Подборка методических материалов для учителей-дефектологов
Подборка методических материалов для учителей-дефектологов
Введение
Молодой специалист часто сталкивается в работе с информационным голодом. Как составить рабочую программу? Какие методики потребуются для диагностики? Какие документы необходимы для успешной работы? Какие методические разработки пригодятся на занятиях? Как выстроить работу с родителями? Что предложить на летний период?
В данной подборке я собрала статьи, которые смогут ответить на эти вопросы.
Основная часть
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/diagnosticheskij_material_uchitelyadefektologa_170536.html
Диагностический материал учителя-дефектолога
Список диагностических методик для проведения обследования в ДОУ, направленных на сбор информации по разделам « Восприятие», «внимание», «память», «мышление», «произвольное воображение», «Эмоционально-волевая сфера.», «моторика», «знания основ математики».
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/defektologicheskoe_obsledovanie_mladshego_shkolnika_094540.html
Методические материалы для учителя-дефектолога «Дефектологическое обследование младшего школьника»
В данном материале структурно предоставлены диагностически значимые критерии, комплекс методик обследования обучающихся, примерный план проведения дефектологического обследования
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/dokumentatciya_pedagogadefektologa_195716.html
Презентация «Документация педагога-дефектолога»
В презентации указан обширный перечень документов, которые модет иметь учитель-дефектолог.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabochaya_programma_uchitelyadefektologa_korrektciya_110511.html
Рабочая программа учителя-дефектолога ««Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с затруднениями в обучении. Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирование определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из трех блоков: диагностического (входная диагностика), коррекционно-развивающего, диагностического (выходная диагностика)
Программа коррекционно-развивающего блока включает следующие основные разделы для обучающихся 3-5 лет:
Блок 1. Сенсорные эталоны
Блок 2 . Геометрические фигуры
Блок 3. Количество и счет
Блок 4. Ознакомление с окружающим и развитие речи
Блок 5. Обучение игре
Для обучающихся 5-7 лет программа состоит из следующих основных разделов:
Блок 1. Действия с группами предметов
Блок 2 . Размеры предметов.
Блок 3. Геометрические фигуры
Блок 4. Количество и счет
Блок 5. Пространственные и временные понятия
Программа имеет 4 возрастных блока, разработанных в соответствии с этапами формирования психических процессов и развитием детей.
-четвертый год обучения (3-4 года)
-пятый год обучения(4-5лет)
-шестой год обучения (5-6лет)
-седьмой год обучения(6-7лет)
Рабочая программа коррекционно-дефектологических занятий
Дефектологическая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 1-9 классов. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Основные направления коррекционной работы, представленные в программе:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
Развитие артикуляционной моторики;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия и узнавания;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие пространственных представлений и ориентации;
Развитие представлений о времени;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
3. Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотнесенного анализа;
Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Рабочая программа коррекционно-дефектологических занятий
Дефектологическая программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной программы является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы
диагностика, развитие и коррекция высших психических функций учащихся, не усваивающих школьную программу, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоления трудностей обучения школьников, исходя из структуры их нарушений, познавательных потребностей и возможностей.
Программа включает в себя 6 разделов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии общеучебных навыков по предметам и соответствуют элементам программного материала.
№1. Диагностика развития ВПФ. На этом этапе осуществляется обследование развития ВПФ с использованием различного диагностического инструментария. На этом этапе осуществляется знакомство с учащимися, определение основных проблем развития и путей решения этих проблем.
№2. Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по грамматике. В процессе работы с программным грамматическим материалом развиваются фонематический слух, восприятие и мыслительная деятельность, память, внимание и речь. Упражнения и задания носят коррекционный характер и подобраны с учетом возрастных особенностей и уровнем развития учащихся данного класса.
№3 Развитие ВПФ посредством изучения программного материала по математике. Развитие математических знаний и умений в объеме программы. Через призму математических заданий происходит развитие мыслительной деятельности и познавательной активности, внимания и самоконтроля.
