12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Светлана Евгеньевна605
Россия

t1589544749aa.jpg

Тема урока: «Модест Петрович Мусоргский. Старый замок»

Класс: 4

Дата проведения: 29.04.2020г.

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского.

Задачи:

Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Планируемые образовательные результаты. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к произведению;

уметь определять характер  произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

выполнение действий под руководством учителя;

самостоятельность в разборе музыкального произведения, высказывание собственного впечатления о прослушанной музыке.

Регулятивные

самостоятельно формулировать проблему, определять цель, планировать алгоритм ее решения, самостоятельно оценивать выполненные задания;

давать самооценку.

выполнение действий под руководством учителя;

самостоятельность в формулировании задания: определять цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу.

Познавательные

приобрести умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений прошлого.

составление описательного рассказа музыкального произведения с помощью наводящих вопросов учителя, дополнений одноклассников;

высказывание о прослушанном произведении, умение пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки.

Коммуникативные

сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации;

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

участвовать в работе группы (пары), согласовывать друг с другом пути решения учебной задачи, предвидеть последствия коллективных решений;

участвовать в коллективном пении.

умение  сотрудничать с учителем и сверстниками, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

выполнение совместных действий в групповой работе, умение строить понятные для собеседника высказывания, совместное планирование способов работы, умение договариваться и приходить к общему мнению.

Личностные

формировать уважительное отношение к культуре других народов,  творческую активность и познавательный интерес при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

уметь исполнять вокально-хоровые произведения;

формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности

проявление эмоциональной отзывчивости к изученному произведению;

умение оформлять свои мысли  в письменной речи с помощью учителя, товарищей;

высказывание личностно-оценочных суждений о музыкальном произведении, умение структурировать и систематизировать изученный материал


Основные термины, понятия:

Интонация – небольшой мелодический оборот, в котором заключено основное музыкальное содержание произведения.

Пьеса (от фр. Pièce – произведение, отрывок, часть) – законченное сольное или ансамблевое музыкальное произведение небольшого размера.

Музыкальный цикл – совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке.

Сюита – музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.

Музыка (от греч. musa – муза) – стройное, гармоническое сочетание инструментальных или вокальных звуков, с предназначением действовать на чувство человека.

Трубадуры  средневековые поэты-музыканты (инструменталисты и певцы).

Менестрель (от лат. ministerialis  «слуга»)  многозначный термин для поэта-музыканта в разные периоды европейской истории.

Виола  семейство струнных смычковых музыкальных инструментов.

Арфа  струнный щипковый музыкальный инструмент, состоит из двух расположенных под углом рам, между которыми натянуто множество струн. 

Синквейн  пятистрочная стихотворная форма.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, плакат с терминами к уроку, портреты Модеста Петровича Мусоргского и Виктора Александровича Гартмана, учебник «Музыка. 4 класс» (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.), раздаточный материал.

План урока (этапы урока):

Организационный момент (2 минуты).

Самоопределение к деятельности (мотивационно-целевой) (5 минут).

Работа по теме урока (поисково-исследовательский) (15 минут).

Физкультминутка (3 минуты).

Продолжение работы по теме урока (практический, вокальная работа) (10 минут).

Подведение итогов урока и рефлексия (рефлексивно-оценочный) (5 минут).

Информация о домашнем задании (5 минут).



Ход урока:

Организационный момент (2 минуты)

Учащиеся заходят в кабинет под музыку Модеста Петровича Мусоргского «Прогулка».

Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас всех на сегодняшнем уроке. Садитесь и мы начнем наше занятие. (Учащиеся приветствуют учителя, садятся.)

Самоопределение к деятельности (мотивационно-целевой) (5 минут).

Произведение, которое помогло нам начать урок называется «Прогулка». Что такое прогулка? (Хождение или недалекая поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе, прогулка). Расскажите о человеке, которого описывает музыкальное произведение. (Этот человек, возможно, мужчина. Он уверенный, серьезный. Его походка спокойная, размеренная. Возможно, в какие-то моменты становится слегка торопливой.)

(Презентация. Слайд № 2 (портрет Модеста Петровича Мусоргского)

Не похож ли этот человек на того, которого вы описываете? Кто изображен на портрете? (Композитор Модест Петрович Мусоргский.) Как вы думаете, куда может торопиться Модест Петрович Мусоргский? (Предположения детей.)

Вместе с соседом по парте найдите ответ на мой вопрос в тексте, который лежит на ваших столах.

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов: «Гном»; «Старый замок»; «Тюильрийский сад»; «Быдло»; «Балет невылупившихся птенцов»; «Два еврея – богатый и бедный»; «Лиможский рынок»; «Катакомбы»; «Избушка на курьих ножках»; «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки». Слово «сюита» обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

Итак, куда же торопится Модест Петрович Мусоргский? (На выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана.) Да, верно, Модест Петрович Мусоргский торопится в картинную галерею, чтобы посмотреть на творения своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана.

