Занятие «Подготовка к обучению грамоте на основе дидактических Монтессори-материалов и сенсорных упражнений»

0
2
Материал опубликован 26 February 2018 в группе

Подготовка к обучению грамоте на основе дидактических Монтессори-материалов и сенсорных упражнений

Цель: подготовка детей к овладению письмом и обучению грамоте

Задачи:

1. Подготовка руки к письму

2. Формирование навыков звуко-буквенного анализа

3. Развитие моторной и тактильной памяти

4. Развитие у детей интереса к знаково-символической деятельности

5. Обучение письму и чтению

Контингент: Дети с ограниченными возможностями здоровья (5 вид) с 3 до 7 лет. Дети с 3 до 7 лет, посещающие общеобразовательные группы ДОУ.

Сроки реализации: Проект рассчитан с момента поступления в группу (3 года) и до окончания подготовительного возраста.

 

Форма реализации: Осуществляется в формате организованной образовательной деятельности. Основная форма обучения - индивидуальный урок-презентация.

Условия реализации: Проект реализуется в рамках интеграции следующих программ: "Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ "Детский сад №99"", "Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья", "Альтернативная система непрерывного образования М. Монтессори".

Проект осуществляется совместно учителем-логопедом и педагогом группы. Для реализации проекта специалисты прошли дополнительную подготовку и получили квалификацию Монтессори-педагог-исследователь. Для работы используются классические Монтессори-материалы и разработанные на основе принципов системы Монтессори и в соответствии с современными требованиями ФГОС дидактические пособия. Требования к помещению и оборудованию предполагают: разновозрастной состав группы, разделение материала по зонам ("Сенсорика", "Язык" и т.д.), автодидактичность ряда материалов, взаимосвязь материалов по всем разделам, внешняя яркость. Материал создан на основе развития сенсо-моторного компонента. Диагностический инструментарий включает: стандарты Монтессори, Диагностические исследования по развитию зрительного гнозиса, формированию механизма письма и подготовки руки к письму.

Актуальность: В истории исследования письменной речи существовало два подхода: один, изучающий письменную речь как формирование психомоторных навыков, ведущих к письму, и другой – изучающий письменную речь от становления моторных навыков письма до становления самой письменной речи как средства общения, освоение которго существенно изменяет строение психических процессов у человека.

Впервые предметом специального психологического исследования проблема в работах Л.С. Выготского. Он сформулировал ряд основных предпосылок, способствующих правильной организации обучения письменной речи:

Необходимость создания мотивов у ребенка, письменная речь должна основываться на способности к абстракции, произвольности, сформированности внутренней речи, предпосылкой развития письменной речи должны стать определенные сенсомоторные навыки – развитие жеста, игры, рисования, подготовка руки к письму

Данные предпосылки нашли свою реализацию в методике обучения письму Ю. И. Фаусек. Предложенная ею система включает в себя два этапа: этап подготовителдьных упражнений и этап непосредственно письма. Вся развивающая среда подготовлена таким образом, что через упражнения ребенок реализует косвенную подготовку к письму. Своеобразие метода заключаетсяв том ,что навык письма возникает как естественный результат в процессе развития руки. Трудности моторного порядка преодолеваются путем многочисленных подготовительных упражнений.

Подготовительный этап:

Работа с материалами по разделам «Сенсорика» и «Практическая жизнь»

Цель: развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, точности, координации, концентрации внимания, зрительной памяти, формирование умения правильно держать карандаш

Подготовка к письму руки через сенсорный материал - Блоки цилиндров, шершавые дощечки, шершавые таблички, лоскутки, вкладыши геометрического и биологического комода.

Подготовка руки к письму через моторный материал - Перекладывание и пересыпание, нанизывание, складывание, упражнения с прищепками, бусинами и пинцетом, замками, шурупами и крышками.

Основной этап:

Цель: подготовка к письму, знакомство с буквами, соотнесение звука и буквы, развитие моторно-тактильной памяти

Классический Монтессори-материал по подготовке к письму:
Металлические рамки вкладыши, упражнения на штриховку, обводку, формирование образа письменной буквы (шершавые буквы, письмо на манке, письмо мелом, работа с подвижным алфавитом, материалы на переписывание слов и коротких предложений, материалы на выработку собственного почерка и др.)

 

Упражнения и материалы по подготовке к письму, созданные на основе дидактических принципов Монтессори:
работа с буквами( шнурки, пластилин, фасоль,  работа с пипеткой)
«зашумленные» буквы
работа с калькой (элементы букв, буквы и слоги)
составление букв из элементов
разрезные картинки букв

Заключительный этап:

В ходе реализации проекта большинство детей овладевают навыками кодирования устной речи и декодирования письменной речи и, приступая к занятиям в школе, умеют писать и читать. Ежегодный диагностический мониторинг учащихся 1-2 классов, которые прошли все этапы данного проекта, свидетельствует об успешном овладении школьной программой по русскому языку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Я не вижу в данной работе методическую разработку занятия-игры. Здесь представлен долгосрочный проект по обучению грамоте.

8 April 2018

Нет описания самого занятия, хотя проект безусловно интересный. Не соответствует теме конкурса.

8 April 2018

Похожие публикации