План - конспект воспитательного мероприятия студии «Фитодизайн»: «Старая добрая сказка»
План - конспект
Воспитательного мероприятия студии «Фитодизайн».
Руководитель – Шуленко Лина Валерьевна.
Тема: «Старая добрая сказка».
Цель: формирование устойчивого интереса и уважения к этнографии, культуре и истории нашей Родины.
Задачи:
-расширить и углубить знания о культуре и этнографии своей Родины;
-пробудить неподдельный интерес к устному народному творчеству и сказочному наследию наших предков;
-активизировать познавательную деятельность детей, их стремление к самообразованию;
-воспитывать уважение к истории и традициям;
-развивать внимание, память, мышление.
Тип занятия: сообщения новых знаний.
Вид проведения занятия: коллективное.
Форма: лекция-беседа.
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: компьютер, подборка иллюстраций, книги сказок.
Оформление мероприятия: помещение оформлено рисунками, учащиеся располагаются за круглым столом.
Описание мероприятия:
Мероприятие посвящено этнографии и символике сказок. Проводится в форме свободной познавательной беседы. В ходе беседы учащиеся смогут по-новому взглянуть на традиционных сказочных героев и сказочное пространство в целом на примере самой известной сказки: «Колобок». Наша беседа обращается к истокам символизма традиционных сказочных животных. Её цель— заинтересовать детей, подтолкнуть их к дальнейшему самостоятельному изучению культурного и духовного наследия наших предков. Время проведения 15-20 минут. Воспитательное мероприятие рассчитано на детей подготовительной группы (6 -7 лет), может быть проведено вместе с родителями в свободное время.
Предварительная работа.
Для преподавателя. Изучить источники. Написать план конспект. Подобрать иллюстративный материал. Оформить кабинет. Оповестить всех участников мероприятия заранее. Для учащихся и родителей: вспомнить сказки про животных, прочитать сказку «Колобок».
План мероприятия:
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
3.Заключительная часть.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
Приветствие. Организация группы.
2.Основная часть.
Итак, друзья. Сегодня мы поговорим о сказке. А что такое сказка?
Следуют ответы учащихся.
- Что-то необычное, то, чего не бывает, выдумка.
- Правильно. Как говорят про сказку?
- Сказка ложь-да в ней намек, добрым молодцам урок.
Мне бы хотелось показать вам сказку с иной, не совсем сказочной стороны. Давайте попробуем вместе!
И вспомним знакомую сказку о колобке. О чем она?
Учащиесяв вспоминают и пересказывают кратко сказку, называют основных персонажей.
О чем говорит сказка? Всегда думай, что делаешь, не хвастайся понапрасну, не иди на поводу у льстецов и обманщиков, не думай, что тебе всегда будет везти просто так— удачу нужно заслужить.
Но есть и другая сторона этой сказки. Колобок - сказка очень древняя, пришла к нам из старинных времен.
- Скажите, что вам напоминает Колобок? Посмотрите внимательно: круглый, желтый.
Учащиеся называют и мячик, и смайлик и солнышко.
- Правильно, солнышко! Смайлик и мячик тоже похожи на солнце, правда?
Блины, угощение на масленицу, символизируют солнце. Вы поедаете блины и зовете весну и тепло. Колобок — эта тоже такое маленькое солнышко, он как и блин, из муки и масла.
В далекие-далекие времена люди много фантазировали, и видели мир немного иначе. Они облака называли быками и коровами. А ветер сравнивали с птицами. Весь мир для них был живым. И когда чья-то мама рассказывала такому же ребенку, как вы или ваши младшие братья-сестры, сказку о колобоке, то говорили они не только о зверях и вкусном хлебе.
А о чем она рассказывала? Она рассказывала ребенку о временах года, о том, как катится солнышко по небу и весна сменяет лето, как приходит холодная пора. А еще о хитрости и слабости. Но постепенно люди стали мыслить по-другому и осталась только сказка.
Давайте подумаем, что или кто у нас –времена года? Это звери. Еще раз, скольких животных встречает колобок?
Учащиеся отвечают, что четырех.
И сколько у нас времен года?
Учащиеся отвечают: четыре.
Только раньше не было календарей с датами. Давным-давно смотрели, когда солнце пригреет, трава зазеленеет, колос нальется, лист с дерева полетит.
