План урока русского языка в 8 классе на тему «Определение. Способы его выражения»
Конспект урока
учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 43»
города Чебоксары Чувашской Республики
Ильиной Наталии Германовны
Класс: 8.
Предмет: русский язык.
Тема урока: Определение. Способы его выражения
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательные:
- сформировать понятие определения, умение определять способы его выражения;
- повторить и закрепить: сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов.
Развивающие:
- формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся
Воспитательные:
- содействовать воспитанию интереса к русскому языку;
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению; требовательное отношение к себе и своей работе;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, коллективная
Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта (Издательство «Дрофа», 2014), раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, запись в тетрадях даты и классной работы, тема урока не известна, учащиеся сами по ходу выполнения заданий формулируют тему урока, цели и задачи)
2. Вводная часть
Цель:
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
- Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
На доске эпиграф к уроку:
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. (К. Г. Паустовский).
- Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К. Г. Паустовского (чтение эпиграфа).
- Какими словами Паустовский характеризует наш язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)
- Как вы понимаете эти слова?
- на предыдущих уроках русского языка мы говорили о главных членах предложения, о способах выражения подлежащего и сказуемого. Кроме главных членов предложения, какие ещё бывают? (Второстепенные члены предложения)
- Сегодня мы узнаем новое об одном из второстепенных членов предложения.
- Как вы будете узнавать новое? (Будем анализировать предложения, заниматься исследованием синтаксических конструкций).
3. Словарный диктант
До начала знакомства с новым материалом проведём словарный диктант с дополнительным заданием: указать вид подчинительной связи в словосочетаниях. (Один человек пишет за доской, остальные на местах, затем учитель проверяет работу, выполненную учащимся. На местах – взаимопроверка)
- Не видимый для охотника,
- не тронутая инеем трава,
- нестерпимая боль,
- нисколько не раскаявшийся,
- непоправимый поступок,
- не тронутые июльским зноем,
- не покрашенный заново,
- никем не выучены,
- неумолкаемый шум,
- непоправимый поступок,
- ненавидевший всех,
- незастроенный пустырь,
- не освещенная солнцем,
- негромко вскрикнула.
- Что вы повторили? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; виды подчинительной связи в словосочетаниях).
- А теперь, используя материал, который мы только что повторили, выполните задание: найдите в данных словосочетаниях слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ?
4. Изучение нового материала.
- Определение темы урока учащимися: О чём мы будем говорить на уроке? Какая перед нами стоит задача? Какие части речи могут выступать в качестве определения? Давайте попробуем разобраться в этом, проанализировав следующие предложения и параллельно составляя схему.
1. Я подошёл к огромному дубу.
2. На диван прилёг утомившийся малыш.
3. Я живу на третьем этаже.
4. Этот рассказ мне понравился.
5. Её вещи лежали в шкафу.
6. Каждая травинка пробуждается с наступлением весны.
5. Работа с учебником. Самостоятельное чтение материала учебника.
- Чтение материала § 17 (с. 59, 1-2 абзац, примеры)
- А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы с второстепенным членом предложения - определением.
Одна из групп представляет свой вариант, остальные дополняют, уточняют.
- Найти в предложении слова, которые обозначают предмет.
- Поставить от них вопросы какой? какое? какая? чей? чья? чьё?
- Определить, есть ли в предложении слова, которые обозначают признак предмета, свойство, качество, отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие, чей. чья. чьё, чьи
- Вывод: значит, это определение.
- Определения в предложении подчёркиваются волнистой линией
- Что вы сейчас открыли? (Алгоритм действий при работе с определением)
- Что теперь вы должны сделать? (Потренироваться)
6. Ребята! Наши глазки устали, давайте проведём небольшую физкультминутку – гимнастику для глаз:
Бабочка
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).
И вдруг проснулся (поморгать глазами).
Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).
Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
7. Закрепление нового материала
Работа по учебнику – упражнение 98 (предложения 1, 2, 4, 5) . Запишите предложения, найдите по алгоритму, только что вами составленному определения.
8. Работа по рядам:
Вам даны имена существительные (по рядам), подберите к ним определения
Цветок, дерево, море
9. Самостоятельная работа
Цель: Организовать усвоение детьми нового материала.
Запишите предложения под диктовку, подчеркнуть определения, укажите, чем они выражены
1. В голосе его подрагивали нотки смеха.
2. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно.
3. Я помню мамин голубенький платок из ситца.
4. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее.
5. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти.
Взаимопроверка тетрадей.
10. Подведение итогов урока:
- Чему вы сегодня учились?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие цели ставили перед собой?
- Вы достигли поставленных целей?
- Что вам помогало справиться с затруднениями?
- Проанализируйте свою работу на уроке и заполните карточку рефлексии.
Раздаточный материал:
- карточка для рефлексии:
Утверждения | Выполнение |
Я знаю, как определить определения |
|
Я знаю, какие части речи могут выступать в качестве определения |
|
Самостоятельную работу я выполнил без ошибок. |
|
В самостоятельной работе я допустил ошибки. |
|
11. Домашнее задание:
Из повести Пушкина “Капитанская дочка” выписать по 5 предложений с определениями, выраженными разными частями речи. Определения подчеркнуть.