План учебно-методической работы учителя - логопеда школы
План
учебно-методической работы на 2019 - 2020 учебный год учителя-логопеда МАОУ «СОШ № 25» Воиновой Т.К.
Цель - оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).
Задачи:
-обследование устной и письменной речи обучающихся с целью определения структуры, степени выраженности речевой патологии и выбора наиболее эффективных путей коррекционного воздействия;
-организация коррекционно - развивающего учебно-воспитательного процесса, направленного на предупреждение и максимальную коррекцию отклонений в вербальной (первично), психической, интеллектуальной (вторично) сферах;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- осуществление консультативной деятельности;
- распространение специальных знаний по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей);
- проведение мониторинга с целью определения результатов коррекционной работы.
Коррекционно-логопедическая работа на школьном логопункте будет строиться на основе программы Мазановой Е.В. «Коррекция дисграфии у младших школьников», рекомендованной для преодоления нарушений письма и чтения у младших школьников, а также на основе перспективного планирования для детей с ОНР, ФНР, ФФНР.
Обследование речи детей младшего школьного возраста проводится по тестовой методике Фотековой Т.А.
УМК учителя – логопеда: Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». – М., 2006., Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М.: Издательство «ГНОМ», 2008., Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии». – М.: Издательство «ГНОМ»,2008., Ефименкова Л. Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Кн. для логопедов.—М.: «Просвещение», 1991, Акименко В.М. «Исправление звукопроизношения у детей». – Ростов н/Д: «Феникс», 2009; рабочие тетради на печатной основе Оглоблина И.Ю. «Коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников».- М.: Владос, 2015, Китикова А. В. «Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников» в 2-х частях.- М.: «Редкая птица», 2017.
Для развития у детей интереса к занятиям использовать в работе речевые, дидактические игры, наглядные пособия, раздаточный материал, метод литотерапии, шарики «Марблс».
№ | Наименование работы | Сроки выполнения и место проведения | Примечание | Сведения о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Организационная работа | ||||
1 | Обследование устной и письменной речи учащихся начальных классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи (в начале, середине и в конце года). | Сентябрь Январь Май | | |
2 | Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования. | Октябрь | | |
3 | Выявление учащихся, нуждающихся в консультации психиатра и ПМПк. | В течение учебного года | | |
4 | Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся. | В течение учебного года | Индивидуально, по мере необходимости | |
5 | Анализ медицинских карт учащихся первых классов и вновь переведённых учащихся. | В течение сентября - октября | Совместно с фельдшером школы | |
6 | Комплектование групп учащихся с учётом однородности структуры речевого дефекта. | Сентябрь - октябрь | | |
Раздел 2. Работа с документацией | ||||
1 | Оформление журнала обследования устной и письменной речи. | | По мере обследования | |
2 | Заполнение речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия. | В течение учебного года | В часы консультативно-методической работы | |
3 | Составление и утверждение расписания логопедических занятий. | До 1 октября | | |
4 | Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи. | До 1 октября | | |
5 | Оформление сведений о количестве учащихся с нарушениями устной и письменной речи. | До 1 октября | По запросу руководства | |
6 | Составление календарно-тематических планов логопедических занятий с каждой группой. | К 1 октября | | |
7 | Оформление и заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий. | К 1 октября | По мере проведения занятий | |
8 | Составление программы коррекционно-развивающих занятий для работы в «Школе будущего первоклассника» | Сентябрь | | |
9 | Составление годового отчёта о проделанной работе. | К 30 мая | | |
Раздел 3. Коррекционно-развивающая работа | ||||
1 | Зачислить на логопедические занятия в первую очередь учащихся, имеющих сложные речевые дефекты, препятствующие успешному усвоению школьной программы. | До 1 октября | По мере освобождения мест в группе учащиеся могут зачисляться и в течение учебного года | |
2 | Проводить групповые занятия во внеурочное время 2 раза в неделю, согласно утверждённому расписанию. | В течение учебного года | | |
3 | Осуществлять индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 2 раза в неделю. | В течение учебного года | По мере необходимости | |
4 | Изучать в группах индивидуальные особенности учащихся для перевода на индивидуальные занятия. | В течение учебного года | | |
5 | Проведение коррекционно – развивающих занятий в «Школе будущего первоклассника» | Октябрь – март | | |
Раздел 4. Взаимосвязь в работе с учителями начальных классов и другими специалистами | ||||
1 | Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики. | Октябрь | | |
2 | Привлечение классных руководителей к контролю за посещаемостью детьми логопедических занятий. | В течение года | | |
3 | Предоставление рекомендаций учителям по индивидуальной работе с детьми. | В течение года | По запросу | |
4 | Посещение занятий: чтения, письма и русского языка в начальной школе. | В течение года | | |
5 | Участие в педагогических советах. | По плану учреждения | | |
6 | Участие в работе ПМПк. | В течение года | По запросу | |
7 | Взаимодействие с педагогом-психологом. | В течение года | | |
8 | Взаимодействие с фельдшером школы. | В течение года | | |
9 | Участие в работе методического объединения учителей начальных классов. | В течение года | По плану учреждения, в частности МО начальной школы | |
10 | Участие в работе методического объединения учителей-логопедов города. | В течение года | По плану ГИМЦ | |
Раздел 5. Пропаганда специальных знаний | ||||
1 | Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальных классов на темы: «Дисграфия и дизорфография. Методы коррекции», «Нетрадиционные технологии в работе учителя – логопеда». | | По плану учреждения, в частности МО начальной школы | |
2 | Рекомендации родителям по работе с детьми в домашних условиях. | В течение года | По мере обращения | |
3 | Консультирование родителей по специфическим вопросам. | В течение года | По мере обращения | |
4 | Участие в классных и общешкольных родительских собраниях. | В течение года | По запросу руководства школы и классных руководителей. Только начальное звено. | |
Раздел 6. Самообразование и повышение квалификации | ||||
1 | Изучение новинок специальной литературы и новых методик. В частности использование метода литотерапии на занятиях. | В течение года | | |
2 | Посещение семинаров и методических объединений учителей-логопедов города. | В течение года | По плану ГИМЦ | |
3 | Изучение опыта учителей-логопедов города. | В течение года | По отдельному плану по договорённости | |
4 | Подготовка к аттестации. | В течение года | | |
5 | Участие в вебинарах на сайте «Мерсибо». | В течение года | | |
6 | Прохождение курсов по повышению квалификации | Апрель, май ВИРО | | |
7 | Проведение открытых занятий. | В течение года | | |
8 | Провести мероприятие для параллели 1-х классов «Новый год шагает по планете». | Конец декабря | По плану заместителя директора по УВР | |
Раздел 7. Оснащение логопедического кабинета | ||||
1 | Систематизировать материал по коррекции оптической дисграфии. | В течение года | | |
2 | Обновить слоговые таблицы. | В течение года | | Сделаны слоговые ромашки |
3 | Подготовить дидактические игры по развитию речи. | В летние каникулы | | Подготовлены |
4 | Изготовить материал для работы с элементами букв. | В течение года | | |
5 | Изготовление дидактического, раздаточного, занимательного материала по предупреждению и коррекции речевых нарушений устного и письменного характера. | В течение года | | |
6 | Приобретение шариков «Марблс», камней для литотерапии, постановочных шпателей. | В течение года | | |
7 | Пополнение логопедической библиотеки новыми изданиями. | В течение года | | |