Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Способы определения фонемного состава слов»

0
0
Материал опубликован 20 June 2016

Технологическая карта урока русского языка учителя МБОУ « ЖСОШ» Ильиновой Светланы Дмитриевны.

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 5

УМК: учебник «Русский язык» для ОУ под редакцией В.В. Репкина.

Тема урока: Способы определения фонемного состава слова.

Цели урока:

  • обучающие: сформировать понятие о способе определения фонемного состава слов, развивать орфографическую зоркость;
  • развивающие: постановка целей, организация и планирование собственных действий, умение предвидеть результат, анализ собственной деятельности, определять границы собственного знания и незнания, навыки сотрудничества, теоретическое мышление;
  • воспитывающие: умение анализировать, сопоставлять, развивать способности к мыслительной деятельности, инициативность и самостоятельность, навыки сотрудничества.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УУД, принципы системно-деятельностного подхода

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Выступление дежурных

Подготовка класса к уроку

.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и учебное действие

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания, ситуация успеха

Выявляет уровень знаний, создает ситуацию успеха

1. Вопрос: на какой вопрос мы отвечали на предыдущем уроке

(что такое фонема, слабая и сильная позиция для согласных и гласных фонем)

Вопросы: 1. Как определить фонему?( выясняли, как она звучит в разных словах, создаваля ряды разных слов)

2. А умеете ли определять слабую позицию на слух? Давайте проверим : В зимнем саду было пусто и спокойно(В зимн-м с-ду был- пуст- и п-стынно).

Сформулируют ответ

По желанию выходят к доске и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

Учащиеся формулируют и отвечают на вопрос

Под диктовку записывают предложение

(В зимн-м с-ду был- пуст- и п-стынно).

Планирование учебного сотрудничества (К) Постановка вопросов ( К)

Построение понятий с целью выделения фонем в словах(П)

Умение находить слабую позицию, умение выбирать

3. Постановка учебной задачи

Цель: создать условия для того, чтобы учащиеся сформулировали способы определения фонемы в слове

4. Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

Учитель спрашивает:

Чтобы определить фонемный состав морфемы, нужно проследить, как она звучит в разных словах. А нельзя ли это сделать в одном слове? (Можно)

В каком случае? Если все звуки в сильной позиции.

2. Определите фонемы в корнях в словах косы-козы

3. А если какой нибудь звук в слабой позиции ? Какую фонему представляет звук? Ведь в в слабой позиции у разных фонем могут быть разные звуки.

4. Учитель задает проблемные вопросы

А если сильную позицию для звука найти не удается?

Например, какую фонему представляет первый гласный звук в слове СОБАКА?

Ваши предположения. Как обозначить фонему?

5. Как определить фонемный состав слова? Для этого нужно выделить морфемы, а затем определить фонемный состав каждого из них.

6. Попробуйте определить фонемный состав слова ПОДПИСКА

Учащиеся отвечают. Если все звуки в сильной позиции.

Определяют фонемы по сильной позиции

‹к›‹о›‹с›ы

‹к›‹о›‹з›ы

[л΄эс] ‹з› в лесу‹с› лезу‹з›Выясняют, какой звук появится в сильной позиции

Учащиеся в результате наблюдения приходят к выводу, что известный способ не подходит.

Определяют средства

( алгоритм, модель)выхода из затруднительной проблемы

‹с?бака›‹со/абака›

Отвечают

Для этого нужно выделить морфемы

Определяют фонемы в морфемах, под-пис-к-а

<под> (пОдпись, поДрезать)

<п΄иС>(пиСать)

<к>

<а> находят сильную позицию в других словах ж.рода в форме ед.числа ударное окончание стенА, водА

Целеполагание

( Р)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П –)

Умение анализировать, искать, выходить из затруднительного положения

Распределяют на морфемы

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе ( К) правильного решения

5.Закрепление новых знаний

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления упр. 52 стр. 87 работаем дружно

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием по алгоритму вслух

Голов—к-а

<головка>

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

Работаем со словом ДРУГ

Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет:

На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке?

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, формулируют вопрос. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ФОНЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА?

Д.З – определить фонемный состав слова упр. 53 стр. 87

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)

Комментарии
Комментариев пока нет.