Подготовка урока для детей с ОВЗ
Подготовка урока для детей с ОВЗ
Материалов работы с учащимися ОВЗ в последнее время становится все больше, но выбор зависит от особенностей работы с конкретными учащимися, потому что работа с алалилей или дизартрией легкой степени отличается от работы с детьми с тяжелыми физическими нарушениями. Детям с задержкой развития тяжелее долго концентрировать внимание, работа с речью или даже с отдельными звуками может занимать много времени на уроке.
Проектные работы и творческие задания могут быть разработаны в цифровом формате, с помощью онлайн досок Miro, ProgressMe и других. Промежуточный контроль можно осуществлять в образовательных платформах Учи.ру, SkyEng, Wordwall, LiveWorksheets. Тестовые задания и контрольные работы эффективнее переводить в цифровой формат, используя опросники Google Forms, Online Test Pad и другие.
План урока английского языка в 7 классе
Тема: Еда
Предмет: английский язык
УМК: Forward Вербицкой, 7 класс
Класс: 7 (обучаются по общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями)
Цель урока – знакомство обучающихся с новыми лексическими единицами, работа над произношением и чтением.
Задачи:
закрепление и контроль изученных лексических единиц;
формирование навыков работы с песней;
развитие навыков произношения, работа над артикуляцией звуков [v, w];
формирование навыков чтения на примере диалога из УМК Forward.
Коррекционно-развивающие задачи:
Корригировать переключение внимания, развитие логически и грамматически правильной речи;
Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;
Коррекция и развитие кратковременной памяти, зрительного восприятия с помощью картиной, карточек;
Развитие слухового восприятия на примере песни.
Ход урока
Этап урока | Ход урока | Средства обучения | Время |
Орг. момент | Hello. How are you? Психогимнастика Мимика и пантомима. Smile. Get agry. Smile… Изображение эмоций Mime the smiles. | Смайлики | 2 мин |
Фон. разминка | Артикуляционная гимнастика Работа со звуками Let’s train [v, w] Скороговорка Repeat. Read. | [v, w] Скороговорка | 3 мин |
Проверка д.з. | Чтение диалога Read the dialogue | Аудио | 5 мин |
Динамическая пауза | Разминка для глаз | | 3 мин |
Контроль ЛЕ | Заполнение пропусков Fill in the letters. Анаграммы Кроссворд | Распечатки Wordwall (anagram) Online Test Pad | 10 мин |
Работа с песней | Песня с изученной лексикой Повторение слов Снятие трудностей Прослушивание Чтение Слушаем и поем | Super Simple | 5 мин |
Введение ЛЕ | Введение слов. Show me. Repeat. Read. What’s this? | Картинки Wordwall | 5 мин |
Музыкальная пауза | Игра «Что в коробке?» Game “Magic box”. What’s this? Играет музыка, крутится колесо (random wheel) c номерами 1-6. Учитель достает из коробки картинку с номером (1,2…). Учащиеся называют слово по картинке. | Аудио Wordwall (Random wheel – без звука) Картинки | 2 мин |
Снятие трудностей Чтение | Дыхательная гимнастика. Повторение сложных оборотов речи. Repeat. Read after CD. Чтение по ролям. Work in pairs and read the whole dialogue. | Аудио Учебник | 5 мин |
Подведение итогов | Объяснение домашнего задания. Рефлексия. Что понравилось? Что было легким/трудным? | Распечатки с д.з. (либо отправка через эл.почту/соцсети) | 5 мин |
Работа над письменной речью
Осуществление письменных домашних заданий и их контроль является важным вопросом в процессе работы с детьми с физическими и/или психическими отклонениями. Необходимо понимать, что работа над иностранным языком предполагает развитие и формирование письменных компетенций, поэтому наличие письменных заданий в образовательном процессе нельзя опускать как на уроках, так и в рамках домашних заданий. Работа с письмом для детей с ОВЗ может быть затруднительна в связи с задержками речи, письменной деятельности или физическими отклонениями в развитии, поэтому использование цифровой образовательной среды помогает в организации работы над письменной речью с особенными обучающимися. В современной цифровой образовательной среде существует множество платформ, которые эффективны как для дистанционной работы, так и для работы с детьми ОВЗ:
Google Classroom / Яндекс Класс (отсутствует автоматическая проверка);
Skysmart (генератор интерактивных домашних заданий);
Infourok.ru (бесплатные олимпиады);
Foxford.ru (бесплатные олимпиады, есть уровни сложности);
Uchi.ru (преимущественно для младшего звена).
Google Classroom – платформа, которая имеет массу плюсов и является удобной для проверки любого вида контрольных работ и творческих заданий. Однако защиты от списывания у данной платформы нет, а времени на проверку заданий уходит больше чем на многих других платформах с автоматической проверкой и автоматическим подбором заданий для конкретного класса по школьному учебнику. Если учебник практически нигде не представлен на других образовательных платформах, то лучшим выбором будет работа в системе GoogleClass или Якласс (Яндекс Класс) с добавлением дополнительных материалов и использованием Google Forms (для тестирования и контрольных работ). При необходимости теоретический материал можно добавлять отдельно дополнительными ссылками, например видеоролики, на сайтах «interneturok.ru, infourok.ru, videouroki.net, youtube.com».
