобы научиться ткать пояс на берде с применением контрастных цветов (белого и красного). Познакомиться с технологией изготовления пояса. Закрепим навыки работы на берде. Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы: бердо, пряжа двух цветов: белая и красная, уток, шнур для закрепления нитей.


Техника безопасности.


Педагог: Назовите, как правильно пользоваться инструментами во время работы. (Ответы детей).


Педагог: Теперь я покажу вам, как изготавливать узорные пояса на берде.


Тканье на берде . Это один из видов простого тканья поясов.


Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканных на дощечках, переплетение нитей в которых напоминает плотную вязку.


Для начала работы нужно продеть нити основы в прорези и отверстия.


Бердо для работы уже готово. Мы это сделали на предыдущем занятии.


Теперь нам нужно закрепить один конец нитей, а другой (рабочий) привязываем себе к поясу, потому что нити основы должны быть хорошо натянуты.


- Далее нужно сделать несколько рядов для закрепления нити.


- Опустите бердо вниз - нити разделятся на два потока, и проложите нить утка (белый клубок) между ниток. Поднимите бердо вверх – нити переплетутся.


- Подбейте" их ладонью к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.


- Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов.


- Начните плетение (поднимать и опускать бердо).


- Далее проложите нить утка между слоями нитей.


- Поменяйте положение бердо, создав переплетение нитей.


- Нить утка подбейте ладонью к плетению полотна и затяните петлю.


- Продолжайте плетение, поддерживая одинаковую плотность и не допуская провисания нитей с изнаночной стороны.


Разноцветные узоры образуются от разных цветов нитей основы. А для получения орнамента в поясе пробираются нити разных цветов, по счёту отверстий и прорезей. Для этого составляются схемы. Подробно по составлению схем для орнамента мы поговорим на следующих занятиях.


Педагог: Мы сегодня будем использовать два контрастных цвета: белый и красный.


- Скажите, какие народы чаще всего использовали данные цвета?


Ответ детей: Северные удмурты.


Педагог: Проверьте все ли у вас готово к работе. Уберите лишнее на край стола. Перед началом выполнения задания, я дам вам несколько советов.


Совет

- От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс.


- Нити основы должны быть одинаково хорошо натянуты.


- Если бердо поднимаем вверх, нити в круглых отверстиях находятся вверху. Между верхними и нижними нитями прокладываем тонкую полоску картона для фиксации первой поперечной нити и вводим ее.


- Опускаем бердо вниз. Все нити, продетые в продольные прорези, поднимаются вверх, а нити в круглых отверстиях остаются внизу. Между верхними и нижними нитями опять вводим уточную (поперечную) нить.


- После каждого введения (прокидки) уточную нить прибиваем к краю вытканного изделия.


- Перед началом работы уточную нить нужно намотать на уток.


- При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на тесьме.

- Следует так же учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить.


Практическая часть: Всем всё понятно? Теперь приступать к ткачеству.(35 мин)


Выполнение задания в технике ткачество.


Шаг 1: оттягиваем бердо вниз. Вследствие этого возникает зев, так как нити из отверстий идут вниз, те же, что были в разрезах, остаются на месте. Пропускаем сквозь зев нить утка.

Шаг 2: Теперь оттягиваем бердо вверх и открываем новый зев. Подбиваем предыдущий ряд утка и пропускаем новую нить.


Теперь повторяйте шаг 1 и 2 попеременно, при этом не забывая подбивать.


За подбиванием следите особо, чтобы не получить полос разной ширины и трапеций вместо прямоугольников.

При подтягивании уточной нити (после подбивания) учтите, что чем сильнее вы её поддернете, тем меньше её будет видно на тесьме.


Педагог: Следует так же учесть, что чем ближе к вам находится бердо, тем шире тесьма, так как оно само раздвигает нити и никаким уже подбиванием и подтягиванием тесьму не сузить. И главное натягивайте нити .

Во время занятия проводится:


- Индивидуальная работа.


- Физкультминутка (2 мин).


Подведение итогов (3 мин):


Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня освоили новую технику ткачества и закрепили навыки изготовления поясов.


- Что нового вы узнали на занятии?


Ответы: Пояс был принадлежностью мужского и женского костюма и на протяжении столетий играл важную роль: охранял уязвимую часть человеческого тела от вражеского меча, злых духов и сглаза.

Искусству узорного ткачества поясов обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.


- Что можно соткать бердом?


- Где в быту, интерьере, одежде мы можем пользоваться сотканными изделиями? Как можно оформить пояс?


Узнали, что бердом, можно соткать большое количество разнообразных по расцветке и узорам закладок в книги, поясков, отделочных тесемок и пр.




Рефлексия (5 мин): Распределить трудности в сегодняшней работе по степени сложности для вас (легко, не просто, трудно, очень трудно).

Домашнее задание: провести отделку пояса известными способами.


Благодарю учащихся за занятие: Вы хорошо сегодня работали, правильно отвечали на вопросы, старались аккуратно выполнять задание, у вас получились замечательные пояски.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Анастасия Петровна, заголовок - это первое, из чего составляется представление о публикации еще до знакомства с ней. Название урока с заглавной буквы, выделяется знаками препинания. Разве нет? Дальше не смотрела

25 November 2024