(Презентация. Слайд № 3 (картинная галерея)

(Презентация. Слайд № 4 (портрет Виктора Александровича Гартмана)

Что заинтересовало Модеста Петровича Мусоргского на этой выставке? (10 сюжетов-картин Виктора Александровича Гартмана.) Что еще интересного вы узнали из текста? (После посещения выставки Виктора Александровича Гартмана Модест Петрович Мусоргский создал сюиту «Картинки с выставки», чтобы передать свои впечатления.)

Работа по теме урока (поисково-исследовательский) (15 минут).

Получается, композитор сумел передать с помощью музыки то, что увидел на картинах В. А. Гартмана. Кажется, у нас возникла проблема. Какая? (Учащиеся формулируют проблему: сможем ли мы увидеть картину в музыкальном произведении Модеста Петровича Мусоргского?) Как же нам решить эту проблему? (Попросим композитора проводить нас на выставку, но не картинную, а музыкальную.)

Скажи, кто внимательно читал текст, что такое «сюита»? (Сюита – музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.) Верно, другими словами, сюита – музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла. «Картинки с выставки» – это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Что услышит человек, слушающий «Картинки с выставки? (Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Виктора Александровича Гартмана. Картины меняются одна за другой.)

(Презентация. Слайд № 5 («Прогулка»)

Сейчас мы с вами рассмотрим несколько произведений. Первое – «Прогулка». Автор словно рисует шаги. Мелодия напоминает русскую народную песню, не только переменным метром, но и собственной широтой и глубиной. Давайте еще раз прослушаем это произведение. Закройте глаза и погрузитесь в звуки, представьте, что идете рядом с Модестом Петровичем Мусоргским на выставку. (Учащиеся слушают «Прогулку».)

(Презентация. Слайд № 6 («Старый замок»)

Далее – «Старый замок». Лирический герой подходит к следующему произведению искусства – акварельному рисунку, написанному в Италии. Что он видит? (Старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур.) Кто такие трубадуры? (Трубадуры  средневековые поэты-музыканты (инструменталисты и певцы.) Печальная мелодия льется из уст молодого музыканта. Что вы слышите? (Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Постоянно повторяющийся бас позволяет воспроизвести музыку средневековья, тема варьируется, напоминая живое пение.)

Давайте посмотрим видео, чтобы как можно глубже окунуться в атмосферу, которую Модест Петрович Мусоргский хотел передать слушателям «Старого замка». (Учитель включает видео: https://www.youtube.com/watch?v=eIQNkvPypuc. Учащиеся смотрят и слушают произведение.)

Что вы услышали? Опишите свои эмоции, впечатления. (В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно.)

(Презентация. Слайд № 7 (отрывок из стихотворения)

Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

«… Старая песня о счастье вновь звучит,

И над рекой слышится голос печальный.

Песня грустная, песня вечная, голос печальный …»

t1589544749ab.pngt1589544749ac.pngОткройте свои учебники на странице 78. Читаем нижний абзац.

Физкультминутка (3 минуты).

Ритмическая пауза: движения под музыку «Прогулка».

Продолжение работы по теме урока (практический, вокальная работа) (10 минут).

Как вы уже сказали, трубадуры – средневековые бродячие музыканты. Сейчас мы с вами посмотрим видео с песней, которую позже будем исполнять. (Учитель включает видео: https://www.youtube.com/watch?v=ogRkYS-9CnY. Учащиеся смотрят и слушают произведение.)

Понравилась песня? Это «Серенада Трубадура» из мультфильма «Бременские музыканты» Давайте исполним ее вместе, но сначала подготовимся к вокальному исполнению: бродячим музыкантам нужно иметь крепкое здоровье, чтобы много путешествовать и петь свои песни, выполним гимнастику, которая укрепляет дыхательные органы, улучшает вокальные способности. (Учащиеся выполняют упражнения, повторяя их за учителем и, таким образом, готовятся к исполнению «Серенады Трубадура».)

Учитель раздает учащимся текст песни. Вокальное хоровое исполнение Серенады Трубадура. Звучит фонограмма песни, дети исполняют по тексту.

Вы настоящие трубадуры, молодцы!

Подведение итогов урока и рефлексия (рефлексивно-оценочный) (5 минут).

Вы сегодня хорошо потрудились. Пора подводить итоги. Давайте выразим наши впечатления в стихотворной форме – вы сами их сочините. (Учащиеся сочиняют небольшие стихотворения на эмоция от прошедшего урока. Некоторые читают свои творения, но только по желанию.) Спасибо за ваши прекрасные произведения!

Подведение итогов работы, выведение оценки за урок.

Смогли ли вы увидеть картину в музыке? (Да.)

Информация о домашнем задании (5 минут).

Домашнее задание: выучить текст песни «Серенада Трубадура»; нарисовать рисунок на любую тему по выбору: «Старый замок», «Прогулка», «Трубадур».



Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы:

1. Учебник для образовательных организаций «Музыка. 4 класс» (Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5263/start/227948/

3. https://www.youtube.com/watch?v=l-AvW-cytcI&list=PL-mrpEjfjOV9kvz7V3MwjxB4sYG7S581F&index=78

4. https://www.youtube.com/watch?v=iOF8uJ5M4Uo&list=RDiOF8uJ5M4Uo&start_radio=1

5. https://www.youtube.com/watch?v=eIQNkvPypuc

6. https://www.youtube.com/watch?v=ogRkYS-9CnY

7. https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530337/

8. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2018/12/01/tehnologicheskaya-karta-uroka-muzyki-4-klass-po-teme-staryy-zamok

9. https://infourok.ru/scenariy-uroka-muziki-v-klasse-stariy-zamok-3877349.html

10. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5263/conspect/227947/























Самоанализ урока

Дата написания: 30.04.2020г.

Внешние связи урока.

Урок включен в учебнике в тему «В концертном зале. Гармонии таинственная власть…». В этой теме учащиеся знакомятся с музыкальными инструментами, музыкальными жанрами и величайшими композиторами. Каждый урок посвящен новому произведению.

На предыдущем уроке «Вариации на тему рококо» учащиеся слушали музыку в стиле рококо и погрузились в мир изысканных, галантных, кокетливых образов.

На уроке «Старый замок» состоялось знакомство учащихся с сюитой «Картинки с выставки». Они познакомились с таинственной, завораживающей мелодией Средневековья.

На следующем уроке «Счастье в сирени живет…» учащиеся познакомятся с романсом Сергея Васильевича Рахманинова «Сирень», то есть с образом родной природы в музыке.

Все эти, казалось бы, разные тематики уроков, связаны тонкой ниточкой, показывая учащимся красоту и волшебство музыки, передающей образы не хуже кисти и красок. Учащимся прививается любовь к музыке. Они учатся ценить и восхищаться, чувствовать музыку.



Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Цель урока «Познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского» была достигнута.

Так же были выполнены все поставленные задачи урока (обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку; развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением; воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого).

Учащиеся показали, что:

умеют проявлять самостоятельность в разборе музыкального произведения, свободно высказывают собственного впечатления (личностно-оценочных суждений) о музыкальном произведении, умеют структурировать и систематизировать изученный материал

умеют пользоваться ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;

умеют выполнять совместных действий в работе в парах, совместно планировать способы работы, договариваться и приходить к общему мнению;

умеют строить понятные для собеседника высказывания.



Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

Учащиеся работали на каждом этапе урока. Начиная с организационного момента, когда они зашли в кабинет под музыку Модеста Петровича Мусоргского «Прогулка» и вплоть до подведения итогов урока и рефлексия (рефлексивно-оценочного этапа), когда они подтвердили, что смогли увидеть картину в музыке. На этапе самоопределения к деятельности (мотивационно-целевом) они по портрету вспомнили композитора Модеста Петровича Мусоргского. Урок был посвящен работе над его сюитой «Картинки с выставки». Замысел урока состоял в том, чтобы учащиеся окунулись в средневековую атмосферу завораживающего своей таинственностью музыкального произведения, чтобы перед их глазами возник величественный старинный замок, стоящий на отвесной скале. Так же на уроке была исполнена «Серенада Трубадура» из всем известного мультфильма «Бременские музыканты», что еще больше погрузило детей в атмосферу старины. В качестве домашнего задания, помимо выучивания слов «Серенады Трубадура», учащимся было дано задание нарисовать рисунок по одной из предложенных тем: «Старый замок», «Прогулка», «Трубадур». Я думаю, что эмоции, которые они испытали на уроке, должны сыграть свою роль в процессе выполнения этого задания.

3.1. Общая организация урока

Последовательность и распределение этапов урока по времени.

Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

Соблюдение охранительного режима.

Подведение итога урока.

3.2. Содержание урока

Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

Правильность подбора учебного материала на уроке.

Связь теории с практикой.

Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

3.3. Методическая сторона урока и его оборудование

Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

Чередование методов обучения.

Оборудование урока и его использование.



4. Функциональный анализ урока.

Структура урока целиком и полностью соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Наиболее удачным моментом урока я считаю высказывания учащихся после прослушивания произведения «Старый замок». Было видно, что оно произвело на учащихся достаточно большое впечатление. Они прониклись глубиной произведения Модеста Петровича Мусоргского. Так же достаточно хорошо прошла вокальная часть урока, когда учащиеся исполняли «Серенаду Трубадура». Не совсем удачным моментом, по моего мнению, является работа с учебником, из которого мы прочитали всего лишь один абзац, что выглядело, немного несуразно, непродуманно. Возможно стоило больше внимания уделить подготовке работе с учебником или же вообще не включать ее в урок. Стиль отношений учителя и учащихся соответствовал успешному формированию результата урока. Атмосфера на уроке была спокойная, душевная, что способствовало высокому уровню работы и усвоения знаний.



5. Оценка конечного результата урока.

Я считаю, что качество знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке «Модест Петрович Мусоргский. Старый замок» достаточно высокое. За урок было выполнено все, что было запланировано. Ученикам понравился урок, они смогли прочувствовать произведение, окунуться в него, понять его. Воспитательные и развивающие задачи урока так же были выполнены.

Я не считаю, что урок провела на «отлично», были некоторые шероховатости, которые в дальнейшем, с опытом, будут исправляться. Но все-таки занятие прошло хорошо, чем я, естественно, довольна.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.