Занятие «Подготовка к обучению грамоте на основе дидактических Монтессори-материалов и сенсорных упражнений»
Подготовка к обучению грамоте на основе дидактических Монтессори-материалов и сенсорных упражнений
Цель: подготовка детей к овладению письмом и обучению грамоте
Задачи:
1. Подготовка руки к письму
2. Формирование навыков звуко-буквенного анализа
3. Развитие моторной и тактильной памяти
4. Развитие у детей интереса к знаково-символической деятельности
5. Обучение письму и чтению
Контингент: Дети с ограниченными возможностями здоровья (5 вид) с 3 до 7 лет. Дети с 3 до 7 лет, посещающие общеобразовательные группы ДОУ.
Сроки реализации: Проект рассчитан с момента поступления в группу (3 года) и до окончания подготовительного возраста.
Форма реализации: Осуществляется в формате организованной образовательной деятельности. Основная форма обучения - индивидуальный урок-презентация.
Условия реализации: Проект реализуется в рамках интеграции следующих программ: "Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ "Детский сад №99"", "Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья", "Альтернативная система непрерывного образования М. Монтессори".
Проект осуществляется совместно учителем-логопедом и педагогом группы. Для реализации проекта специалисты прошли дополнительную подготовку и получили квалификацию Монтессори-педагог-исследователь. Для работы используются классические Монтессори-материалы и разработанные на основе принципов системы Монтессори и в соответствии с современными требованиями ФГОС дидактические пособия. Требования к помещению и оборудованию предполагают: разновозрастной состав группы, разделение материала по зонам ("Сенсорика", "Язык" и т.д.), автодидактичность ряда материалов, взаимосвязь материалов по всем разделам, внешняя яркость. Материал создан на основе развития сенсо-моторного компонента. Диагностический инструментарий включает: стандарты Монтессори, Диагностические исследования по развитию зрительного гнозиса, формированию механизма письма и подготовки руки к письму.
Актуальность: В истории исследования письменной речи существовало два подхода: один, изучающий письменную речь как формирование психомоторных навыков, ведущих к письму, и другой – изучающий письменную речь от становления моторных навыков письма до становления самой письменной речи как средства общения, освоение которго существенно изменяет строение психических процессов у человека.
Впервые предметом специального психологического исследования проблема в работах Л.С. Выготского. Он сформулировал ряд основных предпосылок, способствующих правильной организации обучения письменной речи:
Необходимость создания мотивов у ребенка, письменная речь должна основываться на способности к абстракции, произвольности, сформированности внутренней речи, предпосылкой развития письменной речи должны стать определенные сенсомоторные навыки – развитие жеста, игры, рисования, подготовка руки к письму
Данные предпосылки нашли свою реализацию в методике обучения письму Ю. И. Фаусек. Предложенная ею система включает в себя два этапа: этап подготовителдьных упражнений и этап непосредственно письма. Вся развивающая среда подготовлена таким образом, что через упражнения ребенок реализует косвенную подготовку к письму. Своеобразие метода заключаетсяв том ,что навык письма возникает как естественный результат в процессе развития руки. Трудности моторного порядка преодолеваются путем многочисленных подготовительных упражнений.
Подготовительный этап:
Работа с материалами по разделам «Сенсорика» и «Практическая жизнь»
Цель: развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, точности, координации, концентрации внимания, зрительной памяти, формирование умения правильно держать карандаш
Подготовка к письму руки через сенсорный материал - Блоки цилиндров, шершавые дощечки, шершавые таблички, лоскутки, вкладыши геометрического и биологического комода.
Подготовка руки к письму через моторный материал - Перекладывание и пересыпание, нанизывание, складывание, упражнения с прищепками, бусинами и пинцетом, замками, шурупами и крышками.
Основной этап:
Цель: подготовка к письму, знакомство с буквами, соотнесение звука и буквы, развитие моторно-тактильной памяти
Классический Монтессори-материал по подготовке к письму:
Металлические рамки вкладыши, упражнения на штриховку, обводку, формирование образа письменной буквы (шершавые буквы, письмо на манке, письмо мелом, работа с подвижным алфавитом, материалы на переписывание слов и коротких предложений, материалы на выработку собственного почерка и др.)
Упражнения и материалы по подготовке к письму, созданные на основе дидактических принципов Монтессори:
работа с буквами( шнурки, пластилин, фасоль, работа с пипеткой)
«зашумленные» буквы
работа с калькой (элементы букв, буквы и слоги)
составление букв из элементов
разрезные картинки букв
Заключительный этап:
В ходе реализации проекта большинство детей овладевают навыками кодирования устной речи и декодирования письменной речи и, приступая к занятиям в школе, умеют писать и читать. Ежегодный диагностический мониторинг учащихся 1-2 классов, которые прошли все этапы данного проекта, свидетельствует об успешном овладении школьной программой по русскому языку.
Прокофьева Елена Витальевна
Климова Елена Викторовна