ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается процесс подготовки педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Раскрыта сущность понятий: процесс повышения квалификации педагога; дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); инклюзивное образование; профессиональные компетенции педагога; коррекционно-педагогическая деятельность; коррекционно-развивающие педагогические технологии; психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; формы, методы, приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Показаны формы, методы организации учебных занятий в процессе повышения квалификации педагогов, обучающих детей с ОВЗ.
Ключевые слова: процесс повышения профессионального уровня педагога; дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); инклюзивное образование; профессиональные компетенции педагога; коррекционно-педагогическая деятельность; коррекционно-развивающие педагогические технологии; психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; формы, методы, приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время успешное функционирование любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы. В этой связи особую значимость приобретает проблема подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка. В образовательных учреждениях должна быть создана универсальная без барьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. При этом существенно расширяются возможности социализации учащихся, способы их коммуникации с социумом, формируются необходимые предпосылки для включения каждого ребенка в общество.
Одним их наиболее важных факторов, определяющих успех совместного обучения обычных и детей с ограниченными возможностями здоровья, является наличие специально подготовленного педагога. Его подготовка требует концептуальных изменений в системе повышения квалификации. Это означает, что профессиональная деятельность педагога инклюзивного образования выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально - педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Формирование профессиональной компетентности происходит как в процессе профессионального становления личности педагога, так и в процессе непрерывной профессиональной подготовки, которая может реализовываться в условиях учебно-информационной среды учреждений дополнительного профессионального образования. Для этого разрабатываются дополнительные профессиональные программы, направленные на подготовку педагога к работе в условиях инклюзивного образования.
Программы повышения квалификации предусматривают ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области философии образования, педагогики, психологии и отраслей этих наук по реализации инклюзивной практики в образовательном процессе современной школы. Большое внимание уделяется государственной политике в области образования, концептуальным основам и содержанию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», содержанию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе повышения квалификации особое внимание уделяется составляющим компонентам профессиональной культуры педагога, формам и методам ее проявления в профессиональной деятельности. Например:
- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; владение коррекционно-развивающими педагогическими технологиями организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; способность моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ; осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования;
- готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку;
- способность осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ.
Подобный подход обеспечит подготовку педагога, способного осуществить индивидуализацию обучения; реализовать продуктивное сотрудничество с родителями и специалистами службы сопровождения; организовать для детей с ограниченными возможностями здоровья принимающую и понимающую среду, обеспечивающую их социальное и познавательное развитие. Поэтому в лекционном материале представлены разные направления и подходы по определению сущности, форм и видов, особенностей реализации инклюзивного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Следует отметить, что наиболее важным условием качества курсов повышения квалификации является определение содержания обучения, оно должно учитывать потребности педагога и опираться на перечень компетенций, необходимых для осуществления инклюзивной практики. При этом следует учитывать, что инклюзия – это инновация для системы образования, и компетенции, обеспечивающие традиционную практику не идентичны компетенциям, необходимым для реализации инновационного подхода. На наш взгляд наиболее важным будет владение навыками организации: взаимодействия в детском коллективе; взаимодействия с родителями; командного взаимодействия; исследовательской деятельности; проектной деятельности. Для точного определения перечня необходимых компетенций целесообразно использовать метод профессиографирования, что позволит создать некоторую обобщенную эталонную модель специалиста и, в соответствии с этим, определить содержание его подготовки. Формирование подобных компетенций возможно при широком использовании компетентностно-ориентированных технологий: ролевых игр, ИКТ, технологий проектирования и т.д. При такой организации занятий акцент делается на активную самостоятельную работу, конструирование слушателями своих знаний.
Поэтому большое внимание в процессе курсовой подготовки педагогов уделяется определению содержания и организации практических занятий. Они не повторяют лекционный материал, но расширяют и углубляют видение тех актуальных проблем инклюзивного образования, которые составляют содержательный и технологический аспекты педагогической деятельности. На практических занятиях большое внимание уделяется формированию и совершенствованию целого комплекса профессионально-педагогических умений: аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и других педагогических умений, и рефлексивных способностей. Так, например :
- Аналитические: умение взглянуть на обсуждаемые вопросы с разных позиций; систематизировать информацию в виде схем, таблиц, графиков и рисунков; наблюдать, анализировать и оценивать деятельность детей и учителя; выявлять возникшие педагогические проблемы; диагностировать уровень развития, воспитанности и обученности детей с ОВЗ; оценивать методическую оснащенность педагогического процесса, вносить конкретные предложения по его совершенствованию; анализировать собственную педагогическую деятельность (рефлексировать).
- Организаторские: умение задействовать, объединить членов коллектива для выполнения творческого задания; организовать образовательную и самостоятельную деятельность детей с ОВЗ; управлять поведением и действиями детей, регулируя их; выбирать наиболее рациональные формы организации детской деятельности в зависимости от конкретной педагогической ситуации; организовывать собственную педагогическую деятельность.
- Конструктивно-проектировочные: умение формулировать задачи образовательной деятельности с детьми, определить пути и средства их реализации, выбрав оптимальный вариант; прогнозировать результаты педагогического воздействия; отбирать необходимый дидактический материал в соответствии с целями обучения и воспитания, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, создать условия, обеспечивающие эффективность педагогического процесса; планировать работу с детьми с ОВЗ; подбирать формы, виды и средства коррекционно-педагогического воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом знаний их индивидуальных особенностей.
- Коммуникативные: умение устанавливать контакт с группой детей и отдельным ребенком; находить индивидуальный подход к детям; регулировать взаимоотношения между ними; разбираться в конфликтных ситуациях и устранять их; находить правильный тон и форму общения с детьми, родителями учащихся; определять совместно с учителем-логопедом, педагогом-дефектологом общие и специальные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Пользоваться основными методами педагогической диагностики: уровня развития воспитанности, обученности детей с ОВЗ для выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и осуществления преемственности с последующими ступенями образовательной системы.
Большое место отводится систематическому выполнению педагогами практических заданий и упражнений, решению и составлению педагогических ситуационных задач. Педагогические задачи позволяют учителям использовать теоретические знания в условиях, моделирующих различные формы деятельности педагога.
Интенсификация учебного процесса требует использования на практических занятиях передовых технологий обучения, накопленных практикой. Этим целям служат активные методы и приемы обучения.
Самостоятельная работа учителей направлена на осуществление как репродуктивной, так и продуктивной, исследовательской учебной деятельности; развитие творческих способностей.
В целом, следует отметить, что профессиональная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты.
Список литературы
1. Алехина C.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 56-61.
2. Малофеев Н.Н., Никольская О.С. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 5. С. 6-11.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271.