12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»
5

Подгрупповое логопедическое занятие с использованием проблемной ситуации «Путешествие в зоопарк» для детей 6-7 лет

Подгрупповое логопедическое занятие с использованием проблемной ситуации

Тема: «Путешествие в зоопарк»

Автоматизация звука [р]

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

уточнение артикуляции и произношения звука [р];

автоматизация звука изолированно, в слогах, словах;

расширение словарного запаса;

формирование образа буквы с использованием конструирования;

обучение детей правильному образованию в речи существительных единственного и множественного числа.

2. Коррекционно-развивающие:

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

развитие навыков звукового анализа и фонематического слуха;

развитие слоговой структуры слова;

развитие дыхания;

развитие ориентации (игра «Голова, живот, ноги»)

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям, доброжелательность, желание помогать.

Оборудование: зеркала; карточки (артикуляционные упражнения); карточки с изображением животных; карточки с окошками «Домики животных»; пособие для дыхательных упражнений «Деревце дыхания»; шишки; мяч; планшеты с резинками; волшебная палочка; игрушки: мартышка, тигр, кенгуру и др.

Ход занятия

Логопед

Добрый день, я рада видеть вас на занятии. Послушайте внимательно стихотворение которое я прочитаю.
(логопед читает стихотворение, выделяя звук [Р])

Ранним утром кое-как,
Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
Работать раку неохота,
Не радует его работа.

Какой звук в этом стихотворении я произносила чаще?

( звук [Р])

Проблемная ситуация

Сегодня утром я получила письмо от зверей из зоопарка (показать письмо). Они пишут, что злой крокодил съел букву в табличках с их названиями, и они, а также посетители не могут узнать, где и чьи клетки. Ребята давайте вспомним, в какой сказке злой крокодил съел солнышко? (дети вспоминают сказку и рассказывают). Что же нам делать? (дети предлагают помочь животным и отыскать букву и звук) Давайте, поможем животным и отыщем этот звук и букву. Какой звук съел злой крокодил, вы узнаете, когда я вам прочитаю стихотворение. Но сначала подумайте и скажите, в зоопарке живут дикие, или домашние животные? (дикие)

Сегодня мы будем помогать животным и упражняться в правильном произнесении звука [р]. Сейчас мы с вами выполним задания и отправимся в путешествие

Анализ артикуляции звука и его характеристика

Как мы произносим звук [р]?
(дети перед зеркалом произносит звук [р] и рассказывает его артикуляционный уклад.
губы в широкой улыбке ,
язычок поднят вверх и дрожит,
горлышко работает,
воздушная струя сильная и тёплая.)

Дайте характеристику звука [р].

Согласный, твёрдый, звонкий.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Перед тем как отправиться на поиски звука, давайте потренируем наши пальчики и язычок и выполним некоторые задания

Массаж рук

Шишки, мы в руках катаем

Пальцы дружно укрепляем (упражнение « пальчики здороваются»)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем снова мы катать.



В руку шишку ты возьми,

На ладошку положи.

Покрути и поверти, (дети 3 раза растирают ладони с вытянутыми пальцами)

Каждый пальчик разотри.

Пальцы будут сильными,

сильными, красивыми (дети заканчивают работу).

Молодцы, хорошо ребята.

А теперь будет тренироваться наш язычок

«Сказка о Весёлом Язычке»

Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.

Упр. «Лягушка»



Подражаем мы лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.


Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, гриб растет большой белый, язычок решил его маме отнести.

Упр. «Грибок»

Пошел язычок дальше и видит, лошадка детей катает. Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.


Упр. «Лошадка»



Язычком пощёлкай громко,

Стук копыт услышишь звонкий.


Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.


Упр. «Качели»





На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Вверх на крышу поднимаюсь



А потом спускаюсь вниз.



Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.


Упр. «Индюк»

Я – индюк «балды- балда».

Разбегайтесь, кто - куда



Испугался язычок и побежал домой. А дома мама испекла блинов. Поел Язычок блинов.

Упр. «Блин»



и решил чаю выпить.


Упр. «Чашечка»



Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки, а теперь нижние зубки.

Упр. «Чистим зубки»

Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый

Дыхательная гимнастика

( дети подходят к пособию «Деревце дыхания»)

Ребята полюбуйтесь на наше красивое дерево, посмотрите какие красивые цветы, а если мы на них подуем, то они будут танцевать. Давайте мы с вами поиграем, представьте, что подул сильный ветер и цветы на деревце начали летать, быстро-быстро, а сейчас ветер утихает, и наши цветы медленно качаются.

