12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Марина Королева212 |
План-конспект урока с использованием АМО по учебной дисциплине «Русский язык» для студентов второго курса
ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры»
по учебной дисциплине «Русский язык» для студентов
второго курса
по специальности 51.02.01 МКД.02.01.01 «Народное художественное творчество»
Преподаватель общеобразовательных дисциплин:
Королёва Мария Николаевна
Шацк
2020
Тема: Простое осложнённое предложение.
Цели:
Дидактическая: повторить, обобщить и систематизировать знания о простом осложнённом предложении.
Задачи: 1. Актуализировать знания студентов по теме.
2. Способствовать обогащению словарного запаса
3. Активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
Развивающая: отрабатывать навыки применять изученное на практике.
Задачи: 1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в
обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
Воспитательная: отрабатывать коммуникативные навыки, повысить мотивацию к обучению.
Задачи: 1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
2. Организовать работу в парах.
3. Организовать работу в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технология: игровая (игра-соревнование).
Необходимые материалы: компьютер, проектор, блокноты, листочки бумаги.
Основные понятия: осложнённое предложение, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, приложение, вводное слово.
Контроль времени: 45 минут
Первая фаза. Первый этап. Приветствие. «Подари улыбку». 1 минута.
Доброе утро, друзья! Вот и наступила долгожданная среда, когда мы снова с вами встретились на уроке русского языка. Сейчас только 8.30. Некоторые из вас еще не успели даже улыбнуться. Сейчас я вам предоставлю эту возможность! (Метод «Подари улыбку»)
Цель: создать благоприятный эмоциональный настрой и комфортную среду.
Посмотрите друг на друга, на меня, в окошко. Улыбайтесь, друзья! Улыбайтесь миру! И пусть сегодняшний урок пополнит копилку наших счастливых мгновений.
Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды. Выберите себе капитана. Он поможет управлять работой, считать набранные баллы.
Второй этап. Вхождение в тему. 3 минуты.
Орфоэпическая разминка.
Цель: обеспечить успешное и комфортное вхождение обучающихся в тему урока.
Посмотрите на экран. Каждая команда читает по одному примеру, правильно расставив ударение. За каждый правильный пример +1 балл. За неправильный-1балл.
1. ФенОмензвонИт по средАм.
ПринЯвдоговОр по годам,
Он Отдал экспЕртамэскОрта
ХодАтайствоаэропОрта.
2. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
Своих малышей баловАть.
На кУхонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
3.Мы с шофЁром пустились по грЯзи
И, подолгу буксуя в грязИ,
ПрорвалИсь к отделению связи –
Нам типОграф прислал жалюзИ.
4.Кто с правилами дружит,
Тот твердо убежден:
ФарфОр нам очень нужен,
А фАрфор не нужён.
5. Нельзя сказать алфАвит,
А можно алфавИт –
Кто говорит алфАвит –
Неверно говорит.
6.Когда мы на машине
Летим во весь опор,
То нас везет не шОфер,
А нас везет шофЁр.
7.И пусть теперь не будет
Секретом для ребят,
Что в парке не статУи,
А стАтуи стоят.
8. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день -
Не расколется кремЕнь.
Третий этап. Определение ожиданий и опасений. 1 минута.
Метод «Блокнот».
Цель: выяснить ожидания студентов, обратить внимание на опасения обучающихся.
Достаньте, пожалуйста, свои блокнотики.
Какие тревоги и заботы волнуют вас? Чего вы боитесь и опасаетесь? Напишите это в своих блокнотах и положите на краюшек стола.
Вторая фаза. Четвёртый этап.Закрепление изученного. 5 минут.
Закончили мы тему «Простое осложненное предложение». И сегодня попробуем систематизировать наши знания.
А для начала немного поиграем. Игра «Предметное лото».
Цель: сориентировать студентов в теме, представить им основные направления для дальнейшей работы.
У каждой команды есть карточки с номерами. Я наугад вытягивает «бочонок» с цифрой и задаю соответствующий вопрос. Отвечает та команда, у которой на карточке есть такой номер. Ответы не выкрикиваются, капитан назначает отвечающего. При неправильном ответе право переходит к другой команде.
( По одному баллу за каждый правильный ответ).
Вопросы:
1)Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения?
2)Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда?
3)Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения?
4)Можно ли утверждать, что в предложении «Андрей бежал навстречу другу сломя голову» сравнительный оборот не обособляется?
5)Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову?