№ 4. Мониторинг развития ВПФ. Проводится повторное тестирование учащихся и сравнение результатов. Определяется эффективность коррекционной работы
Дополнительная общеразвивающая программа «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из двуязычных семей»
Содержание Программы направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — детей с ОВЗ) и детей из двуязычных семей (далее — детей-инофонов) в интеллектуальном и речевом развитии, коррекции, социокультурной абилитации и реабилитации, инклюзии, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни.
Отличительная особенность программы данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа включает в себя несколько рабочих программ, каждая из которых предназначена для коррекции определённых дефицитарных функций детей с ОВЗ, но при этом может быть использована для обучения русскому языку детей-инофонов.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/razrabotka_individualnoj_adaptirovannoj_osnovnoj_112223.html
Разработка индивидуальной адаптированной основной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения"
Одним из основных условий инклюзивного образования является обеспечение документационной поддержки инклюзии, в частности — разработка адаптированной программы на нозологию и индивидуальных адаптированных программ в условиях деятельности инклюзивных классов на каждого обучающегося с ОВЗ. В данной статье приводится опыт по разработке индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ как единонаправленной скоординированной деятельностьи специалистов разного профиля.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/profilakticheskaya_rabota_pedagogadefektologa_ignat_121718.html
Профилактическая работа педагога-дефектолога Игнатьковой О.В.
Профилактическая работа педагога-дефектолога предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_kamnej_marbls_pri_obuchenii_detej_s_o_182154.html
Дидактический материал на тему «Использование камней Марблс при обучении детей с ОВЗ».
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. В статье описан опыт работы с данным методическим пособием.
Игры на развитие моторного планирования обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство ликвидации пробелов в знаниях на занятиях учителя- дефектолога
Организация двигательной активности и моторного развития обучающихся с ЗПР важна, так как их особенностью является высокая утомляемость, из этого следует, что активизация двигательной активности является значимой работой как в образовательной деятельности, так и на занятиях учителя-дефектолога. Также важно научить обучающихся с ОВЗ моторному планированию, так как ребенку с моторными дисфункциями, задержкой психического развития трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения. В статье представлены несколько примеров заданий и упражнений из моей практики работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития).
Дидактическое пособие «Рабочая тетрадь дефектолога для занятий по коррекции познавательной деятельности»
Рабочая тетрадь предназначена для учеников с 1 по 4 класс с диагнозом легкая умственная отсталость , но также может быть использована для занятий с учениками с задержкой психического развития. В методичке даются краткие научные знания о каждой из тем урока, предложены дополнительные игры и упражнения по теме, который учитель может применить по желанию на своих уроках. Задания ко всем урокам составлены с учётом возрастных особенностей учащихся с ограниченными возможностями, содействуют воспитанию интереса школьников к самому себе, окружающему миру
Методические пособия «Рабочие тетради для занятий с детьми с ОВЗ» (1 класс, 2 класс, 3 класс)
В пособиях представлены раздаточные материалы для занятий с детьми с ОВЗ. Все разработки апробированы. Материалы могут быть полезны педагогам инклюзивных и общеобразовательных классов, учителям – дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям подготовительных групп, работающих с нормативными детьми. Пособие представляет собой серию рабочих тетрадей:
«Рабочая тетрадь для занятий с детьми с ОВЗ» 1 класс,
«Рабочая тетрадь для занятий с детьми с ОВЗ» 2 класс,
«Рабочая тетрадь для занятий с детьми с ОВЗ» 3 класс.
Каждая тетрадь рассчитана на системные занятия два раза в неделю в течение учебного года и состоит из 120 страниц.
Рекомендации учителя-дефектолога для занятий с детьми с ОВЗ в летний период
Подборка игр, которые помогут детям закрепить полученные знания на практике в летний период.
Заключение
В нашей профессии крайне актуально использование технологии педагогического сотрудничества. С помощью коллег каждый из нас способен выстраивать свою деятельность, апробируя их материалы под свою работу. Вклад портала урок.рф и всех его участников в данном направлении неоценим.
Елена Гаврииловна Гончарова
Ксения
Елена Гаврииловна Гончарова