«Ветер-ветер-ветерок,

Ты подуй на мой цветок!

Чтоб летел как мотылек…»

«Ветер северный подул – «С-с-с»,

Все листья с липы сдул…

Полетели, закружились и на землю опустились.»


Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Хлопните в ладоши когда услышите звук [р]
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА – ЛО – ПО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РА – РЫ – КО – РУ – АР
в) на уровне слов:
арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.

Логопед

Вот ребята мы с вами добрались до зоопарка (на столе лежат картинки с изображением животных )

Игра «Отгадай слово»
Сейчас я покажу таблички, в которых крокодил съел буквы и звук пропал, а вы внимательно рассмотрите их и догадайтесь, какая же эта буква. Напишите буквы и произносите слова правильно.
(ребята выполняют задание)

Ба_сук, тиг_, ма тышка, кенгу_у, ак, носо ог, во обей, _ысь, ст аус, панте а.

Молодцы ребята справились с заданием, помогли животным и посетителям зоопарка.

Работа над слоговой структурой слов

Игра «Рассели животных по их жилищам»

Теперь осталось расселить животных по жилищам. Прохлопаем в ладоши количество слогов в каждом слове (названии животных) и ты узнаешь, кто в каком домике живет. (количество окошек в домике совпадает с количеством слогов в слове ( названии животных) Вот посмотрите, это домики животных сколько в них окошечек, столько и слогов в слове - названии животного ( дети хлопают в ладоши, считая слоги и расселяют животных в жилища).

Молодцы ребята! Теперь нам с животными (показать игрушки: тигр, верблюд, кенгуру, мартышка и др.) можно поиграть в веселые игры. У меня есть вот такая вот волшебная палочка, если я коснусь вас, вы сможете превратиться в птицу или в животное.

Произнесение изолированного звука [р]

Игра «Раз, два, отвернись в животных и птицу превратись»

Изобрази, как дятел стучит по дереву

(Тр-тр-тр, тр-тр-тр)

Изобрази сердитого тигра и покажи, как грозно он рычит

(Р-р-р)

Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка

(Мур-р-р-р)
Раз, два, отвернись снова в ребят превратись.

Игра «Один – много» (с мячом)

А вы любите играть в мяч, давайте поиграем. Я бросаю вам мяч и называю одно животное, а вы бросаете мяч мне и называете много животных: зубр- зубры, тигр -…, рысь -…, крот -…, верблюд -…, крокодил -…, носорог -…, жираф -…, барсук -…, пантера -…, гепард -…

Автоматизация звука в слогах и словах

Игра «Повторялки»
Попугай живущий в зоопарке очень любит играть в «Повторялки». Давай и мы с тобой поиграем в такую игру.
РА РА РА – РА РА РА РА – РО – РУ – РЫ
РО РО РО – РО РО РО РО – РУ – РЫ – РА
РУ РУ РУ – РУ РУ РУ РУ – РЫ – РА – РО
РЫ РЫ РЫ – РЫ РЫ РЫ РЫ – РА – РО – РУ

А еще попугай любит чистоговорки, и он нам расскажет историю про крота, а вы повторите

Ра-Ра Ра - роет крот нору с утра.

Ро-ро-ро - у крота свое метро.

Ру-ру-ру - любит крот свою нору.

Ры-ры-ры - крот пророет две норы.

Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)

Игра «Голова, живот, ноги»
Я называю слова со звуком [Р], а вы указываете на часть тела, в зависимости от местоположения звука ( голова – слово начинается на данный звук; живот- звук в середине слова; ноги- звук находится в конце слова.
Зуб
р (ноги), барсук (живот), пантера (живот), кенгуру (живот),черепаха (живот), рыба- меч (голова), жираф (живот), крокодил (живот), рысь (голова), крот (живот), тигр (ноги), мартышка (живот).

Работа с планшетами

Ребята, а теперь с помощью резинок сделаем букву Р. И еще раз вспомним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем, рисуем и даже можем сконструировать. Заключение

А теперь я прикоснусь к вам волшебной палочкой и мы с вами опять окажемся в детском саду. Молодцы, ребята вы постарались и помогли животным, и в знак благодарности они передали вам угощение. ( педагог раздает детям конфеты)

Вам понравилось наше занятие?

Что понравилось больше всего?

(ответы детей)





Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.