И в каждый период было свое животное, свой хозяин.
Первый с Колобком встретился Заяц. Говорили, что он проворен, очень ловок и быстр.
Зайца далекие предки посвящали солнцу. Время зайчика — весна, начало пробуждения природы, время сеять семена, высаживать растения. Солнышко только-только пригревает, трава и листья распускаются. Конечно, Колобок ушел от зайца и дальше покатился, год дальше идет. А что у нас за весной? И кого встретил вторым Колобок?
-Лето! Волка. А почему волк - это лето? Он серый и злой.
Да. Вы правы. Как говорят о волке: «Серый волк - зубами щелк». И мы его привыкли видеть злым и беспощадным. Но, между прочим, волк не хитрый, как лиса. Он злой, но честный.
В далекие-далекие времена волк был покровителем воинов, символом храбрости, победы. А еще волки были…полезны. Когда созревал летом урожай, многие лесные животные приходили его есть и вытаптывали поля. Олени, косули, дикие кабаны. А волки охотились на них как раз возле полей. И берегли урожай. Неожиданно, да?
Волка называли «ржаным», хозяином полей.
Теперь понимаете, почему волк - это лето. Но разве летом мало солнца, разве оно исчезает?
Учащиеся отвечают, что тепло, солнце яркое, ночи короче дня.
Видите, не мог волк съесть Колобка-солнышко. Колобок дальше покатился.
Третьим был Медведь. А третье время года какое?
Учащиеся отвечают, что осень.
- И как думаете, похож Миша на осень?
Учащиеся отвечают, что он коричневый, как осенние листья и засыпает в берлоге, как деревья засыпают поздней осенью.
- Умнички. А еще медведь удивлял своей особенностью пережидать зиму в спячке. Люди брали с него пример, готовились к холодам, утепляясь и запасались осенью. А солнце, вспомните, как оно светит на небе?
Учащиеся отвечают, что солнца меньше, дни короче, холоднее. Но не сразу и все равно солнце светит долго.
- Вы верно подметили, природа готовится ко сну, но засыпает она зимой. Вот именно тогда солнца очень мало. А на севере и вовсе оно пропадает с неба и наступает Полярная ночь. И кто у нас остался?
Учащиеся отвечают, что лисичка-сестричка.
Да, Лиса-Патрикеевна, Лисонька-голубушка, кумушка, рыжая... Славяне уважали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, хотя и не любили за то, что курочек воровала. Рыжий цвет шубки лисицы напоминал огонь. Время лисы — зима, самое тяжелое, холодное и голодное. Именно в декабре, как вы знаете, самые долгие ночи. Солнце не показывается неделями, словно …его съели. А кто съел Колобка?
Учащиеся отвечают, что Лиса-зима и съела.
Вот так и прошел год. А потом дни начинали удлиняться, появлялось солнышко и все дольше оставалось на небе, приходила весна…И так год за годом. И год за годом рассказывали сказку мамы детям и учили своих чад смене времен года.
3.Заключительная часть.
Вот видите, как необычно по-новому можно рассказать старую и всем знакомую сказку. И это только одна. А их много-много. Это такой огромный и захватывающий мир, читайте сказки, слушайте. Запоминайте. Поверьте, вы не разочаруетесь!
Список литературы и источники.
1. Афанасьев А.Н.Мифология Древней Руси.-М.: Изд-во Эксмо,2006.-608 с.
2. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева.\Составитель Аникин В.П.-М.: Худож. лит.,1983.—319с.
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.— М.: «Лабиринт», 2000.--336с.
4. Животные в мифологии. [Электронный ресурс]— Электрон. дан.— Мифологическая энциклопедия, 2000-2016.—Режим доступа: http://myfhology.info/myth-animals/cock.html, свободный.- Загл. с экрана.
5. Педагогические науки. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 1 (25).—Режим доступа:
http://scientific-notes.ru/, свободный.- Загл. экрана.
6. Славянская культура.[Электронный ресурс]—Электрон. дан.—Славянская культура, 2007-2016.—Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru. , свободный.-- Загл. с экрана.
7. Магические символы.[Электронный ресурс]—Электрон. дан.—Магические символы, 2016.—Режим доступа: http://magicsym.ru. , свободный.-Загл. с экрана.