Интерактивная платформа Skysmart подходит для закрепления лексических и грамматических тем, содержит большое разнообразие задания по аудированию, чтению, лексике и грамматике. Образовательная платформа содержит задания на большинство базовых школьных предметов, на многие из предметов задания созданы на основе учебника. При выборе заданий можно регулировать их количество, выбирать темы из перечня. Платформа имеет широкий спектр предметов, в том числе содержит большое количество заданий по английскому языку: подготовка в ВПР, контрольные работы и множество других интерактивных заданий по разным лексическим и грамматическим темам. Кроме того, вы можете определить срок сдачи, ограничить время выполнения, регулировать показ ответов ученику, т.е. данная платформа имеет опции защиты от списывания. Сформированную ссылку с заданием для учебников можно отправлять удобным для каждого учителя способом, например, используя социальные сети или мессенджеры. Система автоматически проверяет и оценивает результаты учеников, которые отображаются в личном кабинете учителя.
Для проверки контрольных работы или тестовых заданий можно использовать Google Forms или Online Test Pad – онлайн сервисы для опросов. Существует множество готовых заданий для выполнения на платформах, например, задания по английскому языку ВПР 7 класс; тесты на сравнение времен группы прошедшего времени Past Simple/Present Perfect и многие другие. Для создания тестов на платформе Google Forms пройдите по ссылке: Видео для создания тестов. Платформа «Online Test Pad» является удобным сайтом для организации дистанционного обучения: с помощью приглашений вы можете сформировать группы ваших пользователей и разослать им приглашение по email с персонализированной ссылкой на созданное учителем или готовое задание.
Фонетика
Для работы с фонетикой существует много сервисов, каждый педагог выбирает для себя наиболее удобный вариант работы, например:
starfall.com (с приложением) - фонетика, чтение;
Тренажер Русиновой;
British Council – работа с песнями;
supersimple.com – работа с песнями, образцы для творческих заданий.
Работа со скороговорками является затруднительным заданием, если не подготовить речевой аппарат к произнесению определенных звуков, поэтому работа над любой скороговоркой должна начинаться с отработки отдельных звуков, а также может включать в себя дыхательную гимнастику, работу над артикуляцией звуков и другие методы работы с произносительной стороной речи. «При постановке отсутствующего или неправильного звука ведётся такая работа:
постановка правильной артикуляции, когда ребёнок постигает умение правильно произносить изолированный звук и в простых слогах;
закрепление, введение звука в речь, это постепенное закрепление вновь приобретенного умения и дальнейшая его автоматизация.» [1]
Подготовка артикуляционного аппарата – это одно из условий, необходимых для правильного произнесения звука. Работа над произношением должна строиться на уроках родного языка, иностранного, а также является неотъемлемой частью работы учителя-логопеда.
Проектная деятельность
Проектная деятельность, продуктом которого выступают презентации, давно стала актуальной и активно используется на уроках. Подготовка презентаций может осуществляться не только за счет офлайн программы Power Point, но и посредством таких платформ, как Prezi, FlockDraw, Scribblar.com и других. Практически любую форму проекта можно осуществлять в программе Microsoft Word. Преимуществом онлайн платформы Prezi считаю автоматическое сохранение материала, а также для показа презентации нет необходимости использовать электронный носитель (например, флеш-накопитель или диск) – достаточно сохранить ссылку и передать ее на другой компьютер в удобной форме. Условием успешной презентации Prezi является доступ к Интернету и наличие проектора.
Проектная деятельность может осуществляться и с детьми ОВЗ, многие из которых не могут предоставлять результаты своей деятельности в рукописном варианте, поэтому для работы с такими детьми цифровой формат – единственно возможный вариант организации проектной деятельности. Генеалогическое древо может быть создано не только на бумажном плакате, но и в электронном формате. Со временем в электронное генеалогическое древо можно добавлять членов семьи, редактировать информацию, что является преимуществом перед бумажным носителем, поэтому проектная работа может проводиться не менее успешно и в цифровом формате. Например, шаблон для создания генеалогического древа: Генеалогическое древо, созданное в онлайн-доске «Миро». Доска Miro – это «интерактивное пространство, доступ к которому осуществляется через сеть Интернет, а это значит, что писать и рисовать на ней, прикреплять файлы можно бесконечное количество раз». [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не найден] Доска Миро имеет платную версию, однако есть отечественные аналоги онлайн досок с хорошим функционалом. Например, платформа Pruffme является достойной заменой Miro и подходит для онлайн-обучения и проектной работы. На платформе также можно получить доступ к вебинарам, видеоконференциям, курсам и тестам.
Используемые источники
Методические материалы
Русинова Е.В. Тренажер по чтению. Буквы и звуки. Восток-запад. М, 2008.