6)Какой осложняющий компонент в предложении « Роман Чернов, студент 3-го курса, уехал на соревнования?
7)Правда ли, что деепричастный и сравнительные обороты в предложении являются обстоятельствами?
8)Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?
9)Правда ли, что в предложении «Андрей, по всей вероятности, сегодня на репетицию не придёт» есть обращение?
Пятый этап. Интерактивная лекция. 10 минут.
Игра «Дуэль».
Цель: Закрепить умение различать простое и сложное предложение от простого осложненного.
Каждая команда составляет небольшой рассказ из 6-7 простых предложений на тему «Моё увлечение». Обязательное условие - осложнять предложения. За каждое осложненное предложение команда получает 1 балл.
Игра «Ты - мне, я – тебе». 7 минут.
Цель: развивать познавательную активность, развивать коммуникативные отношения, умение ставить и задавать проблемные вопросы.
Сейчас команды будут задавать вопросы друг другу. Постарайтесь обдумывать каждый вопрос и ответ. Что вы хотите услышать от команды соперника по пройденной теме?
Шестой этап.Проработка содержания темы. 7 минут.
Игра «Найди ошибку».
Цель: активировать внимание и быстроту реакции.
Используя теоретический материал, подготовьте рассказ о простом осложненном предложении, включив в него 1-2 ошибки. Вторая команда должна эти ошибки найти и справить. ( По 1 баллу за каждую ошибку и за каждое исправление)
Третья фаза. Седьмой этап. Эмоциональная разрядка. 5 минут.
Игра «Письмо другу».
Цель: снять умственное напряжение, эмоциональная разрядка, повышение уровня энергии в аудитории.
Я вам сейчас раздам листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). А вы напишите короткое письмо другу, используя в предложении обращения, причастный и деепричастный и сравнительные обороты, . Листочек необходимо сложить пополам. На одной стороне написать «Дорогой друг!» и перечислить все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишите свои недостатки и подписывайтесь. После этого письмо торжественно вручите адресату.
Когда будете писать, помните слова-напутствия А.де Сент-Экзюпери: «Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
Восьмой этап. Рефлексия. 4 минуты
.
Наш урок подходит к концу. Я хотела бы услышать ваше мнение. Поделитесь впечатлением, какой этап вам показался самым продуктивным, интересным, познавательным?..
И если вы всё хорошо усвоили, поиграем еще немного?
Игра «Снежный ком».
Цель: дать возможность студентам выразить свое мнение об уроке и вспомнить основные этапы.
Я дам вам 1 предложение. Команды по очереди называют следующее предложение с любым осложняющим компонентом, но так, чтобы получилась непрерывная цепочка. Если пауза 10 секунд, право ответа переходит к другой команде. ( За каждое предложение- 1 балл)
Образец 1: Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.
1-ый студент: В пальто, кстати, зимнем.
2-ой студент: В зимнем, но цветастом.
3-ий студент: Цветастом, как летний луг.
4-ый студент: Луг, расположенный недалеко от колледжа.
Подведение итогов. 2 минуты.
Домашнее задание: Составить таблицу (со своими примерами) «Осложненное простое предложение».
Спасибо всем за активную работу и счастливую улыбку!
Приложение
Осложняющие компоненты простого осложненного предложения
Чаще всего, осложняющим компонентом таких предложений выступают
1. однородные члены предложения.
Например: Ни дружелюбная компания, ни уютная обстановка – ничто не радовало именинницу.
2.вводные слова.
Например: Мирослава, по всей вероятности, будет смотреть сегодня фильм.
3.обращения.
Например: Друзья мои, позвольте мне быть сегодня откровенным.
4.уточняющие члены предложения.
Например: На территории колледжа, за учебным корпусом, находится студенческое общежитие..
Обособленные определения как усложняющие элементы
Простые предложения очень часто усложняются обособлениями. В русской филологии выделяют четыре основных группы обособлений, которые включаются в состав простого предложения, тем самым усложняя его. Среди них:
5. Обособленные определения. Пример: Тропинка, мощенная мелким гравием, поднималась вверх.
6. Обособленные дополнения. Пример: Весь коллектив, исключая Пашу, был в сборе.
7. Обособленные приложения. Пример: Мы, хореографы, будем соревноваться сегодня с театралами.
8. Обособленные обстоятельства. Пример: Андрей, несмотря на указания преподавателя , устроил все по своему усмотрению.
Усложняющие элементы в простом осложненном предложении на письме выделяются запятыми.